Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.
Вид урока: Урок-тренинг.
Цель урока: Закрепить умение решения задач на применение материала темы « плотность вещества».
Задачи урока:
- Обучающие: Продолжить работу по закреплению умения решения задач.
- Развивающие: Развить познавательный интерес к физике.
- Воспитательные: Воспитание любви к нашему городу.
Оборудование: Мультимедиа-проектор
Подготовка: Подготовка презентации, поурочная карта (поурочные карты распечатываются в количестве 15 штук, из расчета на каждую парту) – Приложение 1.
Ход урока
Этап 1: «Организационный»
Подготовить учащихся к работе на уроке, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку.
Этап 2: «Целеполагание»
Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой ее гранит…
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему городу. Посмотрим на знакомые с детства памятники с другой точки зрения – как на объекты, о которых можно составить задачу. И, конечно, решить ее.
Этап 3: «Проверка домашнего задания»
Задания | Организация работы |
1. Индивидуально: решение домашних задач: А) Сколько штук строительного кирпича размером 250 х 120 х 65 мм допускается перевозить на автомашине грузоподъемностью 4 т? Б) Медный шар имеет массу 840 г при объеме 120 см3. Сплошной этот шар или полый? |
На доске два ученика решают задачи домашнего задания. По окончанию фронтальной работы комментируют решение и отвечают на вопросы. Вопросы: Определение: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость, инерция, плотность |
2. Фронтально: Решение качественных задач (презентация кадры 2-7) , покадровая проверка с помощью анимации. | Решают задачи, записывают в тетради букву правильного ответа, составляют ключевое слово «сфинкс». Ученикам, давшим правильный развернутый ответ, выдаются жетоны. Жетоны выдаются ученикам, если они дают правильные ответы или решают задачу без дополнительных вопросов, для того, что бы учитывать активность учеников с одной стороны и стимулировать их активность с другой. Оценка ставится по суммарному числу жетонов, полученных на нескольких уроках. Оценка «4» за 8 жетонов, оценка «5» за 10 жетонов. При решении задач можно выдавать от1 до 3 жетонов, в зависимости от сложности задачи. |
Этап 4: «Решение задач»
Задания | Организация работы |
1. Решение задач №1, №2, №3 поурочной карты на экран проецируется кадр 8. |
Задачи решаются по рядам: №1 – 1-й ряд, №2 – 2-й ряд, №3 – 3-й ряд. Учитель контролирует решение. Первые решившие от каждого ряда решают задачу на доске, комментируя ее. В тетрадях, по мере ответов вызванных учеников, должны быть решены все три задачи. |
2. Решение задачи №4 поурочной карты, на экран проецируется кадр 9. Первые решившие решают задачу на доске, комментируя ее. (учитель выдает жетоны) | Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: "ГРОМ-КАМЕНЬ", название валуна, послужившего пьедесталом для конной статуи императора Петра I. Обнаружен в 1768 в лесу близ д. Конная Лахта местным жителем С.Г. Вишняковым (назывался "Г.-к." потому что, по преданию, "громом" у него был отбит угол). |
3. Решение задачи №5. поурочной карты на экран проецируется кадр 10. Первые решившие решают задачу на доске, комментируя ее. (учитель выдает жетоны) | Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: Александрийский столп ничем не закреплён, держится своим весом. Долгое время петербуржцы боялись, что он упадёт. Для поддержания духа петербуржцев, Монферран, архитектор столпа, завёл привычку каждое утро прогуливаться вокруг него и делал это до самой смерти, почти 25 лет. |
4. Решение задач №6, №7 поурочной карты на экран проецируется кадр 11. Первые решившие решают задачу на доске, комментируя ее. (учитель выдает жетоны) | Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: Дом занимательной науки – музей, открытый 15 октября 1935 г. в Ленинграде с целью популяризации научных знаний среди детей и взрослых. Активное участие в его создании принял Я.И. Перельман, который стал его первым директором. |
Этап 5: «Домашнее задание»
- Повторить параграфы 20, 21. (подготовится к проверочной работе)
- Типовой расчет «Плотность вещества». Типовой расчет является разновидностью индивидуального домашнего задания. Вариант ученика совпадает с его номером в журнале. Приложение 2
Информационные источники:
- walkspb.ru
- www.encspb.ru
- dic.academic.ru
- n-t.ru/ri/ms/dz09.htm
- Я.И.Перельман «Физика на каждом шагу», ООО «Издательство АСТ», 2008.