Цель урока: применить знания в практической деятельности, опираясь на имеющие знания в области математике, русского языка, литературы.
Задачи:
- Закрепить умения решать составные задачи, уравнения, умение различать однозначные числа от двузначных.
- Закрепить правописание не проверяемой безударной гласной в словах, умение задавать вопросы к словам называющим одушевлённые и неодушевлённые предметы.
- Развивать умение анализировать, классифицировать, моделировать, умение адекватно оценивать свою деятельность.
- Воспитывать умение работать в группе, доброжелательно относиться друг к другу, оказывать взаимопомощь.
Методическая цель: показать универсальность учебных действий на примере разных учебных предметов.
Тип: применение знаний на практике.
Вид урока: урок-путешествие.
Форма работы: групповая.
Оборудование:
- медиапректор, ноутбук, магнитофон;
- кленовые листочки – карточки;
- классная доска, жетоны.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем.
Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом!
II. Постановка цели урока.
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. А путешествие у нас необычное. Поэтому во время путешествия нам понадобятся внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы и конечно же самое главное – хорошее настроение. Покажите, какое у вас настроение (карточки с лицами). Готовы! Тогда в путь!
- А чтобы отправится в путешествие, мы должны вспомнить правила работы в группах. Какие правила работы в группе вы знаете? (Внимательно слушать товарища, говори по очереди, не перебивай друга, уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь.) В каждой группе есть свои капитаны. Они имеют свои отличительные знаки.
III. Закрепление изученного материала.
- Куда же мы с вами отправимся? Скажите, какое время года сейчас? И мы с вами отправимся (Приложение. Слайд 1) (дети читают) в «Царство Осени». Как вы думаете, для чего мы отправимся в Царство к Осени? (Попрощаться с осенью.) На пути будут встречаться препятствия, сможете ли их вы преодолеть? Для этого, что в дороге нам понадобится, чтобы их преодолеть? (Дружба.)
- Ребята, попасть в «Царство Осени ни так уж просто, нам в этом поможет карта, которая укажет нам маршрут и волшебный листик? С какого дерева этот листик? (С кленового.) В Царство Осени мы сразу не попадём, поэтому нам нужно пройти несколько царств. В какое первое царство мы отправимся?
(Слайд 2)
Карта:
- Царство Математики.
- Царство Грамматики.
- Царство Танцующих листиков.
- Царство Литературия.
- Царство Осени.
И так первая остановка будет в Царстве Грамматики. Ребята, закройте глаза и давайте скажем волшебные слова «Листик, листик ты лети в Царство Математики нас приведи. (Музыка.)
Царство Математики.
Ребята, посмотрите (Слайд 3) мы в царстве математики и нам нужно выполнить задания. Все задания на кленовых листьях.
1 группа (капитан получает листик – карточку). На какие 2 группы можно разбить числа. Запишите. 2, 14, 6, 11,4, 12, 7, 18. Запиши данные числа в порядке возрастания. (На доске числа на кленовых листиках.)
2 группа. Составить уравнение на нахождение неизвестного уменьшаемого. Решить его с объяснением.
3 группа. Реши задачу, составь к ней схему.
С одной берёзки ветер сорвал 7 листиков, а с другой на 4 больше. Сколько всего листиков сорвал ветер?
Проверка у доски. Молодцы! Группы получают по листику.
Царство Грамматики.
Отправляемся дальше в царство «Грамматики», дети закрывают глаза и говорят волшебные слова. (Слайд 6) Что мы видим? Идет дождь. Чтобы укрыться от дождя, необходимо быстро выполнить задание. Что вы можете рассказать о слове дождь? (Имя сущ, ед. ч., неодуш.) Поощрение. Ребята Осень богата урожаем фруктов и овощей.
Работа в группах. На пути у нас опять встретились препятствия и нам их нужно быстро преодолеть.
- Собрать урожай. Буквы спорят: поамидор, аогурец, каопуста, моарковь.
- В осеннем лесу у «Осени» живут заяц, осина, лисица, опята, земляника, медведи. Запиши слова по группам.
- Осеннее предложение рассыпалось. Собери его и составь схему данного предложения.
Проверка. Поощрение.
Царство Танцующих листиков.
Зарываем глаза, говорим волшебные слова. Очутились в царстве Танцующих листиков. Ребята листики танцуют и нам пора отдохнуть. Слайд 9
Физкультурная минутка.
Мы листики осенние на ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели,
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю снова сели.
Царство Литературия.
Отправляемся в царство Литературия. Закройте глаза, произнесите волшебные слова.
(Слайд 10)
- Ребята, в осеннем царстве любят читать и слушать сказки. Давайте, вспомним, на какие 2 группы делятся сказки. (Литературные и Народные.) На слайде название сказок. Какие сказки отнесёте к народным, а какие к литературным. Какие из них народные, а какие авторские?
Задания по группам: найти ответ на вопрос в учебнике.
В осеннем царстве любят читать стихотворения. Расскажите, стихи об Осени. (Звучит музыка.)
- Ребята, вы справились со всеми заданиями и сейчас мы в царстве у Осени. Молодцы!
(Слайд 11)
- Ребята, посмотрите, чем богата Осень? На слайде грибы ягоды, овощи, фрукты.
И вам она тоже приготовила угощения.
VI. Итог урока.
- Давайте подведём итог нашего путешествия.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Какие задания вам показались наиболее интересными? Какие самыми сложными?
- Покажите, с каким настроением вы уйдёте с урока?