Занятия по ручному труду очень важны для детей
с тяжелыми нарушениями речи, потому что речь
детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук, а
также благотворно влияет на развитие
психических процессов мыслительной
деятельности детей.
Познавательный мотив, основываясь на природной
любознательности детей дошкольного возраста,
подталкивает детей к поиску правильных решений.
Именно поисковая деятельность способна
мобилизовать силы дошкольников в познании
реальности, самостоятельном раскрытии ее связей,
отношений, закономерностей, в преобразовании
опыта.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Важно то, что дошкольникам легче понять, изучить, проводя исследования, ставя эксперименты, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Дети могут услышать и запомнить, а могут понаблюдать, сравнить, спросить о непонятном, высказать предложения. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающий мир, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Задачи:
- Учить детей работать с пластиком, развивая мелкую мускулатуру пальцев рук.
- Совместно с взрослым продолжать учить осваивать частично поисковый способ познания деятельности – ремонт сломанных лопаток, опыты с пластиком.
- Дать детям знания о понятии «вторичное сырье». Продолжать учить рассказывать об увиденном 2-3 предложениями.
- Вызвать у детей желание помочь малышам. Воспитывать у детей доброту, заботу.
Предварительная работа:
Акция по сбору пластика детьми и родителями, беседы о вреде пластиковых отходов, рассматривание пластиковых бутылок, игры с ними.
Материал и оборудование: сломанные лопатки, клей, скотч, проволока, деревянные палочки, ножницы, бумага, контейнер с песком, кусочки пластика, тазики с водой, пластиковые бутылки.
Последующая работа: из другой части бутылки сделаем формочки, маленькие ведерки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Дети, какой сегодня замечательный денек: светит солнышко, у всех хорошее настроение.
(В группу к детям приходит воспитатель I младшей группы со сломанными совками).
Воспитатель младшей группы: Я работаю с маленькими детками. Они очень любят играть с песком. Для этих игр нужны лопатки, но они часто ломаются. Вот посмотрите, лопатки сломаны и детям нечем будет играть. Я знаю, что вы большие, умные, трудолюбивые. Мы с ребятками уверены, что вы обязательно что-нибудь придумаете и поможете нам.
(Воспитатель отдает лопатки и уходит).
Воспитатель: Дело очень серьезное. Давайте сядем и подумаем. Как мы можем помочь малышам. Что вы предлагаете?
Дети: Давайте отремонтируем,
– Можно склеить,
– Попробуем починить.
Воспитатель: Разделимся на команды, и каждая команда попробует их отремонтировать. Команда «Умники» – мальчики, а команда «Умницы» – девочки.
На столе лежат: проволока, клей, скотч, бумага, ножницы, пластилин, деревянные палочки. Дети самостоятельно выбирают, чем и как они будут ремонтировать лопатки. В ходе ремонта помогаю, советую, подсказываю.
Воспитатель: Команды готовы? Приступаем к испытаниям.
(Дети копают отремонтированными лопатками в контейнере с песком и на практике убеждаются, что ремонт непрочный, ненадежный – лопатки и совочки ломаются).
Воспитатель: Что случилось? Почему?
Дети: Лопатки сломались.
– Первая лопатка сломалась, которую склеили.
– Непрочной оказалась лопатка, которую обмотали
скотчем.
– Опять сломалась лопатка, обмотанная
проволокой.
Дети: Мы старались, но эти лопатки ненадежные, непрочные.
Воспитатель: Надо что-то придумать, малыши так надеются на нас. Если их нельзя отремонтировать, что тогда можно сделать?
Дети: Купить, сделать другие.
Воспитатель: Купить мы не сможем, вы еще не зарабатываете деньги. Вот сделать новые, другие лопатки мы можем попробовать, только вот вопрос – из чего?
Дети: Можно сделать из стекла.
– Попробуем из дерева.
– Железные лопатки сделаем.
Воспитатель: Мы можем сделать из стекла?
Дети: Нет, стеклянные – бьются и опасны для маленьких детей.
Воспитатель: Из дерева сможем?
Дети: Это очень трудно сделать, могут
только взрослые.
– Для этого нужны специальные инструменты.
– Деревянные лопатки очень долго делать, а
малышам они нужны сейчас.
Воспитатель: А железные?
Дети: Они очень тяжелые.
– Опасно, в морозную погоду может приклеиться
язык.
– Можно пораниться.
Воспитатель: А из чего же тогда? Что мы делаем, если не знаем ответ на вопрос?
Дети: Можем прочитать в книге.
– Если незнаем, то можно спросить у взрослых, они
все знают.
– А что, если мы спросим у компьютера?
Воспитатель: В нашем книжном уголке есть книжки со сказками, энциклопедии о животных, книги со стихами.
(Дети рассматривают книги в книжном уголке: листают, рассматривают иллюстрации).
– Найдем мы в этих книгах ответ на этот вопрос?
Дети: Нет, конечно. В этих книжках
только интересные сказки.
– В энциклопедиях можно узнать много
интересного о животных.
– В книжках со стихами об этом не пишут.
Воспитатель: Сказки, энциклопедии
посмотрели, ответа не нашли.
Спросить у специалистов – инженеры заняты на
работе. А нам нужно срочно, малыши скоро выходят
гулять. Остается наш всезнающий друг –
компьютер.
(Включаю компьютер, смотрим диск с фрагментом изготовления в «Лесу чудес» на площадке детского сада цветов и камышей из пластиковых бутылок)
Во время просмотра:
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, какие красивые лилии, колокольчики на лебедином озере. Сделали их из пластиковых бутылок. Дома, в хозяйстве они стали ненужными, их хотели выбросить, но решили использовать еще раз. Придумали смастерить такую красоту! Посмотрите, как разрезают, вырезают лепестки, листья. Такая получилась лилия, а вот и красивые колокольчики. Из ненужных бутылок сотворили такое чудо, оно украшает наш детский сад. Дети и родители любуются нашим «лебединым озером».
Воспитатель: Почему компьютер показал этот сюжет? Из пластика можно сделать многое, может, и лопатки получатся?
Дети: Да, конечно. Пластик нам поможет.
Воспитатель: Ребята, мы собрали с вами много пластика, вот сейчас он нам и пригодится.
(Опыт с пластиком)
Проведение опыта
Дети стоят рядом с воспитателем. Воспитатель предлагает взять в руки по маленькой пластиковой бутылке и подержать, поиграть ею.
Воспитатель: Тяжело держать?
Дети: Нет, совсем не тяжело.
– Они же легкие.
(Воспитатель предлагает подойти к тазикам с водой и бросить бутылки в воду).
Воспитатель: Что увидели? Бутылки утонули?
Дети: Бутылки не утонули, они плавают на воде.
– пластик легкий.
– не тонущий.
– плавающий.
(Воспитатель предлагает детям взять пластиковые бутылки и попробовать согнуть).
Воспитатель: Что увидели? Он гнется? Крошится?
Дети: Пластик хорошо, легко гнется.
– Не ломается, не крошится.
(Воспитатель предлагает детям бросить пластиковые бутылки на пол).
Воспитатель: Они разбились?
Дети: Пластик не разбился, не раскололся, не треснул. Он прочный.
Воспитатель: Из пластиковых бутылок нам можно вырезать лопатку, а он, может, и не режется?
(Воспитатель предлагает попробовать порезать пластик ножницами. Дети режут кусочки пластика ножницами, воспитатель помогает).
Воспитатель: Как хорошо у вас получается. Саша, тебе трудно резать? А Даше? А Артему? Что мы можем об этом свойстве сказать?
Дети: Пластик режется даже ножницами.
Воспитатель: Если пластик режется, значит, мы сможем вырезать лопатку. Посмотрите, бутылки у нас разные по цвету и лопатки получатся разноцветными, красивыми. Возьмите наши пластиковые бутылки за горлышко.
(Дети берут бутылки за горлышко)
Воспитатель: Вам удобно держать?
Дети: Да очень удобно.
– Рука не скользит.
– Пальчики хорошо обхватывают горлышко бутылки.
– Пальчики сжимают горлышко бутылки, это будет
хорошо для пальчиков малышей.
Воспитатель: Лопатки из пластика будут удобными для малышей. Значит, пластик – это то, что нам нужно. Перед работой нам нужно подготовить пальчики.
Пальчиковая гимнастика
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев,
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить,
Их не трудно сосчитать
Раз, два, три, четыре, пять.
(Дети говорят слова и выполняют действия по тексту)
Воспитатель: Давайте быстрее возьмемся за дело.
(Дети вырезают лопатки, воспитатель следит за техникой безопасности, помогает при необходимости, советует, поощряет.)
Воспитатель: Какие замечательные получились лопатки. Попробуем их испытать.
(Дети испытывают лопатки в контейнере с песком)
Воспитатель: Что вы скажете?
Дети: Хорошо копать.
– У меня не ломается.
– Очень удобно.
– Их можно заменить.
Воспитатель: Замечательно, мы
справились с таким сложным заданием.
Пойдемте, подарим малышам лопатки, пока они не
ушли гулять, они ждут и очень будут рады.
(Дети уходят в младшую группу).