Бурное развитие науки, техники, производства, характерное для современной эпохи, ставит перед школой все более сложные и разнообразные задачи. Поток информации постоянно растет. Вместе с тем, в связи с введением Единых государственных экзаменов возникли два противоречия:
1) увеличение объема учебной информации и ограничение времени обучения;
2) между содержанием современного школьного курса физики и потребностями современного российского общества.
Исходя из этого, задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления и т.д. Современный школьник должен уметь в достаточной степени систематизировать и обобщать свои знания, знать соотношения и связи между структурными элементами системы знаний, самостоятельно пополнять и обновлять знания и применять их в различных условиях. Я считаю, что наиболее эффективным средством решения данной проблемы является систематизация знаний.
При систематизации осуществляются такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение и классификация, в ходе которых учащиеся выделяют сходство и различие между объектами и явлениями, группируют их в соответствии с выбранными признаками или основаниями, устанавливают причинно-следственные связи, существенные отношения между объектами и явлениями. В процессе систематизации знаний устанавливаются не только смысловые, причинно-следственные, но и структурные связи: связи внутри физических понятий, законов, теорий, картины мира.
Уровень систематизации знаний зависит от того, на каком этапе изучения курса физики ее проводят. Так, в конце изучения темы систематизируют знания о физических явлениях, понятиях, величинах и законах; в конце изучения разделов – о физических теориях; а в конце изучения всего курса – о физической картине мира.
Существует несколько видов систематизации знаний. Важнейшим является классификация – это вид систематизации, при котором объединение объектов происходит на базе определенных существенных признаков, что позволяет выделить существенное, общее, что объединяет объекты в систему (родовые признаки), и их специфические различия (видовые признаки). При классификации происходит распределение объектов изучения на группы, блоки, модули, в основе которого должны лежать родственные явления, общие закономерности, процессы.
На своих уроках я использую следующую классификацию (приложение 1). Данная классификация позволяет систематизировать знания о механическом движении. Здесь выделяются разные виды механического движения в зависимость от формы траектории, от характера изменения скорости.
Такую систематизацию знаний я провожу на вводном уроке по “Кинематике” в 9 классе. В данной схеме отражается все виды механического движения, которые будут изучаться в данном разделе.
Другим видом систематизации знаний является установление логико-генетических связей, отраженных в определении понятий. На уроках физики в 7 классе я даю план характеристики физической величины и план рассказа о физическом приборе.
План характеристики физической величины
- Название физической величины
- Определение физической величины
- Обозначение физической величины
- Формула
- Единица измерения
- Физический смысл
- Прибор для измерения
План рассказа о физическом приборе
- Название прибора
- Устройство
- Принцип действия
- Область применения
- Правила использования
В начале 7 класса учащиеся с помощью учителя рассказывают о физической величине и физическом приборе, опираясь на план. В конце 7 класса уже самостоятельно могут составлять такие рассказы. Таким образом, формируются крепкие базовые знания, одновременно идет работа с единицами измерения физических величин.
При подготовке учащихся к контрольным работам (тематическим, полугодовым, годовым) очень часто возникает проблема, как за короткий промежуток времени качественно подготовить учащихся к выполнению контрольной работы. Одно из решений этой проблемы я вижу в проведении уроков обобщения и систематизации знаний. Например, в конце изучения раздела “Динамика” в 9 классе я провожу урок обобщения и систематизации знаний, основной задачей которого является актуализация, обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу “Динамика” в целостную систему.
Урок проводится в форме беседы. Учитель задаёт вопросы, ученики отвечают. Для того чтобы урок не был скучен, используются демонстрации. Учащиеся сами ставят опыты, которые иллюстрируют повторяемый материал, самостоятельно делают выводы и заносят в схему, которая отражает всю структуру раздела (приложение 2).
Результатом урока является заполненная схема “Структура динамики” (приложение 3). Анализ результатов контрольных работ показывает, что после проведения урока с использованием такой схемы качество обучения учащихся значительно увеличивается.
Я думаю, что такую схему можно использовать и в 10 классе, что позволит значительно сэкономить время при изучении раздела “Динамики”.
Подводя итог к выше сказанному, можно утверждать, что в процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию. Кроме этого, увеличиваются возможности учащихся справляться с новыми познавательными задачами, перестраивать знания, включать их в новые системы, т.е. увеличиваются возможности учащихся осуществлять творческую деятельность.