Цель: формирование у учащихся теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий (знакомство с классификацией профессий Е.А. Климова), развитие представлений о проведении анализа профессий на основе классификации Е.А. Климова, активизация познавательной деятельности учащихся.
Оборудование: в кабинете должен быть компьютер и медиапроектор, карточки-задания.
Предварительная подготовка: учитель заранее готовит презентацию, сопровождающую мероприятие, в кабинете столы расставлены так, чтоб за ними могли разместиться 5 групп по 5 человек. На столе у каждой группы распечатка слайдов № 4, № 6, №7, № 9 презентации.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, наверное, каждый из вас уже задумывался над вопросом: какую профессию избрать в будущем? Как найти в огромном океане профессий ту, что придется по душе, ту, которая будет устраивать вас во всех отношениях? Эти вопросы не дают покоя и вашим родителям, и вашим одноклассникам, и нам, вашим учителям.
Именно поэтому сегодня мы с вами и сделаем первый шаг на пути, ведущем к выбору будущей профессии. Прежде всего, ответьте на вопрос: что вы понимаете под термином “профессия”?
(Ответ учащихся)
Учитель: Прекрасно. Вот какое определение понятия “профессия” можно найти в энциклопедии по социологии: (демонстрируется слайд № 3 презентации).
Профессия
1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием;
2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью.[1]
Толковый словарь русского языка Ушакова определяет профессию как род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования. [2]
На сегодняшний день существуют десятки тысяч профессий. В рамках каждой из них выделяют отдельные виды занятий, области чьей-либо деятельности, называемые специальностями.
Например, профессия – учитель, а специальность – учитель русского языка. Профессия – врач, а специальность?
(Ответ учащихся)
Учитель: Правильно! Терапевт, хирург и т.д.
Существует определенная классификация профессий, предложенная Е. А. Климовым. В зависимости от предмета труда (на что направлен труд) выделяют следующие 5 типов профессий: “Человек - Природа”, “Человек - Техника”, “Человек - Человек”, “Человек - Знаковая система”, “Человек - Художественный образ”[3] (Демонстрируется диаграмма слайда № 4 (рисунок 1))
Рис. 1. Типы профессий
Ребята, приведите примеры профессий, относящихся к системе “Ч-Зн” и “Ч-Х”
(Ответы учащихся, демонстрация слайда №5)
Учитель: Правильно! К системе “Ч-Зн” относятся все профессии, связанные с умственным трудом. Это и бухгалтер, и кассир-оператор, и программист и т.д .
Внутри типа профессии делятся на классы в соответствии с целями труда ( конечная цель). Выделяют три класса профессий: гностические, преобразующие, изыскательные. [3] (Демонстрируется диаграмма слайда № 6 (рисунок 2))
Рис. 2. Классы профессий
Есть профессия - инженер. К какому типу она относится?
(Ответы учащихся)
Учитель: Правильно. К системе Ч-Т, Ч-Зн.
А к какому классу она относится?
(Ответы учащихся)
Учитель: Правильно, можно отнести ко всем трем. Здесь надо учитывать специализацию. Например, инженер-испытатель проводит проверку опытного образца с тем, чтобы в производство попала машина или прибор с наименьшим числом дефектов. У него цель – проверить. Это гностическая профессия.
Инженер-конструктор придумывает схему нового прибора, выполняя рабочие чертежи. Его цель – изобрести. Это изыскательная профессия.
Инженер-технолог контролирует процесс по созданию схем, выдает рекомендации по улучшению работы. Его цель – преобразовать. Какая это профессия?
(Ответ учащихся)
Учитель: Правильно, преобразующая.
Теперь перейдем к характеристикам отделов профессий. В зависимости от орудий труда классы профессий подразделяют на 4 отдела. Это профессии с использованием ручных орудий труда (р), с использованием машин с ручным и ножным управлением (м), с использованием автоматизированного оборудования (а), с использованием функциональных систем организма (Ф). (Демонстрируется диаграмма 7 слайда презентации (рисунок 3))
Рис.3. Отделы профессий
Попробуйте привести примеры самостоятельно.
(Ответы учащихся, демонстрация слайда № 8)
Учитель: Замечательно. Профессии в зависимости от условий труда также делятся на группы. Таких групп тоже четыре: это профессии, предполагающие труд в обычных условиях (об), Труд на открытом воздухе (о), Труд в необычных условиях (н), Труд, связанный с повышенной моральной ответственностью за жизнь человека или материальные ценности. (демонстрируется диаграмма слайда № 9 (рисунок 4)).
Рис. 4. Группы профессий
А теперь, когда вы знаете как классифицируются профессии, давайте поработаем в группах. Представитель каждой группы подходит ко мне и тянет карточку. В ней три профессии. Необходимо составить их формулы. При составлении формул на первом месте мы запишем тип профессии, на втором – класс, на третьем – отдел, на четвертом – группу.
(Представители групп тянут свои карточки)
Учитель: Для успешного составления формулы профессии у вас на столах лежат распечатки рассмотренных ранее слайдов презентации. Давайте с их помощью составим формулу профессии “профессиональный фигурист”. Мы получим следующее: тип: Ч-Ч, класс: пр., отдел: ф, группа: мо
Теперь поработайте самостоятельно, а затем мы обсудим результаты. Время работы – 7 минут
Карточка № 1: бухгалтер токарь актер |
Карточка № 2: водитель адвокат спасатель МЧС |
Карточка № 3: пожарный пианист строитель |
Карточка № 4: геолог столяр крановщик |
Карточка № 5: учитель теннисист машинист |
(Учащиеся работают в группах, составляя формулы профессий)
Учитель: Ну что же, время вышло, приступаем к обсуждению. Представитель каждой группы зачитывает профессию и составленную формулу, давая соответствующие пояснения.
(Учащиеся представляют результат своей работы, обсуждают составленные формулы, совместно исправляют ошибки)
Учитель. Подведем итог нашего классного часа. Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
(Ответ учащихся)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с поставленными в начале классного часа задачами.
Список используемых источников:
1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н., Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. (http://voluntary.ru/dictionary/)
2. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. Д. Н. Ушаков, М.: “Дом Славянской Книги”, 2009 г.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996 г.
4. http://www.profosvita.org.ua/ru/methods/articles/5.html