Цели урока:
- Формирование у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах, происходивших в экономике в период с1953-1964 гг., выявление их сущности.
- Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков исторического анализа.
- Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся наоснове личностного осмысления опыта истории.
Задачи урока:
- Углубить знания о причинах и последствиях экономических реформ в период с1953-1964 гг.
- Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.
- Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои выводы, оппонировать собеседнику.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Для работы на уроке класс делится на 4 группы по 5-6 человек.
План урока:
1. Перемены в аграрной политике. Освоение
целины.
2. Стимулирование научно-технического прогресса.
Выделение приоритетных программ развития
народного хозяйства.
3. Перестройка управленческих структур.
4. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х
гг.
Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX – начало XXI века,11 кл.– М.: Просвещение, 2005., компьютерная презентация на тему «СССР в 1953 – 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы. (Приложение 1-10)
Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
1. Приветствие
2. Сообщение темы урока.(1-й слайд Презентации
– советский плакат 1962 г. с изображением
Н.Н.Хрущева.)
Мы продолжаем изучать период развития СССР в 50-е
– нач.60-х гг. Урок посвящен преобразованиям в
экономике, где попытаемся дать объективную
оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.
II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)
В 1956 году состоялся визит Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…» (2-й слайд Презентации)
Проблема. Какой совет дал Черчилль
Хрущеву и прислушался ли он к нему? (3-й слайд Презентации)
Нам это предстоит выяснить на уроке.
III. Осмысление (сохранение интереса к
теме при непосредственной работе с новой
информацией)
После смерти Сталина перед новым руководством
встала проблема поиска нового типа
стимулирования промышленности и сельского
хозяйства в рамках социалистической системы.
Существовало две альтернативные экономические
программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в
частности по развитию сельского хозяйства.
1. Работа учащихся с историческими документами в группах
1, 2 группы «Из речи Председателя
Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии
Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.». (Приложение 1)
Задание 1 группе:
Проанализировать программу Г.М.Маленкова и выделить основные положения.
Задание 2 группе:
Составить 2 вопроса, касающиеся содержания программы Г.М.Маленкова.
3,4 группы
Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 3)
Задание 3 группе:
Проанализировать программу Н.С.Хрущева и выделить основные положения.
Задание 4 группе:
Составить 2 вопроса, касающиеся содержания программы Н.С.Хрущева.
2. Заполнение таблицы (слайд 4-й Презентации)
Программа Г. Маленкова | Программа Н. Хрущева |
Повышение урожайности; Включение фактора личной заинтересованности колхозников: – снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства; – увеличение личного подсобного хозяйства в 5 раз; – уменьшение вдвое денежного налога с каждого колхоза; – ликвидация недоимки по с/х налогу за прошлые годы. |
Повышение государственных закупочных
цен на колхозную продукцию; Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции; Повышение культуры земледелия; Увеличение затрат для осуществления подъема с/х; Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель |
– Какой путь развития с/х предложил
Г.М.Маленков? (Интенсивный)
– Какой путь развития с/х предложил Н.С.Хрущев? (Экстенсивный)
– Почему победил план Хрущева? (Пподход
Хрущева был гораздо более близок и понятен
партийным кадрам , чем новации Маленкова и
быстрее можно было получить результат)
3. Сообщение учащегося «Освоение целины»(слайды 5-6-й Презентации)
– Чем, на ваш взгляд, был вызван кризис в освоении целинных земель?
4. Работа с информационными текстами в группах(слайды 7-9-й Презентации)
Задание 1 группе:
– Докажите фактами: каких успехов удалось добиться в промышленности? (Учебник: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов История России, XX-начало XXI века,11 кл. с.291-292) (Приложение 2)
Задание 2 группе:
– Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XX съезде «Догнать и перегнать Америку» (Приложение 5)
Задание 3 группе:
– Выделите основные направления развития промышленности. (Приложение 4)
Задание 4 группе:
– Насколько реальной была поставлена задача «Догнать и перегнать Америку»? (Приложение 5)
5. Работа с информационным текстом методом активного чтения («инсерт»)
Характерной чертой экономической политики
того периода было активное проведение
административных реорганизаций. В них Н.С.Хрущев
усматривал второй,
не менее важный, чем научно-технический прогресс,
рычаг подъема эффективности общественного
производства.
С помощью маркировочных значков V – знаю, +
«новое знание», ? – «непонятно»,
проанализируйте текст «Административные
реформы» (Приложение 6)
(слайд 10-й Презентации)
– Часть историков характеризуют их как «административная лихорадка».Что они имеют ввиду?
IV. Рефлексия (творческая переработка, анализ изученной информации)
– Мы достаточно полно раскрыли вопрос об экономических преобразованиях периода с 1953- 1964 гг. На XXI съезде КПСС в январе 1959 г. сделан вывод о полной победе социализма и взят курс на строительство коммунизма.(слайд 11-й Презентации)
Экономические преобразования в 50-е – 60-е годы
Промышленность |
Сельское хозяйство |
Развитие черной и цветной металлургии,
нефтяной, угольной, химической промышленности Строительство крупных заводов и фабрик, электростанций Создание ракетно-космической техники Развитие военно-промышленного комплекса Создание совнархозов Увеличение производства средств производства (группа А) Снижение темпов роста производства предметов потребления (группа Б) |
Повышение закупочных цен на с/х
продукцию Увеличение расходов на социальное развитие Освоение целины Поддержка личного подсобного хозяйства Реорганизация МТС Передача личного скота колхозам и совхозам «Кукурузная эпопея» Повышение цен на продукты питания Закупка зерна за границей |
1. Вернемся к нашей проблеме: так что же
мог посоветовать Черчилль Хрущеву?
«Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И
это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам
не слишком торопиться. Нелегко преодолеть
пропасть в два прыжка. Можно упасть в неё.»
– Так как же оценить реформы Н.С.Хрущева? (Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.)
2. Составление «синквейна»
Через «синквейн», (маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме),выразите свое отношение к реформам Н.С.Хрущева.(от каждой группы)
3. Заключительное слово учителя:
Несомненно, он был незаурядным политическим
деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX
столетия. На его могиле, на Новодевичьем
кладбище, стоит памятник – бронзовая фигура на
фоне мраморной плиты, одна половина которой –
белая, другая черная, символизируя борьбу
доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор
памятника – Э.Неизвестный, творчество которого
критиковал Н.С. Хрущев. (слайд 12-й Презентации)
В глазах своего народа, так и в глазах всего мира
он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её
застал.
V. Домашнее задание
& 64, эссе на тему: «Жить стало лучше!?»
>