Цель урока:
- Посредствам чтения стихотворений приобщать детей к искусству.
- Учить выразительному, эмоциональному чтению стихотворений.
- Воспитывать любовь к природе, желание ее сберечь и сохранить.
- Познакомить с раннецветущими весенними цветами.
- Развивать речь учащихся, мышление.
Оборудование: Книги о первых весенних цветов, высказывание великих людей о природе.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания. Стр. 168
1. Г.Скребицкий “На пороге весны”. Когда начинается предвесенняя пора?
– Что говорит автор о небе в предвесеннюю пору?
– Где можно увидеть в лесу первую проталинку?
– Почему зайцы часто разгуливают на полянке днем?
– Как автор называет лесную проталинку?
“Первый клочок оттаявшей земли”.
– А как бы вы назвали первую проталинку в лесу?
– Что же рассказчик увидел на этой проталинке? Прочитать.
– Рассказать, каким увидел рассказчик лося.
– С кем сравнивался лось? (Со скаковым конем)
– Почему?
– Почему лось мотал головою? (Прочитаем об этом)
Об этих признаках приближающейся весны поведал нам автор. А о каких признаках узнали вы? Прочитаем сочинения?
– Первая улыбка земли.
– Почему зима плачет.
– Какие три слова нужно помнить, когда читаем сочинение. (Читай громко, правильно, выразительно.)
II. Изучение нового темы.
Правильно ребята, как зима не злится, весна уже вступает в свои права, делая шаг за шагом, и оставляет свои следы, а весне помогает добрая
Снегурочка, которая с грустью расстается зимой и плачет и что же?
Плакала Снегурочка
Зиму провожая,
Всем в лесу чужая.
А где шла и плакала.
Трогая березки
Выросли подснежники
Снегурочкины слезки.
Вот сегодня на уроке мы поговорим с вами о подснежниках – снегурочкиных слезках, и других ранне цветущих весенних цветах.
Стр. 23 Стихотворение “Подснежник”.
1) Взяли в руки синий и зеленый карандаши и нарисуем то, что вы представили, слушая это замечательное стихотворение.
– Каким вы нарисовали цветочек?
– Почему его даже зайчиха не съела?
– С каким чувством надо читать это стихотворение?
Перечитывание учителем еще раз стихотворения.
– Жалко вам подснежник?
– Почему?
– Какие слова вас растрогали?
– Как бы вы спасли подснежник?
– Что бы вы сделали будь вы волшебником? Какую помощь оказали цветку?
2) Работа над текстом стихотворения “Подснежник”.
– Каким тоном надо читать стихотворение?
– Прочитаем стихотворение все вместе.
– Чем гордился подснежник?
– Найдите слова в стихотворении, которые помогли описать автору подснежник.
– Найдите метафоры в стихотворении.
– Для чего автор ввел эти слова?
3) Как бы вы прочитали слова подснежника?
4) Обработка чтения стихотворения. (Читают двое учеников). Что каждый из учащихся хотел передать при чтении стихотворения?
Физкультминутка.
5) Чем похоже это стихотворение на другое тоже с названием "Подснежник" автор Юрий Щербаков?
6) А какие стихотворения о других ранне цветущих цветах приготовили вы?
7) Поэтическая минутка.
(Детские стихи о цветах)
III. Беседа на экологическую тему.
1) О каких раннецветущих весенних цветах узнали вы?
(Мать и мачеха, подснежник, ландыш, фиалка, колокольчики, калужница, ветреница белая).
– Почему этих цветов становится меньше и меньше?
2) Если мы сорвем цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы –
– Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Чтение стихотворения “На земле исчезают цветы” Евгений Карасев.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровение цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали,
В нас молчало безумное “Стой”
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толпе городской.
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно гвоздики глядели.
IV. Обобщение учителем. Знакомство с Красной книгой.
– Какую пользу приносят цветы.
V. Викторина “Лесная аптека”
– У какого цветка одна сторона теплая, а другая холодная?
– Где и когда его применяют?
– С каким цветком изображен на картине врач и астроном Николай Коперник? (Ландыш)
VI. Обобщение. Итог.
– О каких раннецветущих цветах вы узнали? Как нужно к ним относиться?
Есть просто xpaм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки.
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
VII. Д/3. Наизусть стихотворение.
Подобрать рифмы к словам:
Поиска-...
Дружок-...
Живого-...
Стало-...