Занятие по ручному труду в старшей логопедической группе "Чудесный пластик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия по ручному труду очень важны для детей с тяжелыми нарушениями речи, потому что речь детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, а также благотворно влияет на развитие психических процессов мыслительной деятельности детей.
Познавательный мотив, основываясь на природной любознательности детей дошкольного возраста, подталкивает детей к поиску правильных решений. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей, в преобразовании опыта.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Важно то, что дошкольникам легче понять, изучить, проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Дети могут услышать и запомнить, а могут понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложения. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающий мир, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Задачи:

  • Учить детей работать с пластиком, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.
  • Совместно с взрослым продолжать учить осваивать частично поисковый способ познания деятельности – ремонт сломанных лопаток, опыты с пластиком.
  • Дать детям знания о понятии «вторичное сырье». Продолжать учить рассказывать об увиденном 2-3 предложениями.
  • Вызвать у детей желание помочь малышам. Воспитывать у детей доброту, заботу.

Предварительная работа:

Акция по сбору пластика детьми и родителями, беседы о вреде пластиковых отходов, рассматривание пластиковых бутылок, игры с ними.

Материал и оборудование: сломанные лопатки, клей, скотч, проволока, деревянные палочки, ножницы, бумага, контейнер с песком, кусочки пластика, тазики с водой, пластиковые бутылки.

Последующая работа: из другой части бутылки сделаем формочки, маленькие ведерки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный денек: светит солнышко, у всех хорошее настроение.

(В группу к детям приходит воспитатель I младшей группы со сломанными совками).

Воспитатель младшей группы: Я работаю с маленькими детками. Они очень любят играть с песком. Для этих игр нужны лопатки, но они часто ломаются. Вот посмотрите, лопатки сломаны и детям нечем будет играть. Я знаю, что вы большие, умные, трудолюбивые. Мы с ребятками уверены, что вы обязательно что-нибудь придумаете и поможете нам.

(Воспитатель отдает лопатки и уходит).

Воспитатель: Дело очень серьезное. Давайте сядем и подумаем. Как мы можем помочь малышам. Что вы предлагаете?

Дети: Давайте отремонтируем,
– Можно склеить,
– Попробуем починить.

Воспитатель: Разделимся на команды, и каждая команда попробует их отремонтировать. Команда «Умники» – мальчики, а команда «Умницы» – девочки.

На столе лежат: проволока, клей, скотч, бумага, ножницы, пластилин, деревянные палочки. Дети самостоятельно выбирают, чем и как они будут ремонтировать лопатки. В ходе ремонта помогаю, советую, подсказываю.

Воспитатель: Команды готовы? Приступаем к испытаниям.

(Дети копают отремонтированными лопатками в контейнере с песком и на практике убеждаются, что ремонт непрочный, ненадежный – лопатки и совочки ломаются).

Воспитатель: Что случилось? Почему?

Дети: Лопатки сломались.
– Первая лопатка сломалась, которую склеили.
– Непрочной оказалась лопатка, которую обмотали скотчем.
– Опять сломалась лопатка, обмотанная проволокой.

Дети: Мы старались, но эти лопатки ненадежные, непрочные.

Воспитатель: Надо что-то придумать, малыши так надеются на нас. Если их нельзя отремонтировать, что тогда можно сделать?

Дети: Купить, сделать другие.

Воспитатель: Купить мы не сможем, вы еще не зарабатываете деньги. Вот сделать новые, другие лопатки мы можем попробовать, только вот вопрос – из чего?

Дети: Можно сделать из стекла.
– Попробуем из дерева.
– Железные лопатки сделаем.

Воспитатель: Мы можем сделать из стекла?

Дети: Нет, стеклянные – бьются и опасны для маленьких детей.

Воспитатель: Из дерева сможем?

Дети: Это очень трудно сделать, могут только взрослые.
– Для этого нужны специальные инструменты.
– Деревянные лопатки очень долго делать, а малышам они нужны сейчас.

Воспитатель: А железные?

Дети: Они очень тяжелые.
– Опасно, в морозную погоду может приклеиться язык.
– Можно пораниться.

Воспитатель: А из чего же тогда? Что мы делаем, если не знаем ответ на вопрос?

Дети: Можем прочитать в книге.
– Если незнаем, то можно спросить у взрослых, они все знают.
– А что, если мы спросим у компьютера?

Воспитатель: В нашем книжном уголке есть книжки со сказками, энциклопедии о животных, книги со стихами.

(Дети рассматривают книги в книжном уголке: листают, рассматривают иллюстрации).

– Найдем мы в этих книгах ответ на этот вопрос?

Дети: Нет, конечно. В этих книжках только интересные сказки.
– В энциклопедиях можно узнать много интересного о животных.
– В книжках со стихами об этом не пишут.

Воспитатель: Сказки, энциклопедии посмотрели, ответа не нашли.
Спросить у специалистов – инженеры заняты на работе. А нам нужно срочно, малыши скоро выходят гулять. Остается наш всезнающий друг – компьютер.

(Включаю компьютер, смотрим диск с фрагментом изготовления в «Лесу чудес» на площадке детского сада цветов и камышей из пластиковых бутылок)

Во время просмотра:

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, какие красивые лилии, колокольчики на лебедином озере. Сделали их из пластиковых бутылок. Дома, в хозяйстве они стали ненужными, их хотели выбросить, но решили использовать еще раз. Придумали смастерить такую красоту! Посмотрите, как разрезают, вырезают лепестки, листья. Такая получилась лилия, а вот и красивые колокольчики. Из ненужных бутылок сотворили такое чудо, оно украшает наш детский сад. Дети и родители любуются нашим «лебединым озером».

Воспитатель: Почему компьютер показал этот сюжет? Из пластика можно сделать многое, может, и лопатки получатся?

Дети: Да, конечно. Пластик нам поможет.

Воспитатель: Ребята, мы собрали с вами много пластика, вот сейчас он нам и пригодится.

(Опыт с пластиком)

Проведение опыта

Дети стоят рядом с воспитателем. Воспитатель предлагает взять в руки по маленькой пластиковой бутылке и подержать, поиграть ею.

Воспитатель: Тяжело держать?

Дети: Нет, совсем не тяжело.
– Они же легкие.

(Воспитатель предлагает подойти к тазикам с водой и бросить бутылки в воду).

Воспитатель: Что увидели? Бутылки утонули?

Дети: Бутылки не утонули, они плавают на воде.

– пластик легкий.
– не тонущий.
– плавающий.

(Воспитатель предлагает детям взять пластиковые бутылки и попробовать согнуть).

Воспитатель: Что увидели? Он гнется? Крошится?

Дети: Пластик хорошо, легко гнется.
– Не ломается, не крошится.

(Воспитатель предлагает детям бросить пластиковые бутылки на пол).

Воспитатель: Они разбились?

Дети: Пластик не разбился, не раскололся, не треснул. Он прочный.

Воспитатель: Из пластиковых бутылок нам можно вырезать лопатку, а он, может, и не режется?

(Воспитатель предлагает попробовать порезать пластик ножницами. Дети режут кусочки пластика ножницами, воспитатель помогает).

Воспитатель: Как хорошо у вас получается. Саша, тебе трудно резать? А Даше? А Артему? Что мы можем об этом свойстве сказать?

Дети: Пластик режется даже ножницами.

Воспитатель: Если пластик режется, значит, мы сможем вырезать лопатку. Посмотрите, бутылки у нас разные по цвету и лопатки получатся разноцветными, красивыми. Возьмите наши пластиковые бутылки за горлышко.

(Дети берут бутылки за горлышко)

Воспитатель: Вам удобно держать?

Дети: Да очень удобно.
– Рука не скользит.
– Пальчики хорошо обхватывают горлышко бутылки.
– Пальчики сжимают горлышко бутылки, это будет хорошо для пальчиков малышей.

Воспитатель: Лопатки из пластика будут удобными для малышей. Значит, пластик – это то, что нам нужно. Перед работой нам нужно подготовить пальчики.

Пальчиковая гимнастика

На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать
Раз, два, три, четыре, пять.

(Дети говорят слова и выполняют действия по тексту)

Воспитатель: Давайте быстрее возьмемся за дело.

(Дети вырезают лопатки, воспитатель следит за техникой безопасности, помогает при необходимости, советует, поощряет.)

Воспитатель: Какие замечательные получились лопатки. Попробуем их испытать.

(Дети испытывают лопатки в контейнере с песком)

Воспитатель: Что вы скажете?

Дети: Хорошо копать.
– У меня не ломается.
– Очень удобно.
– Их можно заменить.

Воспитатель: Замечательно, мы справились с таким сложным заданием.
Пойдемте, подарим малышам лопатки, пока они не ушли гулять, они ждут и очень будут рады.

(Дети уходят в младшую группу).