Формирование универсальных учебных действий на примере интегрированного урока "Путешествие в Царство Осени"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: применить знания в практической деятельности, опираясь на имеющие знания в области математике, русского языка, литературы.

Задачи:

  1. Закрепить умения решать составные задачи, уравнения, умение различать однозначные числа от двузначных.
  2. Закрепить правописание не проверяемой безударной гласной в словах, умение задавать вопросы к словам называющим одушевлённые и неодушевлённые предметы.
  3. Развивать умение анализировать, классифицировать, моделировать, умение адекватно оценивать свою деятельность.
  4. Воспитывать умение работать в группе, доброжелательно относиться друг к другу, оказывать взаимопомощь.

Методическая цель: показать универсальность учебных действий на примере разных учебных предметов.

Тип: применение знаний на практике.

Вид урока: урок-путешествие.

Форма работы: групповая.

Оборудование:

  • медиапректор, ноутбук, магнитофон;
  • кленовые листочки – карточки;
  • классная доска, жетоны.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте их поприветствуем.

Скажем, здравствуйте руками.
Скажем, здравствуйте глазами.
Скажем, здравствуйте мы ртом,
Станет радостно кругом!

II. Постановка цели урока.

- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие. А путешествие у нас необычное. Поэтому во время путешествия нам понадобятся внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы и конечно же самое главное – хорошее настроение. Покажите, какое у вас настроение (карточки с лицами). Готовы! Тогда в путь!

- А чтобы отправится в путешествие, мы должны вспомнить правила работы в группах. Какие правила работы в группе вы знаете? (Внимательно слушать товарища, говори по очереди, не перебивай друга, уважай мнение ребят; помоги товарищу, если ему понадобится помощь.) В каждой группе есть свои капитаны. Они имеют свои отличительные знаки.

III. Закрепление изученного материала.

- Куда же мы с вами отправимся? Скажите, какое время года сейчас? И мы с вами отправимся (Приложение. Слайд 1) (дети читают) в «Царство Осени». Как вы думаете, для чего мы отправимся в Царство к Осени? (Попрощаться с осенью.) На пути будут встречаться препятствия, сможете ли их вы преодолеть? Для этого, что в дороге нам понадобится, чтобы их преодолеть? (Дружба.)

- Ребята, попасть в «Царство Осени ни так уж просто, нам в этом поможет карта, которая укажет нам маршрут и волшебный листик? С какого дерева этот листик? (С кленового.) В Царство Осени мы сразу не попадём, поэтому нам нужно пройти несколько царств. В какое первое царство мы отправимся?

(Слайд 2)

Карта:

  1. Царство Математики.
  2. Царство Грамматики.
  3. Царство Танцующих листиков.
  4. Царство Литературия.
  5. Царство Осени.

И так первая остановка будет в Царстве Грамматики. Ребята, закройте глаза и давайте скажем волшебные слова «Листик, листик ты лети в Царство Математики нас приведи. (Музыка.)

Царство Математики.

Ребята, посмотрите (Слайд 3) мы в царстве математики и нам нужно выполнить задания. Все задания на кленовых листьях.

1 группа (капитан получает листик – карточку). На какие 2 группы можно разбить числа. Запишите. 2, 14, 6, 11,4, 12, 7, 18. Запиши данные числа в порядке возрастания. (На доске числа на кленовых листиках.)

2 группа. Составить уравнение на нахождение неизвестного уменьшаемого. Решить его с объяснением.

3 группа. Реши задачу, составь к ней схему.

С одной берёзки ветер сорвал 7 листиков, а с другой на 4 больше. Сколько всего листиков сорвал ветер?

Проверка у доски. Молодцы! Группы получают по листику.

Царство Грамматики.

Отправляемся дальше в царство «Грамматики», дети закрывают глаза и говорят волшебные слова. (Слайд 6) Что мы видим? Идет дождь. Чтобы укрыться от дождя, необходимо быстро выполнить задание. Что вы можете рассказать о слове дождь? (Имя сущ, ед. ч., неодуш.) Поощрение. Ребята Осень богата урожаем фруктов и овощей.

Работа в группах. На пути у нас опять встретились препятствия и нам их нужно быстро преодолеть.

  1. Собрать урожай. Буквы спорят: поамидор, аогурец, каопуста, моарковь.
  2. В осеннем лесу у «Осени» живут заяц, осина, лисица, опята, земляника, медведи. Запиши слова по группам.
  3. Осеннее предложение рассыпалось. Собери его и составь схему данного предложения.

Проверка. Поощрение.

Царство Танцующих листиков.

Зарываем глаза, говорим волшебные слова. Очутились в царстве Танцующих листиков. Ребята листики танцуют и нам пора отдохнуть. Слайд 9

Физкультурная минутка.

Мы листики осенние на ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели и на землю тихо сели,
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю снова сели.

Царство Литературия.

Отправляемся в царство Литературия. Закройте глаза, произнесите волшебные слова.

(Слайд 10)

- Ребята, в осеннем царстве любят читать и слушать сказки. Давайте, вспомним, на какие 2 группы делятся сказки. (Литературные и Народные.) На слайде название сказок. Какие сказки отнесёте к народным, а какие к литературным. Какие из них народные, а какие авторские?

Задания по группам: найти ответ на вопрос в учебнике.

В осеннем царстве любят читать стихотворения. Расскажите, стихи об Осени. (Звучит музыка.)

- Ребята, вы справились со всеми заданиями и сейчас мы в царстве у Осени. Молодцы!

(Слайд 11)

- Ребята, посмотрите, чем богата Осень? На слайде грибы ягоды, овощи, фрукты.

И вам она тоже приготовила угощения.

VI. Итог урока.

- Давайте подведём итог нашего путешествия.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Какие задания вам показались наиболее интересными? Какие самыми сложными?

- Покажите, с каким настроением вы уйдёте с урока?