Цель:
- Обеспечить усвоение первоначальных знаний по теме «Умножение одночлена на многочлен»;
- Развивать аналитико-синтезирующее мышление;
- Воспитывать мотивы учения и положительного отношения к знаниям.
Сплочение коллектива класса.
Задачи:
- Познакомиться с алгоритмом умножения одночлена на многочлен;
- Отрабатывать практическое применение алгоритма.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, интерактивный проектор.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент:
Здравствуйте ребята, садитесь.
Сегодня мы продолжаем изучение раздела «Многочлены» и тема нашего урока «Умножение одночлена на многочлен». Откройте тетради и запишите число и тему урока «Умножение одночлена на многочлен».
Задача нашего урока вывести правило умножения одночлена на многочлен и учиться применять его на практике. Знания, полученные сегодня необходимы вам на протяжении изучения всего курса алгебры.
У вас на столах лежат бланки в которые мы будем заносить ваши баллы, набранные на протяжении всего урока, и по итогам будет выставлена оценка. Баллы мы будем изображать в виде смайликов. (Приложение 1)
II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.
При изучении новой темы нам потребуются знания, которые вы получили на предыдущих уроках.
Учащихся выполняют задания по карточкам по теме «Степень и ее свойства». (5-7 минут)
Фронтальная работа:
1) Даны два одночлена: 12p3 и 4p3
Найдите:
а) сумму;
б) разность;
в) произведение;
д) частное;
е) квадрат каждого одночлена.
2) Назовите члены многочлена и определите степень многочлена:
а)5ab – 7a2 + 2b – 2,6
б)6xy5 + x2y - 2
3) Нам сегодня потребуется распределительное свойство умножения.
Давайте сформулируем это свойство и запись в буквенном виде.
III. Этап усвоения новых знаний.
Мы с вами повторили правило умножения одночлена на одночлен, распределительное свойство умножения. А теперь давайте усложним задачу.
Разделитесь на 4 группы. У каждой группы на карточках 4 выражения. Попробуйте восстановить недостающее звено в цепи и пояснить свою точку зрения.
- 8x3(6x2 – 4x + 3) = ………………….……= 48x5 – 32x4 + 24x3
- 5a2(2a2 + 3a – 7) = …………………...…..= 10a4 + 15a3 – 35a2
- 3y(9y3 – 4y2 – 6) = ………………………. =27y4 – 12y3 – 18y
- 6b4(6b2 + 4b – 5) = ………….……………= 36b6 + 24b5 – 30b4
(Один представитель от каждой группы выходит к экрану, записывает недостающую часть выражения и поясняет свою точку зрения.)
Попробуйте сформулировать правило (алгоритм) умножения многочлена на одночлен.
Какое выражение получается в результате выполнения данных действий?
Чтобы проверить себя откройте учебник стр. 126 и прочитайте правило (1 человек читает вслух).
Совпадают ли наши выводы с правилом в учебнике? Запишите правило умножения одночлена на многочлен в тетрадь.
IV. Закрепление:
1. Физкультминутка:
Ребята, сядьте поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь, сейчас мы отдыхаем, мышцы расслаблены, мы изучаем тему «Умножение одночлена на многочлен».
И так мы помним правило и повторяем за мной: чтобы умножить одночлен на многочлен нужно одночлен умножить на каждый член многочлена и записать сумму полученных выражений. Открываем глаза.
2. Работа по учебнику № 614 у доски и в тетрадях;
а) 2х(х2 – 7х - 3) = 2х3 – 14х2 – 6х
б) -4в2(5в2 – 3в - 2) = -20в4 + 12в3 + 8в2
в) (3а3 – а2 + а)(- 5а3) = -15а6 + 5а5 – 5а4
г) (у2 – 2,4у + 6)1,5у = 1,5у3 – 3,6у2 + 9у
д) -0,5х2(-2х2 – 3х + 4) = х4 + 1,5х3 – 2х2
е) (-3у2 + 0,6у)(- 1,5у3) = 4,5у5 - 0,9у4
(При выполнении номера анализируются наиболее типичные ошибки)
3. Соревнование по вариантам (расшифровка пиктограммы). (Приложение 2)
1 вариант: | 2 вариант: | |
1) -3х2(- х3 + х - 5) 2) 14x(3xy2 – x2y + 5) 3) -0,2m2n(10mn2 – 11m3 – 6) 4) (3a3 – a2 + 0,1a)(-5a2) 5) 1/2с(6с3d – 10c2d2) 6) 1,4p3(3q – pq + 5p) 7) 10x2y(5,4xy – 7,8y – 0,4) 8) 3аb(a2 – 2ab + b2) |
1) 3а4х(а2 – 2ах + х3 - 1) 2) -11a(2a2b – a3 + 5b2) 3) -0,5х2y(хy3 – 3х + y2) 4) (6b4 – b2 + 0,01)(-7b3) 5) 1/3m2(9m3n2 – 15mn) 6) 1,6c4(2c2d – cd + 5d) 7) 10p4(0,7pq – 6,1q – 3,6) 8) 5xy(x2 – 3xy + x3) |
Задания представлены на индивидуальных карточках и на экране. Каждый учащийся выполняет свое задание, находит букву и записывает ее на экране напротив того выражения, которое он преобразовывал. Если получен правильный ответ, то получится слово: молодцы! умники 7а
4. Восстановить равенство:
а) 6х2 – 21х = (2х + )
б) 10у3 + 5ху2 = ( + )
Каждый выбирает задание по желанию.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание:
§27, № 615, 617, 619