ЭПИГРАФ: « Одно поколение словно волна набегает на другое, совсем не зная друг друга». (Федор Тютчев)
Ход урока
I этап - Организационный
Здравствуйте, ребята. Начинается урок обществознания. Садитесь.
II этап - Проверка Домашнего задания
Проверка домашнего задания.
1. Некоторым ребятам я дам индивидуальное задание на карточках с вопросом о структуре социальной сферы. Очень постарайтесь ответить хорошо. Пишите ответ на карточках.
III этап - Подготовка к восприятию нового материала.
1. – Опрос.
- Мы изучали различные социальные слои, группы.
- Назовите самую первую социальную группу: …
2. - Задание: Перечислите элементы первичного коллектива?
3. - Беседа.
А) Из кого состоит СЕМЬЯ?
Б) В 8 классе вы рассматривали СЕМЬЮ с точки зрения малой или контактной группы?
В) В этом году мы будем рассматривать семейный коллектив как сообщество людей разного возраста.
Г) Имеют ли общее название люди одного возраста?
IV этап – Сообщение темы и целей урока.
1. - Беседа.
А) Сегодня на уроке мы будем изучать, используя свой семейный, общественный и жизненный опыт, связь между поколениями.
Б) Обратите внимание на терминологию, которую мы будем использовать на уроке: поколение, смена поколений (преемственность поколений) – в первой части урока, конвенция - во второй части урока.
2. Работа в тетради.
А) Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока.
Б) Обращаясь к своему собственному опыту и своим жизненным принципам, ответьте письменно на такой вопрос: «Что мне не нравится в старшем поколении?»
В) К ответам на поставленный вопрос вернемся в конце урока.
V этап - Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
А) Я просила вас проанализировать вас деятельность старшего поколения, следовательно, при нахождении ответа вы сравнивали свои поступки с поступками взрослых, то есть людей разных поколений.
Б) Как вы думаете, что такое ПОКОЛЕНИЕ?
В) Так что же такое ПОКОЛЕНИЕ? Запишем в тетради: Под поколением (обычно) понимают интервал времени между средним возрастом родителей и их детей (в настоящее время в нашей стране этот интервал составляет около 27-30 лет).
2. Беседа. Объяснение нового материала.
А) Каждый человек – современник какой- либо эпохи и сверстник определенного поколения.
Б) Возникают вопросы:
- Отличается ли одно поколение от другого?
- Возникают ли проблемы во взаимоотношениях между поколениями?
- Есть ли проблема: «старое- новое», «отжившее - передовое», «хуже- лучше».
В) Ясно, что новое идет на смену устаревшему, то есть не соответствующему новым условиям. Тем не менее человечество как род людской сохраняется, не обрывается. Почему? А точнее, благодаря чему?
3. Работа в тетради.
А) Людской род сохраняется благодаря ПРЕЕМСТВЕННОСТИ (связи) ПОКОЛЕНИЙ.
Б) Запишем в тетрадях: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ – продолжение и обогащение предшествующей деятельности новыми результатами, новыми элементами, новыми формами.
В) Устно. Приведите примеры унаследований и изменений в поколениях (смотрите определение).(Примеры: крестьяне вчера и сегодня, культура… и т.д.)
4. - Беседа.
- Где преемственность сильнее - в производстве, в политических взглядах, в досуге, в художественных вкусах, в моде и т.д.? Почему?
- Расхождения во взглядах тесно связаны с возрастом, возрастными особенностями.
5. Работа над понятием «Связь поколений».
А) Учитель: Между поколениями существуют расхождения во взглядах. Найти различия легче. Но ведь имеются и сходства.
Б) Работа в тетради.
- Запишите в тетради заголовок таблицы: Схожесть и различия поколений детей и взрослых.
- Оформите таблицу (две колонки):
Схожесть (1 вар.) |
Различия (2 вар.) |
- Работать будете парами, каждая пара учащихся к своему варианту подбирает и записывает по 3-4 примера.
В) Проверка записей учащихся.
Г) Устные добавления учителя.
- Для сравнения берется: физическое развитие, умственные способности, умение применить способности, соотношение рассудочных и эмоциональных компонентов, способность учиться на собственных ошибках, умение принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремление брать на себя дополнительную ответственность и т.д.
Д) Продолжение работы с таблицей дома. Оставьте место для записи дома еще по 3-4 признака.
6. - Беседа по теме «Ответственность» (+ Грамматика нравственности).
А) Учитель. В нахождении схожести и различий вы, ребята, не назвали главного отличия - дети не являются производителями материальных благ, не относятся к категории экономически самостоятельного населения, у детей не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им незнакома суть статусов - круг прав и обязанностей. Они знают, что такое ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Б) Вопросы:
- «За что и за кого вы несете ответственность?» ( За хорошую учебу, за любовь к ближнему, за пожилых родителей и малых детей, за страну и т.д.)
- «Почему важно заботиться о детях и пожилых?» (Это прошлое и будущее человечества; продолжение жизни и преемственность…)
В) Беседа по материалу из дополнительной литературы. (Г.Соколова, Книга для чтения по грамматике нравственности, 9 класс, часть 2, стр. 27) - Читает учитель. Вопросы по тексту:
- «Как помогает нам исторический опыт предков на пути самопознания и самосовершенствования?»
- «Какой след должен оставить каждый человек после себя?»
7. Беседа. Конвенция.
А) Беседа + работа с компьютером.
Б) Учитель. Детство - особый период - впереди целая жизнь, множество добрых дел. Общество ценит и в зависимости от своих возможностей старается защитить детство. Права детей и подростков специально оговариваются в международных и отечественных правовых актах. (Диск- урок №8)
В) Учитель. Международное сообщество приняло специальную конвенцию (соглашение) о правах ребенка. (Диск №8, стр.4,5,6)
Вот ряд прав (зачитывает ученик): - право на пользование благами социального обеспечения; - право на здоровый рост и развитие; - право на специальных уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание; - право на защиту обществом, государством, семьей…(чтение диска по теме).
Г)** Сообщение учащегося о Конвенции.
Д) Учитель. Ребенок должен знать права, но и помнить обязанности. Должен знать, что любовь и понимание между поколениями должны быть взаимными. Кто не умеет любить, не стремится к добру, кто думает только о себе, забывая о близких людях, вряд ли сможет оценить заботливое отношение к себе и передать его собственным детям. (… Спросить у учеников- вывод)
Е) Учитель. ВЫВОД. Все дети стремятся поскорее стать взрослыми, а многие старики тоскуют о своей ушедшей молодости. Только возможности одних и опыт других помогают видеть жизнь с разных сторон, устанавливают истинную связь поколений.
VI этап - Первичное закрепление изученного материала.
1. Работа с дидактическим материалом.
А) Самостоятельное чтение учащимися дидактического материала по обществознанию для 9 класса, стр. 75, «Родители и дети».
Б) Обсуждение прочитанного.
2. Творческое задание.
А) - Запишите в тетради ответ на два вопроса:
- «В чем вы хотели походить на своих родителей?»
- «В чем не хотите быть похожими?» Сделайте выводы.
Б) - Заслушивание 2-3 мнений.
VII этап - Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради.
А) Учитель. Вернемся к началу урока и вашим ответам на мой вопрос о том, что вам не нравится в старшем поколении.
- Есть ли желающие высказать свое мнение по этому вопросу?
- Поднимите руки те, кто хоть немного изменил свое первоначальное мнение. Можете сказать, в чем вы его изменили?
Б) Беседа. Передадите ли вы своим детям какие- либо черты свои и своих родителей? Какие и почему?
В) Мультимедийное пособие. Самопроверка изученного материала. (Диск, урок №8, стр. 12,13,14,15*)
VIII этап - Итог урока.
- Так что же такое поколение?
- Существует ли конфликт поколений?
- Какими действиями его можно уменьшить или ликвидировать?
- Какой вам представляется связь поколений?
- Оценки за урок.
IХ этап - Домашнее задание.
- § 29, дописать признаки схожести и различия поколений и задание 3 письменно.
- * Эссе на тему: «Примеры способов разрешения конфликтов в моей семье».
Приложение. Дополнительная информация и сведения.