Цель:
- Формировать вычислительные умения и навыки, умение решать задачи. Анализировать математические задания.
- Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
- Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Тип урока: урок-деловая игра, работа в микрогруппах.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
2. Постановка цели урока
– Сегодня у нас урок необычный. Нам предстоит поработать в фирмах. Возможно, мы не решим глобальных государственных проблем. Мы начнем с малого и шаг за шагом будем продвигаться к будущему. Наша страна стремится стать процветающей. И поэтому многие открыли и продолжают создавать фирмы. С их помощью государство идет вперед.
– Сегодня на уроке открыты фирмы по производству, реализации и сбыту зерна и хлебопродуктов.
– Их президентами являются (перечисляю имена)
Они будут моими непосредственными помощниками. Я являюсь генеральным директором головного предприятия.
Вручаю вам пакет с деловыми бумагами на ближайший период времени.(задания в файлах– напечатанные). Будущее фирм будет зависеть от того, как вы справитесь с поставленными задачами.
3. Устный счет
– Проверим, чья фирма умеет хорошо считать. Умение считать для фирм– это очень важно
(За правильный ответ вручаются “денежные купюры” в соответствии со сложностью вопроса. Ответы учащиеся записывают на переносных досках. Задания для устного счета отображаются на доске-из презентации урока)
– Итак, кто больше заработает на счет своего банка.
1. 1) 320 * 2 = 640
2) 10000 – 5100 = 4900
3) 126 : 9 = 14
4) 827 + 406 + 594 = 1827 (100 рублей каждый ответ)
2. К посеву хлебных культур сначала приступило 130 рабочих и 110 работниц фирм. Их разделили на 10 одинаковых бригад. Сколько человек в каждой бригаде? (24 человека) (200 рублей)
3. Президенту фирмы 35 лет, он старше своего секретаря на 6 лет. Сколько лет секретарю? (29 лет) (100 руб.)
4. Умножьте количество месяцев в году на число дней в неделе. (12*7=84 дня) (200 руб.)
5. Из 1 центнера вычесть 30 кг. (70 кг) (100 руб.)
6. Длина прямоугольного участка под посевы равна 200 метров, а ширина – 20 метров. Чему равна площадь этого участка? (S= 200*20= 4000 квадратных метра.) (200 руб.)
4. Работа над деловыми бумагами
– А теперь приступим к работе по деловым бумагам. Вам нужно решить задачу. В решении вам поможет алгоритм. (алгоритм-карточка стоит на столе)
(1..Прочитай.
2. Что известно.
3. Что нужно узнать.
4. Можем ли мы …Почему?
5. Какие главные слова…
6 Реши…)
Задача (в раздаточной карте)
На первом поле посеяли
1 фирма 400 га пшеницы (1900)
2 фирма 200 га пшеницы (950)
3 фирма 300 га пшеницы (1425)
4 фирма 100 га пшеницы (475)
5 фирма 240 га пшеницы (1140),
А на втором в 3 раза больше чем на первом, а на третьем поле посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях? (500 руб.)
Реши и проверь
– Бухгалтер фирмы допустил ошибку в вычислениях. Найди и исправь ее. (на раздаточной карте)
(проверка микрогрупп) (каждый по 100 руб.)
Физкультминутка
– Если моё высказывание истинное, то вы
молчите, если ложное – хлопайте в ладоши 2 раза:
В 1 км – 100 м
Уменьшить число в 3 раза – значит умножить его на
3.
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или
меньше другого, надо большее разделить на
меньшее.
200 : 10= 2000
Программированный опрос.
Ответьте на вопросы программированного опроса самостоятельно. Если утверждение истинно, вы в карточке ставите плюс в соответствующей колонке, если ложно– минус.
(президенты, раздайте карточки)
(карточка ученика)
1 2 3 4 5 6 7 8
(Презентация)
1) 440 + 200 = 600
2) 2 км = 200 м
3) 18 месяцев = 1 год 6 месяцев
4) 120 * 4 = 840
5) 4 + 5 – числовое выражение
6) 150 + х = 260
Х = 260 – 150
Х = 111
7) 300 * 10 = 3000
8) 5 кг 400 г – 4 кг 100 г = 1 кг 200 г (каждый верный ответ
10 руб.)
Группы обмениваются листочками, взаимопроверка, подсчет баллов.
Задача.
– Следующее задание по деловым бумагам. Прочитайте задачу и установите, какая схема к ней подходит. (Дети читают, на столе выбирают схему, которая подходит к задаче.)
Задача. На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?
1 схема
Пшеницы – 10 м по 42 ц
Ячменя – ? , в 3 раза больше
2 схема
Пшеницы – 10м по 42 ц
Ячменя – ? В 3 раза меньше
(наклеить краткую запись в деловой лист) (100 руб.)
5. Аукцион знаний
– А сейчас проведем аукцион знаний.
Уважаемые работники фирм! Вы можете приобрести ценные вещи за знания. Начнем торг. Вашему вниманию представлена ценная картина, необычной красоты. (книга, мягкая игрушка)
1) (150 * 4) : 10 + 80 (140)
2) 630 : 70 + 70 : 70 (10)
3) (727 + 73) : 80 + 15 (25)
6. Резерв
Ваша фирма участвует в благотворительной акции. Необходимо выполнить задние. Заработанные вами деньги пойдут в фонд защиты природы. Каждый человек сам решает, будет ли он участвовать в этой акции, и какую сумму он может внести.
– Выберите задание на карточках. Чем дороже задание, тем сложнее.
(Учащиеся выбирают задания и выполняют. Сдают учителю.)
Задание.
1-й уровень
Длина прямоугольника 8 см, а ширина 5 см. найти
площадь и периметр. (100р)
2-й уровень
Найди площадь прямоугольной площадки , если ее
длина равна 12 метров, а ширина в 3 раза меньше. (200р)
3-й уровень
Найди площадь квадрата, который имеет такой же
периметр, как прямоугольник со сторонами 5 см и 7
см. (300р)
7. Итог
– А теперь время подвести итоги. Мы плодотворно поработали. Президенты должны отметить своих подчиненных. В сводной ведомости выставьте контрольные баллы. Раздайте зарплату своим коллегам.
ФИО | Оценка |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 |
Деловой пакет с заданиями
Задача 1
На первом поле посеяли 400 га пшеницы, а на втором в
3 раза больше чем на первом, а на третьем поле
посели в 4 раза меньше, чем на втором. Сколько
всего гектаров пшеницы засеяно на трёх полях?
Задание 2
Исправь ошибку:
Задание 3
Прочитайте задачу и установите, какая схема к
ней подойдет. Приклейте схему к карте.
На элеватор привезли 10 машин пшеницы по 42 ц на каждой, а ячменя в 3 раза меньше. На сколько центнеров больше привезли пшеницы, чем ячменя?