Литературное чтение. П.П. Бажов. "Серебряное копытце". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: уметь характеризовать поступки героев, видеть и ценить красоту окружающего мира и людей.

Задачи:

Обучающие:

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова.
  • раскрыть понятие сказа как жанра литературы
  • показать связь сказа и реальной жизни в произведении П.П.Бажова "Серебряное копытце".

Развивающие:

  • расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, совершенствовать навык беглого чтения
  • развивать коммуникативные способности: умение сотрудничать, доказывать свою точку зрения при работе в группах.
  • развивать творческую активность обучающихся.

Воспитательные:

  • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию обучающихся
  • продолжать работу по воспитанию взаимопомощи, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата.

Коррекционные:

  • продолжать развитие мелкой моторики рук при творческой работе с пластилином

На доске тема урока, портрет П.П. Бажова, рисунки детей, фрагменты сказок. Парты стоят в классе для работы в группах.

1. Орг. момент

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку "пять!"

2. Прочитать тему урока. Мы продолжаем работать над произведением П. П. Бажова "Серебряное копытце".

Проверка домашнего задания. На дом было задано по группам составить кадры для фильма "Серебряное копытце". Юные сценаристы могли добавить, что-то от себя и продолжить сказку. В тетрадях по чтению записать свои заголовки к кадрам.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Каждая группа показывает свой эпизод из сказки. (Желательно в костюмах).

Класс смотрит фильм, затем выставляются оценки.

3. РАБОТА С КАРТОЙ.

Где происходит действие сказки? (На Урале). Карта на доске. Давайте найдём и покажем на карте Уральские горы. Нашли! Показали! Молодцы!

Сообщение об Урале (готовят обучающиеся).

4. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Читаем вопрос, ответ находим в учебнике.

5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.

Сейчас мы услышали, как описал автор Серебряное копытце. А каким вы его себе представляете? Давайте по группам вылепим из пластилина своего Серебряного копытца, таким каким вы его себе представляете! Чтобы у вас всё хорошо получилось и работа шла веселей, давайте сделаем упражнение для рук "Лошадка":

Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни!
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки
Чок, чок, чок!
Чок, чок, чок!
Скачет резвый табунок.

А теперь лепим своего волшебного Серебряного копытца! Один человек из каждой группы покажет работу и опишет Серебряное копытце. Из работ делается ВЫСТАВКА.

6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ.

Звучит песня "Лесной олень". Музыка Е. Крылатова. Слова Ю. Энтина.

Что общего у песни "Лесной олень" и сказа П.П.Бажова. (Вера в сказку, в чудо, в волшебство!) Как вы думаете Кокованя и Дарёнка верили в сказку?

Физ. минутка.

Ребята, а почему произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? Хорошие они были люди?

Я сейчас прочитаю вам рассказ о горячем и холодном сердце.

Рассказ о горячем и холодном сердце

Шли по узенькой горной тропинке два путника: один с горячим сердцем, а другой с холодным. Шли они в далекие страны и хотели найти человеческое счастье.

Посмотри, какие вокруг нас величественные и прекрасные горы, - сказал человек с горячим сердцем.

Ничего особенного, просто кучи огромных камней, - ответил человек с холодным сердцем.

Посмотри, какой нежный цветочек выглядывает из трещины в камне, как трудно ему, наверное, расти здесь без земли, - сказал человек с горячим сердцем.

Ха, нашел красоту. Что, я цветов дома не видел, - сказал человек с холодным сердцем.

Пошли они по горам дальше и увидели горное озеро.

Человек с горячим сердцем восторженно воскликнул:

- Какое оно прозрачное, голубое и тихое, такое тихое, что белые снежные вершины гор в нем отражаются, как в зеркале. А тебе нравится? - спросил он попутчика.

Ничего особенного, - ответил человек с холодным сердцем, - просто огромная лужа воды. А снег я и в прошлом году видел.

Но, может быть, ты чувствуешь какой здесь чистый, прохладный и свежий воздух, который хочется вдыхать всей грудью, - спросил человек с горячим сердцем.

Ну вот ещё, придумал. Воздух везде одинаковый, что в городе, что в лесу, что в горах, - возразил человек с холодным сердцем.

Так долго шли по лесам и горам человек с горячим и человек с холодным сердцем в поисках счастья и красоты, пока не повстречалась им пещера, в которой жил мудрый и добрый старик-отшельник. Старик жил вдалеке от людей и был очень беден, но радушно принял гостей и пригласил их обедать к столу. Но на столе стоял лишь кувшин с прохладной родниковой водой и лежал свежевыпеченный еще теплый хлеб. Человек с горячим сердцем, сев за стол, с радостью вдохнул запах хлеба, удивился чистоте и необычайному вкусу воды и поблагодарил старика за скромную еду, а человек с холодным сердцем, поморщившись, попробовал хлеб с водой и остался едой недоволен.

После обеда старик узнал у путников, что они ищут счастье, и сказал им обоим: "Один из вас уже давно нашел счастье, а другому еще долго предстоит свое счастье искать. Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чьё горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Но тому, кто не замечает красоту вокруг себя, кто не дает своему сердцу радоваться красоте, тому очень тяжело найти счастье в жизни. Счастье старается обойти стороной тех, кто сердцем холоден".

Так узнали человек с горячим и человек с холодным сердцем, что счастье не за горами, не в богатствах и королевских дворцах спрятано, а внутри каждого человека находится. Но найти его можно лишь имея в груди горячее сердце, радующееся красоте.

Философия для детей (в сказках и рассказах)

(М. А. Андрианов).

А можно сказать, что у Коковани и Дарёнки было горячее сердце? Серебряное копытце приходит только к хорошим людям.

7. ИТОГ УРОКА.

Ребята, понравился вам наш урок? А чем? Что понравилось больше всего? Вы все сегодня хорошо работали! Молодцы!

8. ДОМ. ЗАДАНИЕ.

Работа в парах. Выбрать понравившийся эпизод сказа и прочитать по ролям.

Урок окончен.

Приложение: слайдовая презентация.