Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Изучение физики направлено на достижение многих целей, одной из которых является освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира.
В последнее время в связи с использованием ИКТ ослабилось внимание к сочетанию понимания учебного материала и его прочного запоминания. Использование планов обобщенного характера дает богатые возможности рационального сочетания приемов понимания и запоминания учебного материала.
Приведу примеры использования планов обобщенного характера при изучении физических величин.
Физическая величина
- Наименование величины и её условное обозначение.
- Характеризуемый объект (явление, свойство, процесс).
- Определение.
- Формула, связывающая данную величину с другими.
- Единица величины в СИ и её обозначение.
- Способ измерение величины.
Приведен пример использования такого плана при изучении двух тем «Сила тока. Единицы измерения силы тока и её измерение» (Презентация 1) и «Напряжение. Единицы напряжения. Измерение напряжения». Материал оформлен в виде презентации. (Презентация 2)
Данные презентации позволяют не только изучать материал на уроке, но и использовать его при повторении темы на повторительно-обобщающем уроке или повторении материала в 11 классе, а также при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА.
Использование планов обобщенного характера позволяет учащимся постоянно пополнять запас фактических знаний. Прочно усвоенный материал – основа всякого творчества. Наличие хранимой информации, систематизированной в такой степени, что каждый её элемент может быть извлечен из памяти в нужное время, – есть необходимое условие для творческой деятельности.
Используемая литература:
- Сборник нормативных документов. Физика/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.
- Проф. А.Н. Крутский, О.С. Косихина. Психодидиктика: новые технологии в преподавании физики. М.: Педагогический университет «Первое сентября, 2006.