Задачи:
1. Сформировать у детей представление о влиянии человека на природу, знания о нормах взаимодействия его с природой.
2. Воспитание эмпатии, сострадания и желания поддерживать природу, готовность проявить помощь братьям нашим меньшим.
3. Развивать аналитико-синтетические способности, умение обощать.
Оборудование : учебник “ Мы и окружающий мир”, автор Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, карточки для групповой работы, иллюстрации по теме “ Живая и неживая природа”, “ Влияние человека на природу”, карточки “ Красная книга”, “ Твоя Красная книга”, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Организационный момент, психологический настрой.
– Ребята ! Сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит интересная и важная работа. Чтобы с ней справиться, нам необходимо внимание, взаимопомощь и смекалка. Всё это у нас есть, и я уверена, что мы справимся.
II. Актуализация знаний.
1. Стихотворение. (Звучит аудиозапись “Голоса природы”.
А начнём мы нашу работу со стихотворения. Я вам читаю, а в конце стихотворения вы должны ответить хором.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг …. (природа)
– Что же такое природа? (Ответы учащихся)
Основу окружающего мира составляет природа. Природа – это всё то, что существует независимо от человека и не создано им.
– Назовите объекты природы, которые вы запомнили из стихотворения. На какие 2 группы мы подразделяем природу? (Живую и неживую)
2. Работа в парах. У вас на партах лежат конверты и таблицы. Достаньте из конвертов карточки.
– На какие 3 группы можно разделить эти карточки ? (Объекты живой и неживой природы и предметы, которые сделаны руками человека.)
– Покажите и назовите объекты живой природы. (Гриб, колокольчик, берёза, ёжик, заяц) А какие ещё вы назовёте объекты живой природы. (Ответы учащихся . Да, конечно, вы правильно назвали. Человек тоже является объектом живой природы.)
– Покажите и назовите объекты неживой природы. (Дождь, солнце, гора, облака, звёзды, месяц.)
– Покажите и назовите то, что сделано руками человека. (Дом, телевизор, чайник, самолёт.)
3. Фронтальная работа.
– Кто из вас, ребята, знает, из чего человек сделал все эти предметы? (Дом – деревянный – сделан из дерева; крыша, покрыта железом, а железо человек получил из руды; на крыше – кирпичная труба, а кирпич человек изготовил из глины; окна в доме – стекло – получили из песка; чайник - сделан из глины.)
Человек, появившись на планете Земля, развиваясь – стал использовать для своих нужд предметы живой и неживой природы. И мы с вами только что про это рассказали. Но это только малая часть того, что использует человек для себя.
– Как вы думаете, как же называется тема нашего урока, исходя из того, о чём мы с вами только что говорили?
III. Новая тема. Тема нашего урока “ Природа и человек. ” (Открывается доска – на доске иллюстрации живой и неживой природы, картины деятельности человека.)
1. Работа по учебнику. Стр. 26. Работа по рисунку.
А) – Посмотрите на рисунок и давайте составим рассказ по этому рисунку. Работать будем по группам. (Высказывания учащихся)
Перед нами местность, на которой изображены предметы живой и неживой природы: облака, небо, воздух, земля; зайчик, олень, птицы, деревья. И то, что сделано руками человека.
1 группа (1 ряд) В лесу построены домики – видны пеньки от срубленных деревьев, на машине везут срубленный лес. Одиноко стоит олень, он напуган, не знает, куда ему идти. Над этим местом кружатся потревоженные птицы. Почему так произошло ? Человек вырубает деревья – и лишает жилья и пропитания животных, птиц, насекомых , которые жили в этом лесу.
2 группа (2 ряд) Перед нами поле. На поле – тракторист пашет землю, а по полю бежит заяц. Почему заяц оказался посреди поля?
Когда-то на этом месте был луг, на котором росли разные травы, цветы; летали бабочки, пчёлы, шмели; в траве прыгали кузнечики; в земле были норки для мелких зверьков. И вот все они лишились своего дома. Человек забрал этот луг для своих нужд , чтобы посадить для себя: пшеницу, овёс, ячмень или капусту, помидоры или картофель.
3 группа (3 ряд) Вдалеке виден город. Многоэтажные дома, заводы, магазины – чем же это плохо? Над крышами заводов видны трубы, из которых идёт дым, газ. А газ и дым вредны не только для человека, но и для животных, птиц, насекомых.
Б). О нашем городе.
– Назовите место, где живём мы с вами. Что вы знаете о нашем городе? (Высказывания детей. Фотографии г. Кемерово)
– А как вы думаете, наносим ли мы, жители города, вред природе?
Наш город вырос на берегу р. Томи, на месте нескольких небольших деревень, вокруг которых росла тайга. И чтобы появились широкие улицы, были построены дома, пришлось вырубить много деревьев. На правом берегу реки открыли рудник, который и дал толчок в строительстве города. На руднике добывали уголь – главное богатство Кузбасса. Когда добывают уголь, то остаются пустоты в земле, в эти пустоты попадает вода, размывает их, появляются ямы. Может быть, вы видели предупреждения по дороге на Новосибирск, где написано, что скорость автомобилей не должна превышать 40 км \ час, так как в этом месте наблюдается проседание почвы.
В годы Великой Отечественной войны к нам были эвакуированы, то есть перевезены из других городов, заводы, что дало толчок развитию промышленности, но и создало проблемы.
– Какие же это проблемы? Наш город находится в небольшой котловине и ,подъезжая к городу, можно увидеть над ним тёмное облако, окутывающее город сверху.
– как вы думаете, что это может быть ? (Это отходы заводов: газ, клубы дыма, сажа.)
Обобщение. Таким образом, человек всё больше и больше вторгается в природу. А это плохо и для природы, и для человека.
2. Чтение вывода по учебнику. Стр. 26.
3. Красная книга. Рассказ учителя.
– Ребята, а что вы знаете о “Красной книге”? (Ответы учащихся)
Для того, чтобы создать такую книгу, была проделана огромная работа. Учёные изучали, обобщали знания о животном мире. И ,наконец, Международным союзом охраны природы и природных ресурсов в 1966 году все эти материалы были оформлены в книгу, точнее в несколько толстых томов.
– А почему “ Красная книга”? (Потому что переплёт у книг красный. Красный цвет в природе означает – опасность. Так вот книга как бы предупреждает нас: “Внимание, природа в опасности.”)
– В 1978 году была издана Красная книга СССР, теперь это Красная книга России. Но главное отличие Красной книги, изданной в России в том, что в ней описаны не только животные, но и растения. Издана Красная книга и Кемеровской области.
III. Физминутка. (Рисунки: птица – движения полёта птиц, животное – бег на месте, рыба - движения плывёт по воде, человек – ходьба на месте ).
IV. Природа и человек. “Твоя Красная книга”. О Красной книге мы будем узнавать и на других уроках. А сегодня мы начнём создавать свою Красную книгу.
– Как вы понимаете выражение “ Мы создаём свою Красную книгу”? (Ответы учащихся)
Да, совершенно верно, мы будем узнавать о животных, растениях, птицах и будем учиться бережно относиться ко всему живому. А помогут нам в этом ваши друзья – ученики нашего класса. (По мере рассказов учащихся на доске появляются слайды – презентации.)
1). Этому цветку дали название вот по этому предмету. Как вы думаете, почему? (Звон колокольчика – по форме цветки колокольчика напоминают колокол.)
Колокольчик . Выйдешь на опушку или на полянку – перед тобою яркое разнотравье, пёстрый ковёр цветов, среди которых то тут, то там знакомые головки колокольчиков. И вдруг тебе покажется, что над полянкой слышится лёгкий серебристый звон. Оглянешься ещё раз и поймёшь – это пробежал лёгкий ветерок и закивали, закачались головки колокольчиков. Колокольчики вроде бы обычные цветы. А сколько стихов, сколько песен сложено про нас. В народе считают этот цветок целебным.
2). Эту птицу можно часто услышать в нашем лесу. Как вы думаете, кто это? (Запись голоса кукушки)
Кукушка. Если вы никогда не видели кукушку, то уж обязательно слышали. Почти у всех народов о нас сложены легенды, которые породила наша необычная жизнь, точнее необычное поведение. Мы не высиживаем своих птенцов, а подбрасываем яйца в гнёзда других птиц. И поэтому многие не любят нас. Но давайте поговорим о другом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Следующее – едим мы волосатых гусениц, которых другие птицы не едят. Таким образом, мы приносим огромную пользу. К тому же, если в лесу появляется слишком много вредителей, то мы будем “работать” почти без перерыва, пока не уничтожим всех насекомых.
3) А теперь отгадайте загадку
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам.
Он в шубке серенькой зимой,
И в рыжей шубке летом. Кто это?
Белка. Нас называют белкой, хотя мы не белые, а серые зимой и рыженькие летом.
Красота наша не только в шкурке. Мы изящны, когда бежим по стволу, кажемся совсем невесомыми, когда перескакиваем с дерева на дерево, и очень забавны, когда держим в своих лапках шишку. Летом у нас много дел и забот, ведь впереди зима! И трудимся мы “ не покладая рук”, запасая по нескольку килограммов орехов и грибов. А ещё нужно приготовить гнездо. Гнёзда устраиваем в дупле, утеплив его, или делаем “ гайно ” - сплетённый из веток, утеплённый мхом, немного приплюснутый шар.
4). Этому животному приписывают разные невероятные истории, и человек не очень хорошо относится к нему. Посмотрите на рисунок и скажите: “Кто же это”?
Жаба. Во все времена нас не любили, боялись, преследовали, уничтожали. В природе существует два вида жаб – зелёная и серая. Обе мы – ночные жительницы, днём нас можно увидеть только во время дождя или сразу после него. Питаемся мы насекомыми, вредящими растениям. Опытные огородники специально приносят жаб к себе на огород. А вот в Англию даже специально завозили нас, а в Париже был ещё сравнительно недавно жабий рынок.
Все эти растения и животные нуждаются в защите.
V. Рефлексия.
– Ребята, а к нам гость! Вы все его узнали? Да, конечно, это старичок Лесовичок . А давайте расскажем ему, что интересного вы узнали из нашей красной книги ? (Ответы учащихся).
– Для чего мы с вами создаём такую книгу?
Да, конечно, чтобы лучше знать мир, который нас окружает. И, наверное, понимать, что в природе нет только полезных и только вредных представителей. Всё в природе взаимосвязано и не надо нарушать равновесие.
VI. Будь природе другом. Ребята, скажите, а когда мы приносим вред природе, сами того не замечая? Работа по 2 картинкам. (Дети на лугу. Рассказы учащихся.)
1). Работа со знаками. Старичок Лесовичок поможет нам ответить на этот вопрос. Посмотрите внимательно на эти знаки. И расскажите, что они означают. (Рассказы учащихся)
– Если мы с вами будем соблюдать эти правила, то станем друзьями всем в природе.
2) . “Вести из леса – письма из леса”. Нам старичок Лесовичок принёс письма.
– А кто их написал, вы скажите сами. Затем вы карточкой покажите, хорошая это новость или нет. (Сигнальные карточки: зелёная – хорошо, красная – плохо.)
1). Пришёл в лес мальчик, увидел меня и стал дёргать за иголки. А потом бросал в меня камни. Насилу я убежал от него. (Письмо от ёжика – мальчик поступил плохо).
2). А я сидела на ветке. Шла мимо девочка, несла в корзинке грибочки. Увидела меня, положила на пенёк несколько грибков и пошла дальше. Я спрыгнула, взяла их – и на ветки повесила сушить. (Белочка – очень хорошая девочка).
3). Шёл по лесу человек с фотоаппаратом, цветы не рвал, птиц и зверушек не пугал. Увидел меня и говорит: “ Ах, какая прелесть! Какие беленькие колокольчики! И как их много! Просто замечательно”. Сфотографировал и мне на память фотографию оставил. Вот он я ! Узнали ?.. (Ландыш – замечательно , эту фотографию увидят многие люди и полюбуются красоте цветка).
4). Сижу в гнезде, жду, когда появятся мои малютки. И вдруг … шум, гам . Бегают , кричат , по стволам деревьев бьют палками. Ну и страху я натерпелась! (Птичка – плохо вели себя ребята. Если птица улетит с кладки, то яйца остынут и птенцов не будет).
5). Бежим все вместе по тропинке, несём огромную муху, и вдруг – чьи-то ноги. Ну, думаем – раздавят. А человек отошёл в сторону, стоит и смотрит. А потом ещё и гусеницу положил около нашего муравейника. Вот бы все люди так поступали!!! (Муравьи)
VII. Творческое домашнее задание.
– У кого есть желание, можно нарисовать рисунок по теме “Береги родную природу!” или знаки “ Будь природе другом”.
VIII. Подведение итогов.
– Что было на уроке главное? Какие правила поведения в лесу, на лугу запомнили? Что было на уроке интересное?
Самооценка детьми своего эмоционального состояния и деятельности на уроке.
К следующему уроку несколько человек принесли рисунки и знаки “Будь природе другом”.
А Катя написала небольшой рассказ о том, как они с мамой и папой в воскресенье ходили кормить диких уток на р. Искитимке .
Как мы кормили уток.
Вот уже несколько лет на нашей речке Искитимке зимует небольшая стая диких уток и жители подкармливают их. Вот и мы с мамой и папой пошли на берег Искитимки, взяли с собой отваренную рассыпчатую кашу из …… . Когда мы подошли к берегу , там уже было несколько человек, которые кормили уточек кусочками хлеба. Папа спустился пониже и рассыпал кашу на мешковине, чтобы каша не смешивалась со снегом. Уточки подождали, пока папа не ушёл, а потом подошли и стали подбирать этот корм. Мы стояли и наблюдали за ними. Было радостно, что мы помогли птицам. Воронцова Катя, 1 “А” класс.
Максим Горовой вместе с бабушкой покормили птиц у себя во дворе.
Утром в субботу я стоял у окна и смотрел во двор. Ночью выпал снег и всё вокруг было покрыто пушистым снегом. На деревьях сидели нахохлившиеся воробьи и летали несколько синичек. Мы с бабушкой решили их покормить. Для воробьёв взяли семечки, а для синичек лучшее лакомство – несолёное сало. Сало мы порезали и привязали к ветке берёзы, а семечки насыпали на асфальт. Воробьи – трусишки, схватят семечку и улетают. Много корма им не досталось, потому что прилетели голуби и быстро всё склевали. А синички деловито обосновались на ветке берёзы и клевали сало, лишь изредка смотрели на нас чёрными бусинками глаз.
Вечером я рассказал папе о нашем приключении. И папа решил смастерить кормушку и повесить её у нас во дворе. А я предложил ребятам из класса приносить корм и наблюдать за тем, кто же прилетит к нашей кормушке.