Задачи: продолжить формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, важнейших мерах по его охране; учить детей читать схему, развивать способность к эстетическому восприятию природы; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к учебному предмету.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Мы начинаем урок окружающего мира.
- А для чего мы изучаем этот учебный предмет? (чтобы больше узнать о природе, обо всем, что нас окружает)
А как вы узнаете что-то новое для себя? (читаем, рассказывает учитель, спрашиваем у других людей)
- Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего и не узнаешь…
Есть у нас шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что видим мы вокруг,
Все знаем мы от них.
Они по знаку нашему
Являются в нужде.
Зовут их: как и почему,
Кто, что, когда и где?
2. Проверка домашнего задания.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке окружающего мира?
- Какие вопросы вы подготовили по этой теме?
(На доске ромашка с лепестками, на которых записаны вопросы “Как?”, “Почему?”, “Кто?”, “Что?”, “Куда?”, “Когда?” и “Где?” Дети отрывают по одному лепестку и задают свой вопрос одноклассникам, выслушивают ответ, оценивают его.)
Примерные вопросы:
- Как человек использует горные породы и минералы?
- Почему горные породы и минералы называют богатством?
- Где можно найти полезные ископаемые?
- Кто добывает и использует полезные ископаемые?
- Что такое полезные ископаемые?
- Когда люди научились использовать полезные ископаемые?
- Богата наша Земля разными сокровищами. Сегодня я получила очень дорогой подарок. Как вы думаете, что? (…) Хотите взглянуть? (Банка с надписью “Банка сокровищ”.)
- Прочитайте.
- А что за сокровища внутри? (полезные ископаемые)
- А сможете ли вы узнать их? Давайте попробуем.
(Вызываю одного ученика к доске, он достает по одному образцу, показывает ученикам, а те определяют, что это за полезное ископаемое, говорят, как человек его использует.)
- Остались еще сокровища в банке? (нет) Посмотрите внимательно. (нет, ничего)
- А я с вами не согласна. Здесь осталось самое дорогое, самое необходимое для нас с вами сокровище.
Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем,
Ведь он нам необходим.
- Что же это? (воздух)
- Конечно, ребята, это воздух.
3. Определение темы урока. Постановка учебных задач.
- Как вы думаете, ребята, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Воздух.)
- А на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответ?
(Что такое воздух? Кому он необходим? Зачем он нужен? Почему воздух – сокровище? Как сохранить это богатство?)
Уточнение задач урока учителем.
- Что такое воздух?
- Как доказать, что воздух существует?
- Каково значение воздуха?
- Почему загрязняется воздух?
- Как охранять воздух?
4. Изучение нового материала.
- А теперь внимательно посмотрите на схему.
Схема:
Мы живем…
- на планете Земля
- в квартире
- в России
- в городе Чехове
- на дне океана
- Согласны ли вы со всеми этими утверждениями? С чем не согласны?
- Посмотрите на рисунок.
- Над Землей находится огромный воздушный океан, и мы каждый час, каждую минуту сами того не замечая, “купаемся” в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже автобусы и автомобили “купаются” в этом океане.
- Воздушная оболочка Земли – это ее удивительная голубая “рубашка”. Неслучайно нашу Землю называют голубой планетой. Высота воздушной оболочки достигает 1 тысячи километров.
- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем. Обратимся за помощью к учебнику (стр. 38).
Статья в учебнике:
Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если … Продолжи мысль.
(ответы детей)
- Сравните свои ответы с учебником. (на стр. 38) – самост. чтение
- Совпали наши ответы с учебником?
- Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться. А как называется движущийся воздух? (ветер) А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)
- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)
- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)
- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.
- Наблюдая за природой, мы с вами постоянно убеждаемся, что природа разумна, в окружающем нас мире нет ничего случайного, нет ни одного лишнего элемента, все в природе взаимосвязано. Зачем же нужен воздух? Каково его значение? (ответы детей)
- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.
Дыхательная гимнастика.
- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Воздух – это смесь газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа.
- Какого газа в воздухе больше всего? (азота)
- Чуть меньше? (кислорода)
- И совсем мало? (углекислого газа)
- А какой газ, по-вашему, самый важный? (кислород)
- Почему? (он необходим для дыхания)
- Верно. Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)
- Растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород. Таким образом поддерживается равновесие в составе воздуха.
- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
- Рассмотрим рисунок на стр. 38.
- Зачем девочка протирает поверхность листьев растения?
- Почему так важно проветривать помещение?
- А для чего еще нужен воздух?
Опыт с горением.
На блюдце зажигается бумага. Накрывается стаканом. Бумага гаснет.
- Почему погасло пламя?
- Оказывается, не бывает огня без кислорода.
- А это хорошо или плохо?
- С одной стороны, огонь необходим для жизни человека. Когда древние люди научились добывать огонь, жизнь их стала намного легче. Огонь отпугивал хищных животных, согревал людей во время холодов, помогал готовить еду.
- С другой стороны, огонь может быть опасен. Чем? (пожарами)
- Скажите, почему нельзя во время пожара в помещении открывать окно? (приток воздуха усиливает огонь)
- Где легче потушить огонь – в закрытом помещении или на открытом месте? (в закрытом)
Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше!
- А как еще человек использует воздух? Вы сами ответите на мой вопрос, выполнив задание. Работаем в группах.
(каждая группа получает конверт с рисунками:
- одуванчик и клен,
- парусный корабль,
- вертолет, самолет, воздушный шар,
- ветряная мельница.
- Рассмотрите рисунки и подумайте, как они связаны с темой нашего урока. Расскажите о значении воздуха.
- Посмотрите, как работает ветряная мельница. (анимация на диске)
- А вот так выглядит ветровая электростанция, о которой вы только что услышали. (рисунок)
- Вот видите, какое огромное значение имеет воздух, ветер.
- Казалось бы, человек должен только радоваться такому подарку природы – воздуху, заботиться о его чистоте. А что происходит на самом деле?
- На самом деле все чаще и чаще в разных уголках мира можно видеть такие страшные картины.
(зрительный ряд: смог над городом, дымящие заводы, выхлопные газы автомобилей)
- Рассмотрите схему, которую нарисовал Сережа. (стр. 39) Объясните ее значение. (ответы детей)
Комментарий учителя:
Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в разговорах большинства жителей городов. Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они задыхаются.
- Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?
Схема:
Источники загрязнения воздуха:
1) машины,
2) заводы и фабрики,
3) пыль, дым.
Комментарии учителя:
1) Автомобиль стал злейшим врагом природы и человека. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в воздух. Кроме того, он поднимает целые клубы пыли, вдоль дорог растения заражены вредными веществами.
3) Около 50 лет назад от городского дыма в Лондоне погибли 4 тысячи человек. Это было серьезным предупреждением жителям городов всей планеты. Был принят закон о запрещении топлива, оставляющего дым. Но до сих пор проблема задымленности городов не решена. Темнеют здания, разрушаются памятники, в легких людей накапливаются вредные вещества.
- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек, чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)
Схема на доске:
Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,
- посадка растений в городах,
- использование невредных видов транспорта, топлива,
- создание организаций по охране окружающей среды,
День защиты окружающей среды – 5 июня.
Работа в тетради.
Работа в парах.
- Откройте тетради на стр. 17. Прочитайте задание 2.
- Обсудите с соседом и выполните это задание.
Проверка коллективная.
- Если все люди нашей планеты прислушаются к зову природы о помощи, помогут ей, то все мы будем вознаграждены. Наградой нам будет жизнь, отличное здоровье, возможность созерцать красоту, которая доступна только нам, землянам.
(зрительный ряд – красота неба)
Комментарий учителя: текст учебника на стр. 40-41.
5. Подведение итогов урока.
- Вернемся к вопросам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Попробуйте ответить на них сами.
- А теперь оцените свою работу на уроке.
6. Домашнее задание.
Стр. 38 – 41, прочитать, подготовить свои вопросы по теме.