Конспект урока по литературному чтению
Цели урока:
- Повторить и закрепить знания о появлении русских народных сказок.
- Познакомить учащихся с видами русских народных сказок.
- Развивать навыки выразительного чтения
- Развивать логическое мышление, внимание, устную речь
- Создать условия для яркого, эмоционального восприятия художественного произведения «Собака и петух».
- Воспитывать любовь к литературному чтению
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы:
- словесный (беседа, рассказ);
- практический (чтение текста);
- наглядно-образный (репродукции).
План урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание.
- Разминка.
- Изучение нового материала.
- Викторина по видам сказок.
- Работа с учебником.
- Подведение итогов.
Оборудование:
- карточки с пословицей, карточки с выражениями интонации;
- книги с русскими народными сказками (выставка);
- таблицы с видами русских народных сказок;
- карточки с характеристикой героев сказки (добро, зло).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Целеполагание
Учитель: Сегодня на уроке чтения мы с вами поговорим о русских народных сказках.
- А кто-нибудь знает почему они русские народные?
Ученики: У этих сказок нет автора.
Учитель: Тогда кто их сочинял?
Ученики: Народ.
Учитель: Ребята, раньше люди не умели писать, как же сказки дошли до нас?
Ученики: Они передавались из уст в уста, из поколения в поколения.
3. Разминка.
Учитель: Теперь проведем небольшую разминку.
- На доске у меня скороговорка.
- Прочитаем ее хором.
- Теперь быстрее.
- Еще быстрее.
Ученики произносят по одному быстро, кто хочет.
Учитель: Посмотрите внимательно на доску (на доске разбросаны слова).
- Ваша задача составить из них пословицу.
Ученики: Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Учитель: Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ученики высказывают свое мнение.
Учитель: А теперь прочитайте ее с сожалением!
- А теперь прочитайте ее грустно?!
- А теперь прочитайте ее весело!!!
- А теперь вопросительно?
- А теперь восклицательно! Молодцы!
4. Изучение нового материала
Учитель: Открываем учебники на стр.54,перед вами русская народная сказка «Петух и собака».
- Итак, ребята русские народные сказки бывают трех видов (показываю на доске).
- Это:
- Волшебные сказки.
- Бытовые сказки.
- Сказки о животных.
Волшебные сказки это мир волшебной сказки – мир особый, удивительный, в них присутствуют необычные герои, и6о есть герой как-будто из реальной жизни, но и они обладают особой фантазией. Эти сказки можно назвать народным кодексом нравственности, т.к. они о нравственности, о справедливости. Они учат любить и жалеть.
- Герои этих сказок:
- Необычные герои (такие как Змей Горыныч, баба Яга).
- Герои (люди, животные).
- Волшебные предметы (шапка-невидимка, ковер-самолет).
Бытовые сказки. В этих сказках нет волшебства, в них рассматриваются отношения (бытовые и социальные между людьми). Так же в этих сказках действия развиваются быстро. В основном у этих сказок неожиданный конец.
- Герои: барин, купец, поп, глупец, мужик, 2 солдата и т.п.
Сказки о животных. Самый древний вид сказок, животные действуют, как люди. В этих сказках нет волшебства, сюжет очень простой, часто встречаются повторения.
- Герои: лиса, медведь, волк, петух, заяц, лягушка, собака.
Учитель: У многих сказок есть зачин и концовка.
- Что значит зачин?
Ученики: Это начало сказки.
Учитель: Правильно, я сейчас вам зачитаю зачин некоторых сказок.
- А что такое концовка?
Ученики: Это конец сказки.
5. Викторина по видам сказок.
Учитель: Сейчас я вам буду зачитывать кусочки из сказок, а вы должны догадаться, что это за сказка и к какому виду она относится.
1. Вышел дедка в огород
Видит чудо там растет
Кругло, а не мячик
Желто, а не солнце
С хвостиком, а не мышь
И никак не вытащишь
Кто помог ему в беде?
- Определите вид сказки!?
Ученики: Русская народная сказка «Репка».
2. При честном при всем народе
Едет печка по дороге
Кто на печке той сидит.
Что нам сказка говорит?
И в какой же это сказке:
«Печка едет, как салазки?»
Ученики: «По щучьему веленью…», русская народная сказка.
3. Подружились медведь с мужиком и вздумали они репу сеять. Мужик сказал: «Мне корешок, а тебе Мишка вершок». Что это за сказка?
Ученики: «Мужик и медведь», русская народная сказка.
4. Решили бабка с дедкой,
Испечь что-нибудь.
Испекли, а он взял и ушел.
Кто это?
Ученики: «Колобок», русская народная сказка.
Учитель: Хорошо! Молодцы!
6. Работа с учебником.
Учитель: Перед вами открыты учебники, прочитайте название этого произведения!
Ученики: Петух и Собака.
Учитель: Как вы думаете почему так называется сказка?
Ученики: Т.к. она про собаку и петуха.
Учитель: Можно ли сразу определить вид этойсказки?
Ученики: Да, это сказка о животных!
Учитель: Сейчас мы с вами прочитаем эту сказку по цепочке (с предметом в руках, его передают следующему читающему).
Ученики читают.
Учитель: Докажите, что это сказка!?
- Какие действующие лица в этой сказке?
- Зачем петух прибежал к собаке?
- К какому выводу они пришли?
- Найдите слова, которые собака говорит петуху!?
- Куда ушли петух и собака?
- Где они стали почивать?
- Что произошло утром?
- Чем закончилась сказка?
Учитель: Кто главные герои в сказке?
Ученики: Петух и собака.
Учитель: Давайте охарактеризуем петуха. Какой он?
- Давайте охарактеризуем собаку. Какая она?
- А теперь прочитаем по ролям эту сказку.
Ученики читают.
Учитель: Найдите в сказке зачин и концовку. Зачитайте!
- Посмотрите у меня на доске записаны 2 слова : добро и зло
- Ваша задача соотнести героев сказки с этими словами.
- Итак, еще раз перечисляем всех героев!?
Ученики: Бабушка, дедушка, петух, собака, лиса.
Учитель: Каких героев отнесем к добру?
Ученики: Собака, петух.
Учитель: Каких героев отнесем к злу?
Ученики: Бабушка, дедушка, лиса.
Ученики записывают в тетрадь эту схему.
7. Подведение итогов
Учитель: В сказке всегда добро побеждает зло и каждая из сказок чему-то учит.
- Чему учит эта сказка?
Ученики: Выручать товарища из беды.