Основные образовательные задачи урока:
- систематизировать, обобщить и проконтролировать знания учащихся о важнейших первоначальных понятиях
- способствовать развитию творчества и повышению активности детей
- воспитывать стремление расширять свой кругозор
Межпредметные связи:
- Физика-понятие о физическом теле, первоначальные представления об атомах, молекулах.
- Природоведение – первоначальные понятие о веществах.
Основные методы обучения и виды работ: беседа, сообщение учащихся, самостоятельная работа (химические диктанты, дидактические игры, химический эксперимент, тестирование)
Оборудование: пробирки, колбы, держатель, химический стакан, химическая ложка, лабораторный штатив.
Реактивы: J2, NaHCO3, CH3СООН, NH4ОН, HCl (конц.), бензин.
Жюри: обучаемые 9 классов (на столе ведомость по учету знаний, умений и навыков учащихся)
Таблица №1
Ф.И.О. |
Оценка за задание |
Дополнительный бал |
Итоговый бал |
||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
За ответ задания другой команды |
|
Перед зачетом учащихся делят на 2 команды, выбирают капитанов.
1. Организационный момент
Цели урока, знакомство с жюри, тип урока, система контроля.
Химия – это наука, умеющая творить чудеса, признаками их протекания.
В этом определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники нужно твердо усвоить, что…
…Химия – это наука; и как всякая наука требует к себе самого серьёзного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом (вспомните наш 1-ый урок)
Секрет этой магии – знание химического ремесла.
Сегодня мы проверим ваши знания, юные химики!
Девиз урока:
Чему бы ни учила нас природа,
Но сердце верит в чудеса.
Ф. Тютчев.
2. Конкурс – зачёт
I. Начинаем с разминки членов команд (каждому участнику за правильный ответ – «аурик», медаль с изображением элемента – золото)
Блиц-опрос – 7 баллов (первая команда отвечает на четные вопросы, вторая – нечётные.)
- Назовите одну из современных задач химии как науки
- Какой из следующих газов не является природным соединением: кислород, угарный газ, углекислый газ? (Угарный газ)
- Приведите по одному примеру вещества, смеси, тела.
- С чего вы начнёте разделение смеси веществ, в которой присутствуют стальные стружки? (С действия магнита)
- К каким явлениям относится почернение серебряных изделий? (Химическое явление)
- К каким явлениям относится нагревание вольфрамовой нити в лампе накаливания? (Физическое явление)
- К каким веществам относят вещество, молекулы которого содержат несколько атомов одного элемента? (Простые вещества)
- Назовите пористый материал, используемый для разделения веществ в смеси. (Фильтровальная бумага)
- Выберите чистое вещество: молоко, питьевая вода, уксусная кислота. (Уксусная кислота)
- Укажите, где о кислороде говорится как об элементе, а где – как о простом веществе:
- кислород входит в состав углекислого газа атмосферы
- рыбы дышат кислородом, растворённым в воде
- в воздухе содержится 21% кислорода
- железо притягивается магнитом
Зачётное задание №1 – кроссворд на знание лабораторного оборудования (Приложение 1)
(Рисунок №1) – 10 баллов
Шарада – присоедините к названию химического элемента III группы цифру и произнесите фамилию (Бор – один)
Задание – Впишите в кроссворд названия лабораторного оборудования собранного на демонстрационном столе и рисунку на доске.
Ключевым словом является название оперы известного русского химика и композитор А.П. Бородина.
II. Конкурс капитанов – 5 баллов.
Домашнее задание:
а) А.П. Бородин – учёный, композитор, гуманист (сообщение).
б) О зарождении великой волшебницы химии – эпоха алхимии (стихотворение Николая Корнеева «Алхимик»).
III. Конкурс – игра крестики-нолики.
Задание для команд – 2 балла
Отличить чистое вещество от смеси – выигрышный путь «смесь», «чистое вещество».
Сок |
Сера |
Серебро |
|
Цемент |
Железо |
Кислород |
Сахар |
Воздух |
Бензин |
Медь |
Алюминий |
Почва |
|
Золото |
Глина |
Лимонад |
Краска |
Сметана |
Кровь |
Сера |
Сахар |
Кофе |
|
Гранит |
Железо |
Фосфор |
Золото |
Поливитамины |
Железо |
Медь |
Сульфид железа |
Песок |
|
Спирт |
Песок |
Молоко |
Морская вода |
Сера |
Пыль |
Зачётное задание №2 – 12 баллов
Из перечисленных веществ выпишите «чистые вещества», «смеси» (буквы). Найдите их: а) кислород б) гранит в) вода в реке г) вода в облаке д) поваренная соль е) воздух ж) сахар з) медь к) железо л) молоко м) дым н) почва.
Ответы: Чистые вещества – а,г,д,ж,з,к; Смеси – б,в,е,л,м,н.
IV. Конкурс «Найди-ка» – 5 баллов
Задание:
а) Отличить простое вещество от сложного вещества
Из букв которые соответствуют простым и сложным веществам, получите названия химических элементов. Назовите физические свойства одного из них.
Формулы |
Простое вещество |
Сложное вещество |
|
Формулы |
Простое вещество |
Сложное вещество |
Mg |
Ф |
А |
|
Ca |
Б |
В |
CuO |
Б |
М |
|
CaO |
Г |
С |
N2 |
Т |
С |
|
NH3 |
Д |
Е |
SO2 |
О |
Е |
|
N2O5 |
Ж |
Р |
H2S |
К |
Д |
|
Mg |
Р |
З |
O2 |
О |
Л |
|
H2 |
О |
Я |
Si |
Р |
М |
|
P4 |
М |
О |
H2SO4 |
Н |
Ь |
|
Fe2O3 |
П |
А |
- (Простое вещество – фтор, Сложное вещество – медь)
- (Простое вещество – бром, Сложное вещество – сера)
б) Покажите:
- молекулы простых и сложных веществ – 1 команда
- чистые вещества, смеси – 2 команда
в) Вопросы:
- объясните, почему нельзя отождествлять понятия «чистое вещество» и «простое вещество» – 1 команда
- объясните, почему нельзя отождествлять понятия «сложное вещество и смесь» – 2 команда
г) Ребусы – назови элементы
Зачётное задание №3 – 6 баллов
Найдите простые вещества среди перечисленных веществ: 1 – сера, 2 – ржавчина, 3 – ртуть, 4 – мед, 5 – водород, 6 – кислород, 7 – углекислый газ, 8 – вода, 9– железо, 10 – морская вода.
Ответ выразите суммой чисел выбранных веществ (1+3+5+6+9 = 24)
V. Конкурс «О каком веществе идет речь» – 2 балла (участнику – «аурик»)
– Этот элемент алхимики обозначили тонким серпиком Луны и называли лунным (камнем) металлом. Этот металл красивого белого цвета. Сплавы этого металла с медью используют при чеканке медалей, почетных знаков. Этот металл проводит электрический ток, убивает микроорганизмы в воде, поэтому такая вода, никогда не теряет свежести, даже при длительном стоянии, и ее называют святой (Ag).
– Хрупкое вещество желтого цвета, легко измельчается в порошок, легко плавится. Неметалл. Страницы китайских рукописей впервые возвестили о приготовление пороха, в его состав входит этот элемент. Сохранившиеся пирамиды Древнего Египта повествуют нам об использовании этого вещества для изготовления красок и косметических средств еще во II тысячелетии до н.э. Это одно их первых простых веществ, о котором знало человечество. Этот неметалл волшебная палочка, ведь с ее помощью натуральный каучук превращается в резину (S).
– Я газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный,
Соединяясь с кислородом
Я для питья даю Вам воду (Н2).
– Я металл серебристый и легкий,
И зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал (Al).
Зачётное задание №4 – «Кто быстрее?» – 10 баллов
Решение задач (участники распределяются на три группы).
За определенное время (7 минут) вы должны решить задачи различной трудности. Побеждает тот, кто решит правильно, более рациональным способом большее число задач.
Первая команда.
Задача №1. Вычислите массовые отношения и массовые доли меди и кислорода в оксиде меди (CuO) – 2 балла
Задача №2. В каком природном соединении меди содержится наибольшая массовая доля этого элемента: – 3 балла
а) в медном блеске Сu2S
б) в медном колчедане CuFeS2
Задача №3. Выведите формулу вещества, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно Са – 40%, S – 20%, O – 40% – 5 баллов
Вторая команда.
Задача №1. Вычислите массовые отношения и массовые доли углерода и кислорода в углекислом газе (CO2) – 2 балла
Задача №2. В каком природном соединении железа содержится наибольшая массовая доля этого элемента:
а) в магнитном железняке (Fe3O4)
б) в красном железняке (Fe2O3) – 3 балла
Задача №3. Выведите формулу вещества, если массовые доли элементов в этом веществе составляют соответственно С – 40%, С – 12%, O – 48% – 5 баллов
VI. Пантомимы (по 2 человека от команды) – 2 балла
Задание – покажите, что может произойти в случае:
- неправильного обращения со спиртовкой
- неправильного определения запаха вещества – газа
VII. Демонстрационные опыты – 3 балла
Приглашаем для участия по 2 участника (первый читает задание, второй выполняет эксперимент)
Опыт 1. Разбили склянку с йодом. Йод попал в воду. Разделите вещества: йод и вода.
Проделайте следующий опыт:
- В пробирку налейте 1/3 части воды и добавьте несколько капель йодной настойки. Получится раствор бурого цвета.
- Поверх раствора прилейте столько же бензина.
- Закрыв пробирку пробкой, встряхните содержимое пробирки и оставьте в покое на несколько минут.
Что вы наблюдаете? Какое это явление? Техника безопасности.
Опыт 2. При приготовлении кулинарных изделий используют пищевую соду, которую «гасят» уксусом (уксусная кислота).
- Возьмите пищевую соду, положите в кратер возвышения.
- Берём уксус, вливаем в химический стакан, приливаем краситель и выливаем в кратер возвышения.
Что вы наблюдаете? Какое это явление? Дайте определения «физическое явление, химическое явление».
Ведущий (учитель): Объяснение этих опытов будет задачей последующих уроков, при дальнейшем изучении нашей волшебной науки с именем Химия.
Зачётное задание №5 – Выпишите буквы физических явлений – 8 баллов
№ п/п |
Физические химические явления |
Ответ |
1 |
Плавление свинца |
О |
2 |
Ржавление металла |
M |
3 |
Фильтрование |
С |
4 |
Гниение дерева |
В |
5 |
Ковка металла |
Б |
6 |
Горение свечи |
А |
7 |
Таяние льда |
П |
8 |
Процесс отстаивания |
А |
9 |
Протухание яиц |
Г |
10 |
Обугливание горящих дров |
В |
11 |
Образование инея |
С |
12 |
Испарение воды |
И |
|
Ответ: о–с–б–п–а–с–и СПАСИБО |
|
«Поощрительный приз»
Опыт №3 – Взаимодействие аммиака с соляной кислотой – 5 баллов
(Выполняют участники, которые читали задание)
Возьмите пробирки с маркировкой «кислота», «щёлочь». Встаньте рядом, откройте пробирки и, приближая, прикоснитесь краями и держите под углом.
Что вас удивило?
3. Итоги урока:
- Подсчёт количества баллов.
- Поздравление команды победительницы – поощрительные призы – таблица Д.И. Менделеева.
- Подведение итогов работы каждого ученика:
- «5» – 41–46 баллов
- «4» – 32–40 баллов
- «3» – 25–31 баллов
4. Домашнее задание:
- Мини-сочинение «Химия…
- Рисунок природные явления
- Ребус или кроссворд по изученной теме
Литература
- О.С. Габриелян. «Химия», 8 класс, Дрофа, Москва, 2005
- Энциклопедия школьника. Неорганическая химия, главный редактор академик И.П. Алимарин, М., изд. «Советская энциклопедия», 1975
- Н. Корнеев. Алхимик. Журнал «Химия в школе», №5, 2003