Цели:
- Учить различать значение предлогов В, НА, ПОД и правильно употреблять их в речи;
- Учить составлять предложения с предлогом по двум опорным словам;
- Учить замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов;
- Уточнить пространственные отношения;
- Активизировать словарь по теме «Насекомые»;
- Развивать зрительное и слуховое внимание, логическое мышление;
- Развивать конструктивный праксис;
- Развивать мелкую и общую моторику;
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к занятию.
Оборудование: фланелеграф, наборное полотно, плоскостные детали дома, кошка с котятами, схемы предлогов В, НА, ПОД (демонстрационные и раздаточные), предметные картинки по теме «Насекомые», бабочки.
Ход занятия
1. Орг. момент
- Ребята, в чем живет муравей? (В муравейнике).
- Под чем построен муравейник? (Под деревом).
- В чем живет пчела? (В улье).
- Где стоит улей? (На лугу).
- Послушайте стихотворение «Кто, где живет?»:
Рыбка в речке, в норке крот.
Каждый где-нибудь живет:
Заяц в поле, мышь в соломе,
Я живу в кирпичном доме.
А вот кошке Мурке негде жить,
Надо домик ей сложить.
Родила котят она,
И квартира ей нужна.
2. Введение в тему
- Давайте построим домик для кошки Мурки и котят.
(Дети по инструкции логопеда выставляют на фланелеграф детали домика: стену, крышу, скамейку, дерево, солнце, облака).
- Что слева? (Дерево).
- Что справа? (Скамейка).
- Что сверху? (Солнце).
- Что снизу? (Цветок).
3. Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит,
Ну, а к дому путь закрыт.
Мы ворота отворяем,
В новый домик приглашаем.
- Давайте сядем, ребята, на стульчики и посмотрим, понравился ли наш дом кошке Мурке.
4. Изучение нового
(Логопед переставляет плоскостную фигурку кошки, а дети озвучивают нахождение кошки).
- Мурка зашла… (В дом).
-Какое маленькое слово сказали? (В).
- Покажите схему маленького слова В.
- Мурка залезла … (На крышу).
- Какое маленькое слово сказали? (НА).
- Покажите схему маленького слова НА.
Мурка заглянула … (Под дом).
- Какое маленькое слово сказали? (ПОД).
- Покажите схему маленького слова ПОД.
- Кошке Мурке очень понравился дом, она говорит вам спасибо.
- Прибежали котята и решили поиграть возле нового дома в прятки.
(Логопед дает указание, а дети по очереди выставляют фигурки котят).
- Саша, спрячь черного котенка на крышу.
- Игорь, спрячь рыжего котенка под скамейку.
- Рустам, спрячь серого котенка на дерево.
- Дания, спрячь белого котенка в дом.
- Пошла кошка Мурка искать своих котят, а найти их не может. Давайте ей поможем.
- Найди, Игорь, черного котенка. Где он был? (На крыше). (Дети находят всех остальных котят).
5. Динамическая пауза
- Котята увидели, что на цветок села бабочка. Давайте поиграем с бабочками. (Логопед раздает детям по бабочке). Ваши бабочки летают по группе. Когда я покажу схему маленького слова НА, вы садите свою бабочку на что-то, когда вы увидите схему маленького слова ПОД - прячьте бабочек подо что-то, когда я покажу схему маленького слова В – спрячьте бабочку во что-то.
6. Закрепление изученного
- Ребята, котята у нас еще маленькие и не всегда правильно говорят, давайте их исправим.
(Логопед в наборное полотно выкладывает схему предложения с ошибками, а дети исправляют).
Бабочка взлетела В забор, В дом. (Бабочка взлетела НА забор, НА дом).
Муравейник построен НА березе, НА ели. (Муравейник построен ПОД березой, ПОД елью).
Комар залетел ПОД дом, ПОД паутину. (Комар залетел В дом, В паутину).
- Оглянулись котята вокруг себя и увидели кого? (Насекомых).
- Кто запутался в паутине? (Муха).
- Где муха? (Муха в паутине).
- Выложите это предложение. (Работа за столами, один ребенок у доски).
- Кто сидит на листе? (Кузнечик).
- Где кузнечик? (Кузнечик на листе).
- Составьте это предложение.
- Кто спрятался под цветком? (Божья коровка).
- Где божья коровка? (Божья коровка под цветком).
- Выложите это предложение.
8. Итог
- Наступил вечер, и кошка Мурка позвала котят домой. Много узнали котята за этот день. С какими маленькими словами они познакомились? Каких насекомых встретили?
- Вы тоже, ребята, сегодня молодцы! Хорошо занимались, были внимательны, правильно отвечали на вопросы и выполняли все задания.