Цели урока: закрепить свойства и признаки параллельных прямых, понятия аксиома, теорема обратная данной, метод доказательства отпративного, закрепить умения находитьнакрест лежащие, соответственные и внутренние односторонние углы, решать задачи, используя данные свойства. Формировать аккуратность при выполнении построений, четкость выражения мысли.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Сегодня у нас заключительный урок по теме “Параллельные прямые”. На этом уроке мы повторим изученные теоремы и аксиомы, порешаем задачи. Весь урок пройдет в форме игры “Геометрического турнира”. В нем участвуют три команды: “Архимед”, “Пифагор”, “Евклид”.
II. Актуализация опорных знаний
2.1. Найди ошибку: Внимательно прослушайте утверждение и если в нем допущена ошибка, исправьте ее. За верный ответ 1 балл.
- При пересечении двух прямых секущей получится 4 пары накрест лежащих углов.
- Прямые b и с пересекаются и прямая m параллельна прямым b и с.
- Если две непараллельные прямые пересечены секущей, то они не образуют внутренних односторонних углов.
Дополнительные вопросы:
- Сформулируйте одно из свойств параллельных прямых.
- Что такое аксиома?
- Как понять высказывание теорема обратная данной?
- Сформулируйте признаки параллельных прямых.
- Как звучит аксиома параллельных прямых?
- В чем заключается метод доказательства отпративного?
2.2. Расшифруй слово. (За правильное слово 3 балла)
№п/п | Вопрос | Выбери верный ответ | Выдели букву |
1 | Если a, b,c лежат в одной плоскости и ас, аb, то … | сb | П |
c // b | Е | ||
Нет правильного ответа | В | ||
2 | Внутренние накрест лежащие углы равны, тогда внутренние односторонние углы будут… | В сумме составлять 1800 | В |
Равны | Р | ||
Нет правильного ответа | Ы | ||
3 | Известно, что M, N, P X и MN // X, NP // X. Тогда … | MN // NP | С |
MN совпадает с NP | Я | ||
Нет правильного ответа | К | ||
4 | Прямые а и b пересечены секущей так, что внутренние односторонние углы составили в сумме 2000. Сколько общих точек имеют прямые а и b? | Ни одной | М |
Одну | Л | ||
Нет правильного ответа | О | ||
5 | Один из углов при пересечении двух параллельных прямых третьей равен 520. Остальные углы равны | 520 и 1320 | А |
520 и 1280 | И | ||
520 | Т | ||
Нет правильного ответа | К | ||
6 |
Так как …., то АВ // СD |
3 =7 | А |
8 =4 | Я | ||
2 =6 | Д | ||
Нет правильного ответа | Л |
Еще с древних времен геометрия многих интересовала. И одним из древних ученых, который занимался геометрией был Евклид.
2.3. Выступление каждой команды о известном математике, внесшим вклад в геометрию (2 балла)
– Разгадал загадку круга,
Метод площадей нам дал,
Знаем мы, как в Сиракузах
Родину он защищал.
Свой народ спасал от бед,
Его имя ….. (Архимед).– На острове Самос
Философ сей родился.
И во главу угла
Поставлены им числа.
И, говорят, за теорему
Принес богам быка он в жертву.
Был чемпионом Олимпиады,
Имел своих учеников.
Надеюсь, догадался каждый,
Что его имя ….. (Пифагор)– Все, что раньше люди знали,
Он собрал в своих “Началах”.
Было их 13 книг,
Написал их все …. (Евклид)
Аксиоматический метод со временем вошел во многие науки. Великий голландский философ Спиноза, например аксиоматизировал этику.
2.4. Каждой команде выдана карточка. Вы решаете задачу, получаете ответ и вписываете его в условие следующей задачи и так далее. Решив последнюю задачу и получив ответ, вы сообщаете его учителю.