Преподавание математики в начальной школе. "Доли"

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

  • формирование понятие дали величины, способности к записи и графическому изображению.
  • решение задач на доли.
  • продолжение работы над анализом числового ряда.
  • обрабатывание вычислительных навыков.
  • закрепление решения составных уравнений.

развивающие:

  • развитие математической речи учащихся, обрабатывание математической терминологии.
  • развитие логического мышления, умения рассуждать, сравнивать.
  • формирование умения точно, последовательно выражать свои мысли.
  • развивать внимание, память.

воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность через самоконтроль и самооценку.
  • воспитывать чувство товарищества, содружества между учениками.
  • развитие творческих способностей.
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, активность.

Литература: Учебник-тетрадь Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс

Ход урока

1. Самоопределени к деятельности

– Проверим, все ли готовы к уроку?

– Посмотрите на меня и покажите с каким настроением Вы пришли на урок ( дети показывают карточки – “Настроение”).

Приложение 1, см. Слайд 1. Настроение.

– Расположите карточки с темами уроков в той последовательности, в какой мы их изучали (на столе набор из четырех карточек).

Слайд 2. На экране проверяется последовательность тем по математике.

– Перевернем карточки и прочитаем появившуюся надпись.

Слайд 3. На экране открывается запись: В математику тропинки одолеем без запинки.

– Эта фраза будет девизом нашего урока.

2. Проверка домашнего задания

Слайд 4. Сравнение эталоном. Комментирование.

3. Постановка целей и определение темы

– Из ответов примера домашнего задания получили ряд чисел.

Слайд 5. На экране ряд чисел – ответы примера из домашнего задания.

– Расположите числа в порядке возрастания.
– Напомните, что значит в порядке возрастания?

По окончании работы на экране слайд с эталоном: числовой ряд в порядке возрастания.

– Под шестизначным числом напишите букву Л.
– Под самым маленьким числом букву Д.
– Под числом, у которого число единиц и сотен одинаковое – букву О.
– Под числом у которого три сотни тысяч – букву И.
– Какое число получили? – ДОЛИ.
– Кто догадался, чем будем заниматься на уроке?

Подтверждение ответа учащийся может сверить с эталоном на слайде, который появится после правильного ответа учащегося(ихся).

4. Актуализация знаний

– Вспомним все, что мы знаем о долях.
– Каким словом можно заменить слово доли (равные части).
– Что означает запись 1/n. (Единицу разделили на n равных частей и взяли одну такую часть).
– Приведите примеры долей (1/2, 1/3, 1/5 …).

5. Повторение

1) Учебник Л.Г. Петерсон “Математика”, 4 класс, стр. 66, № 4.

Слайд 6. Задание на экране.

– Прочитайте запись.
– Что она означает? (1/7 отрезка разделили на 7 равных частей и взяли одну такую часть и т.д.)
– Предлагаю творческое задание. Начертить отрезок, разделить на 7 равных частей и цветным карандашом обвести 1/7 часть.
– Как вы думаете, какой длины может быть отрезок? ( 7 см, 14 см, 21 см, 28 см и т.д.)

Проводится обмен тетрадями для проверки.

Физкультминутка

2) На предыдущем уроке в задании № 3 стр. 66 мы вместе какую долю квадрата составляет закрашенная часть, часть квадрата.

– Вызывают ли затруднения такие задания?
– Хотите поработать самостоятельно?
– Предлагаю работу по вариантам.

Слайд 7. Самостоятельная работа по вариантам.

Проверка: Самопроверка – сверяем с эталоном правильных ответов, появившихся на слайде 7. Самостоятельное оценивание. В эталоне для проверки специально сделана ошибка в первом варианте в последнем примере. Важно, чтобы учащиеся увидели эту ошибку, смогли “озвучить” ее и обсудить.

6. Решение задачи

Стр. 67, № 9 (в).

Вопросы к ответам самостоятельной работы:

– В каком варианте целое разделили на наименьшее число? ( во 2-ом)
– На сколько равных частей разделили целое. (На четыре)
– Какую дробь получили (1/4).
– Прочитайте задачу на стр. 67, № 9 (в). (самостоятельно).

Слайд 8. Задача на экран.

– Как найти площадь всего участка? (Надо взять 200 кв. м четыре раза).
– Как это записать? 200*4=800 (кв. м). Работа у доски.

Физкультминутка

7. Решение уравнений

Стр. 67, № 10.

Слайд 9. Три формулы уравнений, записанных в общем виде.

– Что Вы видите на доске? (Уравнения).
– В каком компоненте неизвестный? (Делимое, делитель, вычитаемое.)
– К какому из уравнений примера 10 подходят формулы уравнений? (Первое уравнение к виду б), второе уравнение – к виду в), третье к виду а).
– Кто очень хочет решить уравнение у доски, но с комментированием. (Уравнения решаются по очереди, учащиеся комментируют решения с проговариванием правил нахождения неизвестного вычитаемого, затем неизвестного делимого.)

8. Резерв

Самостоятельная работа по решению № 10 (в) на стр. 97. В данном случае может привестись работа консультантов (те, кто выполнил задание раньше помогают тем, кто имеет затруднения.

9. Домашнее задание

10. Итог урока

– Чем занимались на уроке?
– Что понравилось?
– Чему научились?
– Покажите какое настроение у Вас в конце урока?

Слайд 1.

– Напомните, кто царица всех наук (Математика).

Слайд 10. Анимация: на букву М в слове математика одевается корона.

– Вместе с математикой мы постигнем новые вершины. До следующего урока. Спасибо.

Анализ урока по математике по теме “ДОЛИ”.

  1. На этапе самоопределения к деятельности было организовано положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“я хочу”), выделена содержательная область (“я могу”).
  2. На этапе проверки домашнего задания учащиеся пошагово сравнивают свое решение со специальным эталоном и сами оценивают свою работу. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
  3. После этапа проверки домашнего задания была проведена работа с числовым рядом, целью которой было повторение знаний о многозначных числах.
  4. На этапе актуализации знаний повторялись знания, умения и навыки для полстроения нового способа действия. Была проведена тренировка соответствующих мыслительных операций. Учащиеся отрабатывали чтение долей, поясняли, что они обозначают. Это вид работы направлена на формирование правильной математической речи.
  5. Творческое задание было ориентировано на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. На данном этапе урока была проведена самопроверка и самооценка.
  6. Работа по вариантам закрепила знания детей о долях. При проведении данного этапа использовались индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняли задания на применение нового способы действия, осуществляли самопроверку, сравнивая с эталоном для самопроверки и оценивали свою работу.
  7. На этапе закрепления выполнялось задание на тренировку ранее изученных алгоритмов. При решении составных уравнений отрабатывалась математическая терминология, умение составить и осуществить план действий, умение строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам.
  8. На этапе рефлексии была организована самооценка учениками деятельности на уроке.

Вывод: Вся система знаний урока построена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволило не только развивать вычислительные навыки, но и эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать.