Формирование вычислительных умений и навыков. Математика. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
  2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
  3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.

Тип урока: урок-деловая игра, работа в микрогруппах.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

2. Постановка цели урока

– Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.

– Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.

– Их президентами являются (перечисляю имена)

Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия.

Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах– напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.

3. Устный счет

– Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм– это очень важно

(За правильный ответ вручаются “денежные купюры” в соответствии со сложностью вопроса. Ответы учащиеся записывают на переносных досках. Задания для устного счета отображаются на доске-из презентации урока)

– Итак, кто больше заработает на счет своего банка.

1. 1) 320 * 2 = 640
    2) 10000 – 5100 = 4900
    3) 126 : 9 = 14
    4) 827 + 406 + 594 = 1827 (100 рублей каждый ответ)

2. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека) (200 рублей)

3. Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет) (100 руб.)

4. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня) (200 руб.)

5. Из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг) (100 руб.)

6. Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (200 руб.)

4. Работа над деловыми бумагами

– А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм. (алгоритм-карточка стоит на столе)

(1..Прочитай.
2. Что известно.
3. Что нужно узнать.
4. Можем ли мы …Почему?
5. Какие главные слова…
6 Реши…)

Задача (в раздаточной карте)

На первом поле посеяли

1 фирма 400 га пшеницы (1900)
2 фирма 200 га пшеницы (950)
3 фирма 300 га пшеницы (1425)
4 фирма 100 га пшеницы (475)
5 фирма 240 га пшеницы (1140),

А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? (500 руб.)

Реши и проверь

– Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. (на раздаточной карте)

(проверка микрогрупп) (каждый по 100 руб.)

Физкультминутка

– Если моё высказывание истинное, то вы молчите, если ложное – хлопайте в ладоши 2 раза:
В 1 км – 100 м
Уменьшить число в 3 раза – значит умножить его на 3.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо большее разделить на меньшее.
200 : 10= 2000

Программированный опрос.

Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно– минус.

(президенты, раздайте карточки)

(карточка ученика)

1 2 3 4 5 6 7 8
               

(Презентация)

1) 440 + 200 = 600
2) 2 км = 200 м
3) 18 месяцев = 1 год 6 месяцев
4) 120 * 4 = 840
5) 4 + 5 – числовое выражение
6) 150 + х = 260
    Х = 260 – 150
    Х = 111

7) 300 * 10 = 3000
8) 5 кг 400 г – 4 кг 100 г = 1 кг 200 г (каждый верный ответ 10 руб.)

Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.

Задача.

– Следующее задание по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит. (Дети читают, на столе выбирают схему, которая подходит к задаче.)

Задача. На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?

1 схема
Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя – ? , в 3 раза больше

2 схема
Пшеницы – 10м по 42 ц
Ячменя – ? В 3 раза меньше

(наклеить краткую запись в деловой лист) (100 руб.)

5. Аукцион знаний

– А сейчас проведем аукцион знаний.

Уважаемые работники фирм! Вы можете приобрести ценные вещи за знания. Начнем торг. Вашему вниманию представлена ценная картина, необычной красоты. (книга, мягкая игрушка)

1) (150 * 4) : 10 + 80 (140)
2) 630 : 70 + 70 : 70 (10)
3) (727 + 73) : 80 + 15 (25)

6. Резерв

Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.

– Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.

(Учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)

Задание.

1-й уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти площадь и периметр. (100р)

2-й уровень
Найди площадь прямоугольной площадки , если ее длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200р)

3-й уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7 см. (300р)

7. Итог

– А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы. Раздайте зарплату своим коллегам.

ФИО Оценка
1  
2  
3  
4  
5  

Деловой пакет с заданиями

Задача 1
На первом поле посеяли 400 га пшеницы, а на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях?

Задание 2
Исправь ошибку:

Задание 3
Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подойдет. Приклейте схему к карте.

На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?

Приложение 1