Как научить детей любить, изучать и охранять природу

Разделы: Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (514 кБ)


Мы хотим рассказать всем о нашей совместной работе по экологическому воспитанию подрастающего поколения. Вот уже три года мы являемся руководителями работ учащихся по проектно-исследовательской деятельности. И третий год наши учащиеся участвуют на районных, республиканских, региональных научно-практических конференциях и являются призёрами. На современном этапе развития общества на первый план выдвигается задача формирования высокой духовной культуры человека, а особенно подрастающего поколения. В окружающем нас социуме все более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, к природе. Назревает кризис межличностных отношений, который особенно остро проявляется на детско-юношеском уровне.

Молодое поколение России оказалось сейчас в сложной ситуации, когда «выбиты» старые идеалы, а новых просто нет. Поэтому оно ищет выход в негативных действиях (наркомания, проституция, жестокость и т.д.).

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их жизнь. Вот почему сегодня процессу воспитания принадлежит главная роль. Воспитательное пространство огромно. Оно вбирает в себя семью и школу, учреждения культуры и дополнительного образования, а также средства массовой информации.

В этой ситуации остро встает проблема экологического воспитания, образования, просвещения. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Главная его задача – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и природы на первое место.

Экология конкретна. И серьезна. Надо не играть в экологию, утешая себя иллюзией деятельности, а делом помочь одному дереву, одной заводи. Мы не знаем, какие политические или экономические системы победят, по какому пути мы пойдем, но есть одна самая человеческая система – экологическая. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не охраняем. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места – нет. Это совершенно не понятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны.

И земля, и природа взывают к активности человека в личном, жизненном пространстве – на расстоянии взгляда, хотя бы на расстоянии вытянутой руки.

А пока в нашей стране экология – это скорее модное слово и отвлеченное понятие, не более. Украшение земли не стало у нас государственной идеей, смыслом существования, нашей главной профессией и национальной гордостью. Каждый из своего окна – смотрим на грязный унылый двор. Привыкли смотреть на грязь. Смотрели молча. Теперь смотрим и критикуем. Какое-то жуткое оцепенение – то немое, то болтливое. А грязь лежит…

Нужны новые законы. Мы не учим в школах самому главному: Воздух – отец, Вода – мать, Земля – дом, Роса – национальное богатство…

Как основу деятельности экологического воспитания мы рассматриваем развитие целостной личности каждого ребенка. Проявления же этого процесса обнаруживаются через рост самостоятельности в принятии и реализации решений, через ответственность за себя, затем – за другого, после – за многих.

Задачи:

  • научить ребенка отвечать за себя – значит определить для него смысл жизни, непротиворечивую систему жизненных ценностей и на этой основе соизмерять свои потребности и возможности;
  • научить отвечать за другого – значит научить понимать проблемы другого человека, иметь терпение и проявлять терпимость, чтобы помочь ему;
  • научить отвечать за многих – значит научить еще шире видеть ситуацию коллектива, общественных групп, видеть решения общих проблем.

Наиболее активный импульс ответного чувства восхищения у детей вызывает то, что воспринимается ими как красивое, гармоничное. Поэтому основной принцип – мы охраняем то, что любим – широко используется в работе экологического воспитания.

 Другой, не менее важный, принцип заключается в том, что деятельность детей и подростков носит общественно-полезный характер и направлена на улучшение всего, что окружает их. Но активность не возникает сама по себе. Ребятам, особенно младшего возраста, нужна подсказка, выдумка, иногда дело, к которому они хотели бы примкнуть наравне со старшими. Поэтому важны не определенные мероприятия, а непрерывный процесс деятельности, который дает дорогу инициативе, творчеству подростков.

Следующий принцип – организация самостоятельности и инициативы. Он определяет правильный педагогический подход – развивать в детях самостоятельность, исключая мелочную опеку и излишнюю регламентацию их деятельности. Становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы, т.е. знания должны не только пробуждать мысль ребенка, но и вызывать эстетические переживания.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одними из ведущих направлений нашей деятельности мы выделяем следующие.

  1. Общение с природой. На наш взгляд, это и подоснова программы. На этом пути мы вместе с детьми возвращаемся к тому изначальному пониманию, что воробьи или одуванчики столь же интересны, как люди. Это понимание складывается из всего: из наблюдений за сезонной жизнью в природе, исследований, природоохранных акций, а также специальных упражнений на активное созерцание, переживание своего родства с другими живыми существами.
  2. Наблюдение за происходящим в природе. Эти наблюдения требуют минимальных знаний, какие растения и животные обитают в Мирнинском районе. Поэтому мы сначала даём материал о флоре и фауне нашего города, а затем учим обнаруживать экологические связи межу ними.
  3. Слежение за состоянием окружающей среды – экологический мониторинг. Если знакомство детей с окружающей природой – растениями и животными входит в подготовку юного эколога как натуралистская база, то экологический мониторинг – это уже первая собственно экологическая деятельность.
  4. Экологические игры позволяют сделать более доступными экологические связи, законы, проблемы. Настольная игра «Проектируем город», например, содержит не только проблематику промышленной экологии, но и знакомит ребят с экологическим аспектом при выборе альтернативных решений. По тому же принципу построена экологическая игра «Вот моя улица». С круговоротом воды в природе и взаимосвязями всего живого знакомит настольная игра «Путешествие капельки». В эти и другие экологические игры с удовольствием играют наши ребята. Об игре как средстве воспитания писали многие педагоги – К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.
  5. Сбор и анализ экологической информации. Исходя из достаточно небольшого знания о том, какова значимость даже известных фактов в общей картине, важно и интересно научить детей находить такую информацию и оценивать ее. Мы начинали от простейших картотек из газетных вырезок, затем перешли к компьютерному банку данных, а далее включились в международную сеть экоинформации Интернета.
  6. Экологические акции. Функционирование детских экологических объединений должно строиться так, чтобы каждому внешнему шагу предшествовал внутренний. Ведь для того, чтобы стать полноценным участником любой общественной акции (например, «Чистая вода» – агитация против мытья автотранспорта возле реки), нужно сначала убедиться самому, что это действительно вредно.
    И именно в акциях, на наш взгляд, предшествующая деятельность становится для личности юного эколога поступком.
  7. Экологическая этика. На наш взгляд, она не должна быть для детей навязчивой. Наступит день, когда они сами зададут вопрос: «Но как же должны вести себя люди, чтобы не наносить вреда биосфере, живым существам?» Им вполне по силам сформулировать свои представления о нормах повседневного поведения эколога.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Мы считаем, что только в объединении дети и подростки смогут подготовиться интеллектуально, эмоционально, эстетически к практическому делу, итогом которого будет предотвращение гибели живых существ, восстановление природного уголка своей малой родины, тогда у них возникает ощущение своей нужности, значимости, необходимости, целостности с природой и всем живым на Земле.

В работе экологической инициативы мы выделяем следующие формы деятельности:

  1. Экологическая образовательная деятельность – занятия в кружках, на факультативах.
  2. Экологическая исследовательская деятельность – участие в работе детской лаборатории мониторинга состояния природой среды: отбор проб и проведение анализов воздуха, почвы, продуктов питания, воды
  3. Практическая природоохранная деятельность – проведение экологических акций по расчистке береговой зоны, ее укреплению; посадка деревьев, кустарников, разбивка цветников; операции «Ель», «Чистая вода»; санитарная уборка улиц города, работа в природном парке «Живые алмазы Якутии».
  4. Экологическая пропаганда и просвещение: организация экскурсий, экологических троп, постановка экологических спектаклей; проведение занятий в школе экологической азбуки для детей младшего школьного возраста.
  5. Деятельность по организации экологических экспедиций, слетов, экологических смен, лагерей – проведение выездной школы на природе, участие в областных, региональных слетах юных экологов.
  6. Международное экологическое сотрудничество – организация совместных программ, телекоммуникационных проектов, связи через электронную почту, Интернет.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Весь процесс обучения строится с опорой на разнообразные средства обучения. Любую тему программы они помогают усвоить и сделать интересной, увлекательной, нравственно-значимой. Кроме того, способствуют решению целого ряда познавательных и воспитательных задач. Вот те средства, которые мы используем в учебном процессе:

  • простые: определители, справочники, журналы, альбомы, учебные пособия, живые растения, животные, гербарии др.;
  • технически сложные: аквариумное оборудование, комплектация клеток, микроскоп, радиоприемник, магнитофон, фото-, теле-, видеоаппаратура, компьютер.

К применяемым инновациям относится наш проект «Развитие навыков исследовательской деятельности у учащихся начальной школы по теме “Мое первое исследование по экологии».

Цель проекта – формирование и развитие первоначальных навыков исследовательских умений младших школьников, включающих в себя: умение организовать свою работу, умения исследовательского характера (выбор темы, цели, составление плана исследования, выбор методов исследования, поиск информации), умение представить результаты своей работы.

В формировании исследовательских умений и навыков мы придерживаемся принципов систематичности и целенаправленности, мотивирую детей на учебно-познавательную деятельность, создаю в группе психологический комфорт, учитываю возрастные особенности детей (исследование должно быть доступным, посильным, интересным и полезным). Также мы применяем все виды исследовательской деятельности:

  • по количеству учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные;
  • по времени: кратковременные, долговременные.

Исследования ведутся во внеурочное время. Используемые методы: наблюдение, опыт, самонаблюдение, интервью, фотографирование, опрос). Темы исследовательских работ детей: «Выхлопные газы автомобилей», «Улицы нашего города», «Бездомные собаки нашего города», «Наш мусор», «Растения Красной книги Якутии», «Территория нашей школы», «Птицы нашего города», «Питомцы природного парка», «Чистый город», «Питомец природного парка».

На протяжении всей педагогической деятельности мы наблюдаем положительный характер отношения детей к нашей работе. Серьезный, высокий уровень экологических знаний, особое мышление, экологическую культуру подмечают за детьми не только учителя в школе, но и родители. Они видят ребят более открытыми, озабоченными судьбой природы. Видят их позитивную, созидательную позицию по отношению к ней. Мы считаем, что это и есть показатель нашей работы.

 Использованная литература:

  1. «Природа и мы» журнал №9 от 10.12.08 г.
  2. «В гармонии с природой» журнал Мирнинской инспекции охраны природы, 2009 г.
  3. «Экология» журнал №2 от 20.04.09 г.
  4. «Возможно ли жизнь без мусора?» г.Владивосток, 2009 г.

Фоторяд.