Цели:
- формирование интереса детей к математике;
- развитие их творческих и интеллектуальных способностей;
- поиск и поддержка одаренных и талантливых детей.
Ход урока
Вступительное слово учителя
Учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости, члены жюри! Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о самой необходимой, пожалуй, науке – математике, о ее роли в жизни каждого из нас.
- Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день –
Мы приготовили весёлый
И чудный праздник – КВМ. - Мы веселые ребята
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
Будем в КВМ играть. - Чтоб праздник КВМ
Вам по душе пришелся всем,
Иметь знания надо прочные,
Быть веселым и находчивым! - А этот КВМ сейчас
Науке посвящается,
Что математикой у нас
С любовью называется. - Ведь математика сумеет воспитать
Такую силу мысли.
Чтоб в нашей жизни все познать,
Измерить и исчислить. - Уже готово всё к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представляю математический наш суд. - А болельщиков предупреждаем,
Что встреча будет горяча,
И потому мы вам желаем
Болеть без вызова врача.
Представление команд.
1 конкурс. Разгадай ребусы.
Рисунок 1
Рисунок 2
2 конкурс. Блиц-турнир.
- Отвечаем на вопросы очень быстро, если не можете ответить. Вопрос переходит к другой команде.
- Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (20 км)
- На складе было пять цистерн с горючим по шесть тонн в каждой. Из двух цистерн горючее взяли. Сколько цистерн осталось? (5)
- Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга один час, а обратно из Санкт-Петербурга 60 минут. Почему такая разница? (1 час = 60 мин)
- Если в 11 часов ночи идет дождь, может ли через 48 часов быть солнечная погода? (нет)
- 6 картофелин сварились за 30 минут в кастрюле. За сколько минут сварилась каждая картошина? (30 минут)
- Сколько концов у десяти палок? (20)
- Гусь на двух ногах весит 4 кг. Сколько он весит на одной ноге? (4 кг)
- Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг железа? (одинаково)
- По тропинке идут 3 черных и 6 серых гусей, а на встречу им 1 серая и 1 белая утка. Сколько всего уток? (2)
- При постройке забора плотники поставили по прямой 5 столбов, расстояние между которыми было по 2 метра. Какова длина забора? (8 метров)
- Росли 2 вербы. На каждой вербе по 2 ветки, на каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (0)
- Как называется фигура, у которой 3 угла? (треугольник).
- Сколько будет, если к 5 прибавить 0? (5)
- Назови соседей числа 11. (10,12)
- Сколько сантиметров в 1 дм? (10 см)
- Что больше 1 дм или 1 м? 1 м
- Сколько углов у круга? нет
- На яблоне было 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько всего яблок? (10)
3 конкурс. Кроссворд.
Рисунок 3
По горизонтали:
- Единица длины.
- Фамилия древнегреческого математика.
- Наименьшее трехзначное число.
- Однозначное число.
- Результат сложения.
- Прямоугольник с равными сторонами.
- Один из компонентов деления.
- Математическое выражение, требующее выполнения некоторых действий над числами.
- Математический знак в виде полумесяца.
- Упражнение, для выполнения которого необходимо думать, вычислять, записывать ответ.
По вертикали:
- Школьный предмет.
Ответы
По горизонтали:
- Метр.
- Пифагор.
- Сто.
- Семь.
- Сумма.
- Квадрат.
- Делитель.
- Пример.
- Скобка.
- Задача.
По вертикали:
- Математика.
Игра. «ЭТО Я, ЭТО Я, ЭТО ВСЕ МОИ ДРУЗЬЯ»
Ведущий, заранее выучив вопросы, задает их детям, которые отвечают одной и той же фразой. Вопросов можно придумать еще очень много. Главное, чтобы было весело.
– Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто мороза не боится, на коньках летит как птица?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, как подрастет, в космонавты лишь пойдет?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, такой хороший, загорать ходил в калошах?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, из малышей, ходит грязный до ушей?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас по мостовой ходит кверху головой?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас, хочу я знать, с прилежанием на пять?
– Это я, это я, это все мои друзья.
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Это я, это я, это все мои друзья.
4 конкурс. Шарады.
- Предлог и малое число,
За ними букву скажем.
А в целом – ты найдёшь его
Почти под домом каждым. (По-два-л) - Возьмите наименьшее трехзначное число
И букву назовите рядом с ним одновременно.
И вы одно получите из слов,
Которым называют кучу сена. (Сто-г) - Я нелюбимая оценка в дневнике,
Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То среди женского я рода. (Два – Дева) - Число я – меньше десяти,
Тебе легко меня найти,
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь – семья)
5 конкурс. Конкурс команд.
- Задачи в стихах. Слушаете стихотворение, отгадывайте.
Мы только с парохода,
Мы только из похода –
Одиннадцать недель
Гостили на воде.
А сколько это дней?
Считай-ка поскорей!(11* 7 = 77)
В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал.
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
(2 + 3 + 12 = 17)
Солнце льет на землю свет.
Рыжик прячется в траве.
Рядом тут же в желтых платьях
Их еще двенадцать платьев.
В кузовок я всех их спрятал.
Вдруг гляжу – в траве маслята,
Их пятнадцать тех маслят
В кузовке уже лежат.
А ответ у вас готов
Сколько я нашел грибов?(1 + 12 + 15 + = 28)
Два цыпленка стоят,
Два в скорлупках лежат.
Шесть яиц под крылом
У наседки лежат.
Посчитай поверней,
Отвечай-ка скорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
(2 + 2 + 6 + = 10)
6 конкурс. «Обгонялки» (Устами младенца)
1.
- Некоторым хочется, чтобы он быстрее кончался, и они были свободны, могли играть, бегать, а он все никак не кончается.
- Кто-то их любит, а кто-то нет, потому что на них надо много думать головой, писать, решать, отвечать.
- Иногда что- то делаешь-делаешь, а когда проверят, то «двойку» поставят. Говорят, что неправильно решил задачу или примеры.
- А может времени не хватило, ведь он всего 45 минут длится.
(Урок математики).
2.
- Это такой крестик, который можно сделать из двух палочек. Такой знак есть на элементах питания.
- А в математике это знак действия.
(Плюс).
3.
- Иногда она происходит в жизни человека, и даже несколько раз.
- Она может касаться работы, учёбы, места жительства.
- Особенно её любят ученики, потому что у них они бывают каждый день, причём по нескольку раз.
- Иногда их ученики ждут - не дождутся. Иногда боятся двойку получить, иногда из-за лени учиться, иногда чтобы просто отдохнуть. И тогда звенит звонок и начинается она. (перемена)
4.
- Эта вещь нужна каждому ученику, и первокласснику, и 11-класснику, да и дошколята любят, когда она у них есть. Она и учителям нужна тоже.
- У учеников старших классов их много, но у некоторых она бывает одна на несколько уроков.
- В древности их не было, и тогда люди писали на дощечках, на бересте, а в войну – на газетах. А сейчас перед школой родители их каждому покупают. -- Они бывают толстые и тонкие.
(Тетрадь).
5.
- А эта вещь чаще всего нужна ученикам 3-11 классов. Но иногда, если так захотят ученики, учитель и родители, её могут взять и ученики 1-2 классов.
- Для старших классов она, конечно, важнее. Эта вещь похожа на записную книжку. В неё записывают, чтобы не забыть. Но это не только записная книжка, в неё ставят баллы за ответы, за домашние задания, за контрольные работы .
(Дневник).
Ведущий читает стихотворение, перед ребятами лежит приз. Нужно схватить приз на слово три.
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру «3»,
Приз немедленно бери.
Однажды щуку мы поймали,
Рассмотрели, что внутри.
Рыбешек мелких увидали,
И не одну, а целых…пять
Мечтает парень закаленный
Стать олимпийским чемпионом,
Смотри на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два, …марш»Когда стихи запомнить хочешь
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори,
Разок, другой, а лучше …семь.
Однажды поезд на вокзале
Мне 3 часа пришлось прождать.
Ну, что ж , друзья, вы приз забрали.
Ну, что ж , друзья, вы приз не брали.
Я ставлю вам оценку «5»
Когда была возможность брать.
7 конкурс «Конкурс капитанов».
Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3:
8 конкурс. Для болельщиков.
Число, как много в этом слове
Для математики, друзья!
Но и в простой , обычной жизни
Без чисел нам никак нельзя!
- Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число. (33 года)
- Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число? (100 + 99 = 199)
- Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее двузначное число и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города". (1000 : 10 = 100 лет)
- Если наибольшее двузначное число ты умножишь на 2 и прибавишь 4, то узнаешь, сколько муравьёв послал Артемон, чтобы перегрызть верёвку, на которой разбойники повесили за ноги главного героя сказки А.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино". (99 * 2 + 4 = 202 )
Подведение итогов
Вот закончилась игра
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
В КВН-е отличился?
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)