Цели урока:
- продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
- выявить основные свойства почвы;
- в процессе опытов установить состав почвы;
- развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- вызывать у детей ощущение причастности к природе.
Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.
Ход урока
1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.
- Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?
-Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний плодородный слой земли. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании. Познакомимся с новыми словами: почва, перегной, плодородие.
2. Объяснение нового материала.
-Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт»
-Правильно, это жук. (картинка жука)
-А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!» - постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. С ними и вы сейчас встретитесь.
-На партах у вас лежит почва. Рассмотрите её внимательней. Что мы видим в почве? (остатки корешков, стебельки растений, остатки листьев ит.д.) Какого цвета почва? (тёмного)
Опыт 1. Бросим комок почвы в стакан с водой. Что наблюдаем? (из неё выходят пузырьки воздуха)
Вывод: в почве есть воздух.
Опыт 2. Нагреем почву на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла – стекло «отпотевает».
Вывод: в почве есть вода.
Опыт 3. Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.
Именно перегной даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной. Попробуйте объяснить смысл этого слова, подобрав однокоренные слова. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.
Вывод: в почве есть перегной.
Опыт 4.Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде немного отстояться. Через некоторое время на дно банки осядут мелкие частицы песка, а поверх них более крупные частицы глины.
Вывод: в почве есть песок и глина.
- Кроме того, в почве содержатся растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.
Вывод: в почве есть соли.
- Так что же встретил жучок на своём пути? (капельку воздуха, каплю воды, остатки растений и животных, песчинку, комочек глины, кристаллик минеральной соли)
-Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого так необходимо растениям?
(Мы видим, что корни растений уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растения получают минеральные соли. Соли –питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, они опять попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу: из почвы- в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.) (рисунок)
Физминутка: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.
- А кто мог встретиться нашему жучку во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)
-Действительно, почву часто называют домом для животных.
-Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.
- Послушаем рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на зелёной планете» (рассказывает ученик)
-Что узнали о жизни дождевого червя?
-Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?)
-Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей. Прокладывая путь наверх, он задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.
Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнце, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и также быстро прекратился дождик. Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой-горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же она могла поведать жучку? (Проверка дом.задания) Я хочу показать вам фотографию, на которой мы видим, что произошло с горой под действием ветра и воды.
-Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш жучок.
3. Закрепление.
- Так что же такое почва? Почему так называют почву? Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – чудесная кладовая . На почве растут растения, созревает урожай. Почва даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень медленно – 1 см почвы за 250-300 лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.
- А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1.или2 правильный ответ.
Задание 1.
- Почва образуется от разрушения земли.
- Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.
Задание 2.
- Почва-это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
- Почва-это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.
Задание 3.
- Образуется почва очень медленно.
- Образуется почва очень быстро.
Самопроверка.
-Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.
- Поиграем в игру «Скажи да или нет». Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?
- Беречь растения….(Да)
- Вырубать леса……(Нет)
- Сжигать листья…...(Нет)
- Сажать растения там, где их нет (Да)
- Уничтожать дождевых червей (Нет)
Взаимопроверка.
4. Итог урока.
Кроссворд.
-Умники! Почва – это богатство, её надо беречь. Об этом поговорим на следующем уроке. Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.