Цели урока:
1. Продолжить изучение способа обозначения твёрдости и мягкости согласного звука гласными буквами а, я на примере букв Л, Н, Р.
2. Воспитывать чувство товарищества, уважение к ответам одноклассников.
3. Развивать внимание и мышление, речь, интерес к предмету, умения анализировать и синтезировать, самооценку.
Задачи урока: конкретизировать алгоритм чтения в слияниях согласного с гласным.
Тип урока: решение учебной задачи с элементами моделирования.
Оборудование: мультимедийная презентация, звуковые карточки, схемы-модели (букварь В.В.Репкина, с.58-60), сигнальные карточки.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и свои улыбки подарим гостям.
- Ребята, а вы любите сказки? Тогда отправимся в чудесный, таинственный мир сказки, где всегда совершаются чудеса. Возьмем с собой внимание, свои знания, конечно же, дружбу и взаимовыручку. Вы готовы? Тогда в путь.
Слайд 2 (на фоне музыки звучат слова)
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы сказку послушал и ты.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
- Мы превращаемся в звуковичков и попадаем в сказочный город букв.
Слайд 3.
II. Создание ситуации успеха.
Звуковая зарядка.
- Какие улицы есть в этом городе?
- Пропоём гласные звуки;
- Прочитаем буквы гласных четко, но тихо;
- Начнем громко, постепенно затихая
- Назовите буквы (М, Н, Р, Л).Какие звуки они обозначают? (Согласные, звонкие)
- Угадайте, какая сказка нас встречает? Слушайте:
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет её домой. (“Маша и медведь”)
(А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенек.
Съесть бы пирожок…)
Слайд 4.
- Как зовут девочку? (Маша). Произнесите первый звук ([м]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук (Согласный, звонкий, твердый)
- Кто нёс Машу домой? (Медведь). Произнесите первый звук ([м’]). Покажите его звуковую карточку ( ). Охарактеризуйте звук. (Согласный, звонкий, мягкий).
- Сравните эти звуки : - чем похожи? (Согласный, звонкий)
- Чем различаются? ([м] – твердый, а [м’] – мягкий).
- Назовите букву для обозначения этих звуков. (Схема, см. Б. с. 58)
- Отчего же зависит мягкость и твердость согласного звука?
(Схема, см. Б. с. 58)
(Схему дети читают хором)
- Вы так хорошо справились с заданием, Маша и медведь приглашают вас поиграть в игру “Собери предметы”.
Слайд 5.
- Рассмотрите предметы (малина, мороженое, молоток, морковь, мешок, мяч).
- Поможем героям собрать предметы по первым звукам. Маша собирает предметы, название которых начинается с твёрдого согласного звука [м] – ей помогают девочки. Покажите нужную карточку.
- Медведь собирает предметы, название которых начинается с мягкого согласного звука [м’] – ему помогают мальчики. Покажите нужную карточку. (Работают стоя)
- Будьте внимательны, я убираю предметы, а вы поднимаете карточку - девочки или мальчики.
- Мальчики, какие предметы поймал медведь, назовите (мешок, мяч).
Проверим. Слайд 6.
- Девочки, какие предметы поймала Маша, назовите ((малина, мороженое, молоток, морковь).
Проверим. Слайд 7.
- Кто себя считает “Знатоком звуков”? Оцените сигналом.
III. Постановка и решение частных задач.
- Идём дальше и попадаем на лесную полянку (Слайд 8), где нас встречают буквы (М, Н, Л, Р,)
Почему они вместе? Что их объединяет? (Согласный, звонкий)
- Но буква М обозначает и мягкий, и твёрдый согласный звук, а какой звук обозначают буквы Л, Н, Р? (Согласный, звонкий, твердый )
(А могут ли они тоже обозначать мягкий звук?
- А мы сейчас понаблюдаем.
- Откроем букварь на с.59 (работа в парах, по рядам).
1 ряд – верхние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Л)
2 ряд – средние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Н)
3 ряд – нижние рисунки. Работу какой буквы наблюдаем? (Р)
- Задание: прочитайте 2слова по звуковой модели и сравните только первый звук. Работаем тихо, не мешая товарищам.
(По сигналу “мы готовы” работа прекращается).
Проверка (“пара” ребят рассказывает о своих наблюдениях, остальные оценивают сигналами):
- называют слово;
- произносят первый звук и характеризуют его;
- называют букву для обозначения звука.
IV. Моделирование
Вывод – появляются схемы (см. Б. с. 59).
- Какой вывод сделаем? (Буквы Л, Н, Р работают также, как и буква М и могут обозначать и мягкий, и твёрдый согласный звук.) Молодцы!
- Какие буквы при чтении помогут различать твёрдость и мягкость согласных звуков?
(Гласные буквы а, я)
- Как они работают? (Схема, см. Б. с.60)
- Посмотрите на стр. 60. Дядюшка Ага с нами согласился. При чтении надо смотреть на гласную и если стоит гласная а - , то согласный читаем …, а если – я, то…
V. Физкультминутка (зарядка для глаз) (Слайд 9)
VI. Конкретизация алгоритма чтения.
Слайд 10. (чтение слогов)
- Мы снова на сказочной полянке, попробуем прочитать слоги.
(Чтение хором)
- Прочитаем слоги с мягким согласным, с твёрдым согласным звуком.
- Кто себя считает “Знатоком слогов”? Оцените свою работу сигналами.
Чтение слов.
- А сможете прочитать слова?
- Тогда читаем по букварю (стр. 60) слова в столбиках, расставляя пометы.
(Работа по рядам; дети самостоятельно читают слова по букварю, делая разметку).
- У кого получилось? Хотите почитать дома родителям?
- Маша и медведь собрали эти слова в большую корзину, давайте прочитаем их как взрослые. (Слайд 11)
Проверка. – Прочитайте имена собственные. Как вы догадались? (Написаны с большой буквы). Что они обозначают? (Имена людей)
- Кто себя считает “Знатоком слов”? Оцените свою работу сигналами.
VII. Итоговая рефлексия.
- Покажите сигналом – понравился вам урок?
- На какой вопрос искали ответ? (Как работают буквы Л, Н, Р). Смогли ли ответить на этот вопрос?
- Какая буква командует твёрдыми согласными? (А)
- А какая буква командует мягкими согласными? (Я)
- Оцените свою работу на уроке. Слайд 12.
- Я работал активно, у меня всё получилось, урок прошёл удачно (красный).
- Сегодня на уроке не все задания были не такими уж лёгкими, но я справился, у меня получилось (желтый).
- Задания на уроке были очень трудными, я не справился. Мне нужна помощь (зеленый).