Зал празднично украшен в русском народном стиле. Дети под музыку входят в зал цепочкой, взявшись за руки, у девочек в правой руке платочек. Посередине цепочки ребенок в русском народном костюме на расписном блюде несет каравай хлеба, останавливается посередине зала, идет с караваем к гостям.
Ребенок:
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим.
Все: Поклонясь, отведать просим.
(Отдает каравай гостям, возвращается к детям).
Ребенок:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Вижу горы - исполины,
Вижу реки и моря -
Это русские картины,
Это - Родина моя!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это - Родина моя!
Воспитатели исполняют песню «С чего начинается родина».
Ребенок:
Россия, Россия - края дорогие!
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.
Дети исполняют «Родную песенку» слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.
(Садятся на стульчики.)
Ведущая: Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней испокон веку жили отцы и деды наши; Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное, близкое; матерью мы зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет от всех врагов. Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.
Крепко любили свою родину русские люди, сложили о ней народные пословицы и поговорки.
Дети: «Родина любимая, что мать родимая». «На чужой сторонушке и весна не красна». «Человек без Родины, что соловей без песни».
Ведущая: Храбро защищал народ свою Родину от врагов, знал, что отстоять ее можно только, если «один за всех и все за одного».
Дети: «За народное дело бейся смело!». «Жить - Родине служить!». «Смелость города берет». «Братская любовь лучше каменных стен». «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
Ведущая: Да, «русский ни с мечом, ни с калачом не шутит». Врагов себе люди не искали, а друзьями дорожили. Берегли родную землю русские люди, воспевали ее красоту в песнях и сказаниях, с нежностью обращались к березоньке белой, рябинушке кудрявой, реченьке быстрой, травушке шелковой.
Ребенок:
Береза моя, березонька,
Береза моя белая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листочки зеленые,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Дети исполняют хоровод «Ай, да березка».
Ребенок:
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Ведущая: Так уж повелось на русской сторонке: удалого парня называли ясным соколом, красную девицу - лебедушкой.
Русская народная игра «Сокол и лебедушка».
Дети стоят в кругу и поют:
«Вдоль по бережку лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Она крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает».
(Лебедушка идет по кругу, останавливается в центре. Выходит Сокол, идет по кругу.)
Дети:
Не летай, ясный сокол, высоко,
Не маши да ты крылами широко:
Лебедь белая совсем недалеко.
Сокол (oбходит лебедушку):
Ты, лебедушка, лучше всех,
Ты, лебедушка, краше всех,
Я возьму тебя за белое крыло,
За собою уведу да далеко.
Дети:
Ты ее, дружок, поймай,
А потом и забирай!
(Сокол ловит лебедушку, поймав, ведет ее по кругу за руку.)
Дети: (поют)
Вдоль по шелковой, по травушке,
По зеленой, по муравушке,
Ведет Сокол Лебедушку,
Ведет белую головушку,
Да по чистому полюшку
Прямо к синему морюшку.
(Кланяются.)
Дети все садятся на стульчики.
Чтение стихов о Родине.
Под русскую народную музыку входят две воспитательницы в русских костюмах.
Даниловна:
Стихи и песни услыхали
И к вам в гости прибежали.
Гавриловна:
Где танцуют и поют,
Там весело живут!
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Вместе: Здравствуйте, ребята! Мы - кумушки-потешницы, неразлучные подружки.
Даниловна: Я - кумушка Даниловна.
Гавриловна: Я - кумушка Гавриловна.
Вместе: Неразлучные подружки, мы живем в одной избушке.
Даниловна:
В лесочке, в лесочке избушка на кочке
Блинами обита, оладьями крыта.
Гавриловна: Ограда кругом - пирожки с творогом. Нынче мы расскажем в лицах веселые небылицы.
Даниловна: Что Марфуша для Петра наварила, напекла: 92 блина, 2 корыта киселя, 50 пирогов - не нашла едоков.
Гавриловна:
Сел комарик на дубочек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки на песочек,
Сунул носик под листочек. Спрятался.
Даниловна:
Ты, Гавриловна, загадку загадай.
А ты, Олюшка, загадку разгадай (ребенку).
Гавриловна:
Кто над нами вверх ногами
Ходит не страшится,
Упасть не боится?
Ребенок: Муха!
Гавриловна: Правильно! А может вы песню про муху знаете? Спойте, доставьте нам радость!
Русская народная песня «Как у наших у ворот».
Ребенок:
Балалайка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы веселые частушки
Пропоем для вас сейчас.
Дети исполняют частушки.
Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!
Даниловна: Ой, не устоять, Гавриловна!
Пляшут с детьми. Дети садятся.
Даниловна: Ребята, а вы любите русские народные сказки? Расскажи, Гавриловна!
Гавриловна:
Нет ты, Даниловна!
- Нет, ты, Гавриловна! Давай посчитаемся.
- Ахи, ахи, ахи, ох!
Маша сеяла горох!
Уродился он густой,
Я пошла, а ты постой. (Собирается уйти.)
Даниловна: Ну, значит, тебе водить, тебе и сказку говорить.
Гавриловна: Расскажу я вам, ребята, да не сказку, а стих, и даже не расскажу, а станцую, и не станцую, а сыграю, и вовсе не я, а ребята сами.
Ребенок:
В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит треугольник, запели гармошки.
В нашем оркестре всего понемножку:
И даже играют тарелки и ложки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Помогут оркестру и наши ладошки.
(Дети исполняют на народных музыкальных инструментах русскую народную песню).
Ребенок:
Веселил нас много раз
Русский танец перепляс.
Сколько удали, задора,
Сколько радости для нас!
Дети исполняют «Танец с платочками» (парный).
Ведущая:
Глубоки у нас моря,
Широки у нас поля,
Изобильная, родная,
Славься, русская земля!
Дети исполняют песню «То березка, то рябина» слова Прищелъца, музыка Д. Кабалевского.