Занятие кружка "Лечение эстетикой с позиций толерантности" Экология. 8-й класс

Разделы: Экология

Класс: 8


Задачи.

  • Определение взаимосвязи между понятиями экология, эстетика, толерантность, иппотерапия.
  • Развитие у школьников экологического мировоззрения и проявление социальной активности.

Цели.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с путями развития общества и отдельной личности с позиций толерантности и интолерантности;
  • активизировать познавательную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви и гордости к Родному Городу,
  • продолжить формирование экологической культуры,
  • расширить кругозор учащихся с позиций эстетического воспитания.

Развивающие:

  • продолжить развивать умение анализировать, сопоставлять, сравнивать выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, формировать умение работать с литературой, картой, таблицами.

Эпиграф:

Цитата Д. С. Лихачева (Слайд №2, приложение)

Земля - наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве… . И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет.

Нужно сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

Дом наш! Но ведь земля-дом миллионов и миллиардов человек живших до нас!

Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотен тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!) Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Это нечто невообразимое по ценности.

И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные (ответные акции).

Давайте сегодня совершим Виртуальную экскурсию и попытаемся на одном примере рассмотреть взаимосвязь некоторых понятий. Для этого сначала обратимся к словарю.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (Слайды № 3-5, приложение)

Толерантность (лат.) – терпимость, веротерпимость.

Эстетика – наука о прекрасном в природе и искусстве, имеет задачей выяснение сущности прекрасного и тех эстетических эмоций ,которое прекрасное вызывает в человеке. Вспомогательными науками для эстетики являются история искусств, физиология и психология. Основной вопрос эстетики в том, является ли красота чем-то объективным, или же она порождение познающего субъекта, в котором известные психологические факторы вызывают эстетическое наслаждение.

Общая экология – дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности взаимоотношений организмов и среды.

Иппотерапия – От греческого «hippos» – лошадь. Комплексный многофункциональный метод реабилитации и социальной адаптации, при котором в качестве инструментов выступает лошадь, сам процесс верховой езды и дозированные точечные физические нагрузки.

Как же связаны эти понятия между собой понятия №1 и 3?

(Обсуждение.)

Выводы: (Слайд №6, приложение):

ЭКОЛОГИЯ----ВЗАИМОСВЯЗЬ---ТОЛЕРАНТНОСТЬ----ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

ЭКОЛОГИЯ----ВЗАИМОСВЯЗЬ---ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ---- ОТСУТСТВИЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Какими же чертами можно охарактеризовать толерантную и интолерантную личность?

Два пути развития личности. (Слайды № 7-8, приложение).

  1. Интолерантный - характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением нависшей угрозы, потребность в строгом порядке и желании сильной власти.
  2. Толерантный - путь свободного, развивающегося человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Черты толерантной личности: (Слайд № 9-11, приложение)

Поведенческие: Cотрудничество, дух партнерства. Терпимость к чужим мнениям. Терпение, Признание своего снисходительность, умение владеть собой.

Мотивационные:Равенство с другими. Расположенность к другим людям. Терпимость к различиям. Умение не осуждать других. Умение слушать собеседника.

Мировоззренческие: Отказ от доминирования, причинения кому-либо вреда. Доверие. Альтруизм. Гуманизм. Любознательность.

Черты интолерантной личности:

Поведенческие: Автономность, дух соперничества, нетерпимость к чужим мнениям. Нетерпение, надменность, неумение владеть собой.

Мотивационные:Признание своего превосходства над другими. Нерасположенность к другим людям. Нетерпимость к различиям. Неумение не осуждать других. Неумение слушать собеседника.

Мировоззренческие:Доминирование. Недоверие. Эгоизм. Равнодушие. Цинизм.

Найдите черты, характеризующие Вас.

(Обсуждение.)

Давайте сегодня совершим виртуальную экскурсию по городу и попытаемся на одном примере рассмотреть взаимосвязь всех рассмотренных понятий. Наш город является ярчайшим культурным наследием, в котором жили и творили величайшие зодчие различных национальностей и вероисповеданий. Белые ночи, реки, каналы, архитектура и скульптура-все это создает единый ансамбль, имя которому - Санкт-Петербург. Одной из главных скульптур города является конная.

Какие конные скульптуры. В нашем городе Вам известны?

Доклады Учащихся.

1 Ученик (Слайд № 12, приложение)

Самый известный конный всадник нашего города, конечно же , Медный. Это название появилось с легкой руки А. С. Пушкина. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782г. Создавая свой шедевр, Фальконе заставлял наездников сотни раз проскакать по насыпному холму – в разное время , на разных лошадях.(здесь проявляется терпимость во взаимоотношениях человек-человек, человек-животное) Внутри статуи – не целиком, а лишь в задние ноги коня – был встроен железный каркас, который служит несущей конструкцией. Хвост не имеет железной основы, и по сути дела не является полноценной точкой опоры. Французский скульптор писал императрице Екатерине II: «Новейшие литейщики не хотят или не умеют делать тонкие стенки. Если бы я не принял предосторожности, то статуя моя подогнулась бы под тяжестью бронзы; но строгое равновесие, которое я установил в частях, предохранит ее от падения, когда она будет установлена».

Учитель: Определите значение толерантности в создании данного памятника.

(Обсуждение.)

Выводы: Мировая история конной монументальной пропаганды по первому зову искусствоведа выстраивается в ряд с неизменным авангардом C-ПБ. На эти шедевры равняются создатели монументальных всадников до наших дней. Но нельзя забывать, что художественный образ и его воздействие на зрителя и окружающую среду именно в конных памятниках, и больше чем в каких-либо других, всегда определялось техническими возможностями времени и навыками не только скульптора, но и смежных специалистов – литейщиков, механиков, чеканщиков. (здесь проявляется терпимость во взаимоотношениях человек-человек).

2 Ученик. (слайд № 13, приложение)

Петр Карлович Клодт. Конный памятник императору Николаю I. Бронза Открыт в 1859 г. на Исаакиевской площади, поражает не только своей красотой и величием, но и своим балансированием на двух точках опоры, рассчитан посредством выверенного соотношения масс металла в зависимости от толщины стенок отливки. Сварной каркас, поддерживающий нижнюю часть скульптуры, обеспечивает не столько устойчивость, сколько жесткость конструкции. Облегчение верхней части памятника спасает фигуру от деформации и перемещает центр тяжести вниз, к постаменту.

3 Ученик (слайды № 14-15, приложение)

В 1841г. Перестроенный Аничков мост лишился каменных башен, зато украсился скульптурной композицией “Покорение коня человеком”, выполненной Клодтом. Количество точек опоры различно (композиция состоит из 4-х конных скульптур.) Следует отметить, что 11 скульптурных композиций, украшающих сегодня Петербург, созданы Клодтом.

Учитель: Какие черты толерантной или интолерантной личности скрыты в названии скульптурной композиции “Покорение коня человеком”.

(Обсуждение.)

Выводы: покорение-понятие интолерантное, тогда как взаимодействие - толерантное.

4 Ученик (cлайд № 16, приложение)

Паоло Трубецкой. Конный памятник императору Александру III. 1909 г. Бронза. Двор Мраморного дворца. Что касается любимого многими памятника Александру III в Петербурге, его трудно заподозрить в неустойчивости. Паоло Трубецкой явно был этим вопросом озабочен и поставил мощного тяжеловеса на четыре копыта. Царь же восседает на коне с уверенностью в своей незыблемости, тем более что сидит он по-настоящему: коня и всадника отливали на разных заводах, а уж потом посадили императора в седло. (Проявление терпимости во взаимоотношениях человек-человек.)

В советское время (1939 г.) памятник “изгнали” С площади Восстания (Знаменской) и чуть было не переплавили.

Только благодаря “терпимости” властей этот памятник удалось сохранить, передав на хранение в Русский музей.

Учитель: Почему для нас так важно сохранять памятники? Нужно ли тратить огромные средства на восстановление? Почему?

(Обсуждение.)

Выводы: Сохранение памятников позволяет передавать из поколения в поколение не только историю, но и традиции.

5 Ученик (Слайд № 17, приложение)

Под Санкт-Петербургом, в Царском Селе, восстанавливается единственное в мире кладбище лошадей, основанное по указу Николая I. На уникальном кладбище за всю его историю было предано земле более сотни императорских коней. Погребения здесь удостаивались далеко не все императорские лошади, а лишь лично выбранные государем и в редких случаях великим князем. Такое решение оформлялось именным указом и поручением. Первые восемь -герои войны с Наполеоном. Хоронили императорских коней на боку с подогнутыми ногами, над каждой могилой устанавливали надгробие. Во время Великой Отечественной войны уникальный памятник культуры был значительно поврежден, его восстановление началось только в наши дни. Трудами археологов собраны обломки мраморных плит. Всего восстановлено 97 из 122 захоронений.

Учитель. А где в Городе мы с Вами можем пообщаться с лошадьми?

6 Ученик: В цирке, зоопарке, конно-спортивных школах. Яркий пример толерантности нам удалось запечатлеть в Зоопарке.

Видеоролик Сокольничий”. (Слайд № 18, приложение)

Учитель.

Обсуждение:

  1. Сложно ли на Ваш взгляд было создать этот номер?
  2. Какие эмоции у Вас вызвал видеоклип?
  3. Какими чертами должен обладать человек, создавший этот номер?
  4. Почему в С-Пб так много конных скульптур?
  5. Почему лошади вызывают столько положительных эмоций у человека?

Исторически сложилось так, что люди и лошади тесно связаны друг с другом. Вместе возделывая поля, сражаясь на Поле брани и преодолевая огромные расстояния, мы идем вместе. Не случайно до сих пор одной из самых значимых игрушек является деревянная лошадка, а мощность двигателя мы измеряем в л. с. Лошадь, как и мы с Вами имеет нрав. В Древнем Риме конь заседал даже в Сенате.

Давайте вновь вернемся к нашей схеме (Слайд № 19-20, приложение):

Экология---Взаимосвязь---Толерантность---Взаимопонимание---Доброта---Гармония---Эстетика---Положительные Эмоции---Здоровье

Экология---Взаимосвязь---Интолерантность---Отсутствие взаимопонимания---Цинизм---Равнодушие или агрессия---Эстетический дискомфорт---???

Учитель. А кроме положительных эмоций как может влиять на здоровье человека общение с лошадью?

7 Ученик. (Слайд № 21, приложение) Иппотерапия.

Круг заболеваний, при которых применяют лечебную верховую езду как один из методов лечения, реабилитации и адаптации, очень широк:

  • нарушения опорно-двигательного аппарата, возникшие вследствие параличей, полиомиелита и других поражений центральной нервной системы;
  •  при болезнях опорно-двигательного аппарата(нарушениеосанки, артрозсуставов и пр.),
  • поражения органов чувств - слепота, глухота;
  • различные формы нарушения интеллекта, возникшие в результате органических или генетических заболеваний;
  • нарушения психоэмоциональной сферы - аутизм, неврозы, шизофрения;
  • послеоперационная реабилитация; стенокардии, после перенесенного инфарктаили инсульта
  • при работе с "трудными" детьми и подростками.
  • иппотерапия эффективна при дискинезии желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистыхзаболеваниях, послеинфарктной реабилитации.

Сферы воздействия лечебной верховой езды.

Физиологическая. Нормальная температура тела лошади выше человеческой на один-полтора градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях и во всем организме, что в итоге улучшает кровоснабжение мозга. Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом. У всадника работают практически все группы мышц. Необходимость удерживать равновесие на движущейся лошади заставляет всадника синхронизировать работу мышц спины, туловища, шеи, конечностей. В работу включаются мышцы, которые у человека бездействуют, даже не будучи пораженными. Всё это формирует динамический стереотип, который всадник-инвалид переносит из верховой езды в жизнь.

Психосоциальная. У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности - словом, всё то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром. Успехи в верховой езде формируют личность; чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию; умение управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на неё; доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной человек взаимодействует. Психогенный фактор повышает способность адаптироваться к реальности. Для человека, страдающего психическими расстройствами, положение верхом на лошади оказывается выигрышным – «Я вверху, они внизу», соблюдаются основные принципы психотерапевтического воздействия: единство места и действующих лиц, единство времени, единство действий. Взаимодействие с лошадью происходит на невербальном уровне, больной остается внутри своего комфортного мира и одновременно выходит из состояния изоляции от окружающей действительности, адаптируется к ней. Приобретается вера в себя – большое, сильное и грациозное животное слушается и выполняет его команды.

В 5 веке до н.э. Гиппократ советовал ездить верхом, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». Еще в I тысячелетии от Рождества Христова лошадью лечили многие болезни, а кавказские горцы верховой ездой лечат уже много веков. Многие знают: стоит подойти к вороному – погладить, почистить его – и уходит усталость, проходит головная боль. У лошади очень сильное биополе, только два существа способны «подпитывать» человека позитивной энергией: лошади и дельфины, а в силу немедикаментозности метода он не имеет побочных эффектов, не причиняет боли и внутреннего неприятия, вызывает только положительные эмоции. В Нидерландах, Швеции и Великобритании иппотерапия находится под покровительством королевских семей. Разумеется, иппотерапия не панацея от всех болезней, и при неграмотном подходе не даст ожидаемого эффекта. Противопоказаниями могут быть: необъяснимый страх ребенка перед животными, аллергия на лошадиную шерсть, нарушение кожного покрова, острые воспалительные инфекционные заболевания, поэтому перед занятиями иппотерпией лучше проконсультироваться у врача.

Таким образом, в процессе реабилитации через лечебную верховую езду происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и психологических навыков в повседневную жизнь.

Учитель. Для больных иппотерапия неоценима, а какое значение она имеет для здоровых людей? (обсуждение)

Вспомним цитату А. С. Пушкина:

Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь
Не отходя ни шагу прочь…

Все рассмотренные нами понятия помогают человеку обрести физическое и нравственное здоровье.

ИПОТЕРАПИЯ = ЭКОЛОГИЯ + ТОЛЕРАНТНОСТЬ + ЭСТЕТИКА

Задание

  1. Выпишите на доске основные термины и понятия сегодняшнего занятия.
  2. Составьте небольшой рассказ, характеризующий Ваше настроение используя эти термины и понятия.

Почему же тогда (несмотря на неоспоримое превосходство толерантности по сравнению с интолерантностью) разрушаются памятники, не искоренена жестокость, мир, в целом, столь несовершенен?