Употребление букв Л, Н, Р для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Конкретизация алгоритма чтения. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цели урока:

1. Продолжить изучение способа обозначения твёрдости и мягкости согласного звука гласными буквами а, я на примере букв Л, Н, Р.

2. Воспитывать чувство товарищества, уважение к ответам одноклассников.

3. Развивать внимание и мышление, речь, интерес к предмету, умения анализировать и синтезировать, самооценку.

Задачи урока: конкретизировать алгоритм чтения в слияниях согласного с гласным.

Тип урока: решение учебной задачи с элементами моделирования.

Оборудование: мультимедийная презентация, звуковые карточки, схемы-модели (букварь В.В.Репкина, с.58-60), сигнальные карточки.

Ход урока

I. Мобилизующий этап.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и свои улыбки подарим гостям.

- Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса. Возьмем с собой внимание, свои знания, конечно же, дружбу и взаимовыручку. Вы готовы? Тогда в путь.

Слайд 2 (на фоне музыки звучат слова)

Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.

- Мы превращаемся в звуковичков и попадаем в сказочный город букв.

Слайд 3.

II. Создание ситуации успеха.

Звуковая зарядка.

- Какие улицы есть в этом городе?

- Пропоём гласные звуки;

- Прочитаем буквы гласных четко, но тихо;

- Начнем громко, постепенно затихая

- Назовите буквы (М, Н, Р, Л).Какие звуки они обозначают? (Согласные, звонкие)

- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. (“Маша и медведь”)

(А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенек.
Съесть бы пирожок…)

Слайд 4.

- Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)

- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).

- Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий)

- Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).

- Назовите букву для обозначения этих звуков. (Схема, см. Б. с. 58)

- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука?

(Схема, см. Б. с. 58)

(Схему дети читают хором)

- Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери предметы”.

Слайд 5.

- Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).

- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.

- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)

- Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы поднимаете карточку - девочки или мальчики.

- Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).

Проверим. Слайд 6.

- Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите ((малина, мороженое, молоток, морковь).

Проверим. Слайд 7.

- Кто себя считает “Знатоком звуков”? Оцените сигналом.

III. Постановка и решение частных задач.

- Идём дальше и попадаем на лесную полянку (Слайд 8), где нас встречают буквы (М, Н, Л, Р,)

Почему они вместе? Что их объединяет? (Согласный, звонкий)

- Но буква М обозначает и мягкий, и твёрдый согласный звук, а какой звук обозначают буквы Л, Н, Р? (Согласный, звонкий, твердый )

(А могут ли они тоже обозначать мягкий звук?

- А мы сейчас понаблюдаем.

- Откроем букварь на с.59 (работа в парах, по рядам).

1 ряд – верхние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Л)

2 ряд – средние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Н)

3 ряд – нижние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Р)

- Задание: прочитайте 2слова по звуковой модели и сравните только первый звук. Работаем тихо, не мешая товарищам.

(По сигналу “мы готовы” работа прекращается).

Проверка (“пара” ребят рассказывает о своих наблюдениях, остальные оценивают сигналами):

- называют слово;

- произносят первый звук и характеризуют его;

- называют букву для обозначения звука.

IV. Моделирование

Вывод – появляются схемы (см. Б. с. 59).

- Какой вывод сделаем? (Буквы Л, Н, Р работают также, как и буква М и могут обозначать и мягкий, и твёрдый согласный звук.) Молодцы!

- Какие буквы при чтении помогут различать твёрдость и мягкость согласных звуков?

(Гласные буквы а, я)

- Как они работают? (Схема, см. Б. с.60)

- Посмотрите на стр. 60. Дядюшка Ага с нами согласился. При чтении надо смотреть на гласную и если стоит гласная а - , то согласный читаем …, а если – я, то…

V. Физкультминутка (зарядка для глаз) (Слайд 9)

VI. Конкретизация алгоритма чтения.

Слайд 10. (чтение слогов)

- Мы снова на сказочной полянке, попробуем прочитать слоги.

(Чтение хором)

- Прочитаем слоги с мягким согласным, с твёрдым согласным звуком.

- Кто себя считает “Знатоком слогов”? Оцените свою работу сигналами.

Чтение слов.

- А сможете прочитать слова?

- Тогда читаем по букварю (стр. 60) слова в столбиках, расставляя пометы.

(Работа по рядам; дети самостоятельно читают слова по букварю, делая разметку).

- У кого получилось? Хотите почитать дома родителям?

- Маша и медведь собрали эти слова в большую корзину, давайте прочитаем их как взрослые. (Слайд 11)

Проверка. – Прочитайте имена собственные. Как вы догадались? (Написаны с большой буквы). Что они обозначают? (Имена людей)

- Кто себя считает “Знатоком слов”? Оцените свою работу сигналами.

VII. Итоговая рефлексия.

- Покажите сигналом – понравился вам урок?

- На какой вопрос искали ответ? (Как работают буквы Л, Н, Р). Смогли ли ответить на этот вопрос?

- Какая буква командует твёрдыми согласными? (А)

- А какая буква командует мягкими согласными? (Я)

- Оцените свою работу на уроке. Слайд 12.

- Я работал активно, у меня всё получилось, урок прошёл удачно (красный).

- Сегодня на уроке не все задания были не такими уж лёгкими, но я справился, у меня получилось (желтый).

- Задания на уроке были очень трудными, я не справился. Мне нужна помощь (зеленый).