Исследование по окружающему миру по теме "Почва". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли;
  • выявить основные свойства почвы;
  • в процессе опытов установить состав почвы;
  • развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • вызывать у детей ощущение причастности к природе.

Оборудование: рисунок жука, почва, стаканы, вода, спиртовка, лабораторное стекло, держатель, штатив.

Ход урока

1. Орг. момент, сообщение темы и целей урока.

- Есть на Земле чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 вёдер. Горстка семян делается большой грудой редисок, огурцов, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется?

-Правильно, земля. У слова «земля» несколько значений. Одно из них – «почва», верхний плодородный слой земли. Сегодня объектом нашего изучения будет почва. Мы узнаем о составе этого вещества, о способах его образовании. Познакомимся с новыми словами: почва, перегной, плодородие.

2. Объяснение нового материала.

-Отгадайте загадку: «Сам чёрен, да не ворон, есть рога, да не бык, шесть ног без копыт»

-Правильно, это жук. (картинка жука)

-А теперь послушайте мой рассказ о приключениях жука. Глубоко-глубоко в земле жил маленький жучок. Был он неугомонный и любознательный. Но скучно и одиноко ему было. «Неужели эта чёрная сырая земля – мой дом?!» - постоянно думал он. И вот решил жучок проложить себе путь наверх. В пути он неожиданно обнаружил других обитателей неживой и живой природы. С ними и вы сейчас встретитесь.

-На партах у вас лежит почва. Рассмотрите её внимательней. Что мы видим в почве? (остатки корешков, стебельки растений, остатки листьев ит.д.) Какого цвета почва? (тёмного)

Опыт 1. Бросим комок почвы в стакан с водой. Что наблюдаем? (из неё выходят пузырьки воздуха)

Вывод: в почве есть воздух.

Опыт 2. Нагреем почву на металлической крышке с одновременным держанием над ней стекла – стекло «отпотевает».

Вывод: в почве есть вода.

Опыт 3. Дальнейшее нагревание почвы – появление дымка и резкого запаха – это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных.

Именно перегной даёт почве тёмный цвет, делает её плодородной. Попробуйте объяснить смысл этого слова, подобрав однокоренные слова. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее.

Вывод: в почве есть перегной.

Опыт 4.Насыплем прокалённую почву в стеклянную банку с водой и размешаем. Дадим воде немного отстояться. Через некоторое время на дно банки осядут мелкие частицы песка, а поверх них более крупные частицы глины.

Вывод: в почве есть песок и глина.

- Кроме того, в почве содержатся растворимые минеральные вещества – соли. Эти соли в виде белого налёта можно увидеть на стенках цветочных горшков, в которых долго жили растения.

Вывод: в почве есть соли.

- Так что же встретил жучок на своём пути? (капельку воздуха, каплю воды, остатки растений и животных, песчинку, комочек глины, кристаллик минеральной соли)

-Мы выяснили, из чего состоит почва. Что из этого так необходимо растениям?

(Мы видим, что корни растений уходят глубоко в землю. Корни дышат воздухом, который находится в почве. Из почвы растения берут воду. Вместе с водой растения получают минеральные соли. Соли –питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, они опять попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества «путешествуют» по кругу: из почвы- в растения, из растений – в тела животных, и с остатками растений и животных – опять в землю. Учёные говорят: происходит круговорот веществ в природе.) (рисунок)

Физминутка: Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение.

- А кто мог встретиться нашему жучку во время путешествия на поверхность земли? (ответы детей)

-Действительно, почву часто называют домом для животных.

-Здесь можно увидеть мышей, кротов, сусликов, хомяков, ос, шмелей, муравьёв. Много в почве разных червей. Самые большие труженики среди них – это дождевые черви.

- Послушаем рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на зелёной планете» (рассказывает ученик)

-Что узнали о жизни дождевого червя?

-Для чего рыхлят почву? (в рыхлой земле растениям легче пробиваться к солнцу, их корням находить питательные вещества. Человек в садах, огородах, полях рыхлит почву. А кто этим занимается в природе?)

-Обрадовался жучок, что живёт он в почве не один, а среди друзей. Прокладывая путь наверх, он задумался: кто же помог построить дом ему и его друзьям? Как же образовалась почва? На этот вопрос жучок решил искать ответ.

Как же прекрасно было на поверхности! Светило солнце, дул лёгкий ветерок, внезапно полил и также быстро прекратился дождик. Вдруг на пути жучка возникла маленькая горка. Грустная она стояла. Попыталась она рассказать жучку, что произошло с её мамой-горой, да не очень хорошо у неё это получилось. Что же она могла поведать жучку? (Проверка дом.задания) Я хочу показать вам фотографию, на которой мы видим, что произошло с горой под действием ветра и воды.

-Теперь мы знаем, почему грустит молодая горка. Узнал это и наш жучок.

3. Закрепление.

- Так что же такое почва? Почему так называют почву? Почва – наша кормилица. Почва – земля, землица. Почва – чудесная кладовая . На почве растут растения, созревает урожай. Почва даёт человеку пищу, одежду, строительный материал. А образуется она очень медленно – 1 см почвы за 250-300 лет. Поэтому к почве надо относиться бережно.

- А сейчас я хочу предложить вам задания, где вы укажите цифрой 1.или2 правильный ответ.

Задание 1.

  1. Почва образуется от разрушения земли.
  2. Почва образуется от разрушения гор, скал, камней.

Задание 2.

  1. Почва-это верхний плодородный слой земли, состоящий из мелких камешков, песка, глины, перегноя, живых организмов.
  2. Почва-это верхний слой земли, состоящий из камешков, песка и глины.

Задание 3.

  1. Образуется почва очень медленно.
  2. Образуется почва очень быстро.

Самопроверка.

-Молодцы, ребята! Хорошо справились с этим заданием. Я очень рада. Обрадовался и наш жучок. Он узнал много интересного о почве и поспешил к себе в домик. Больше она не казалась ему сырой, чёрной и противной.

- Поиграем в игру «Скажи да или нет». Как вы считаете, какие действия человека по отношению к почве правильные, а какие недопустимы?

  • Беречь растения….(Да)
  • Вырубать леса……(Нет)
  • Сжигать листья…...(Нет)
  • Сажать растения там, где их нет (Да)
  • Уничтожать дождевых червей (Нет)

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

Кроссворд.

-Умники! Почва – это богатство, её надо беречь. Об этом поговорим на следующем уроке. Сегодня вы очень хорошо поработали. Спасибо за урок.