Задачи:
Воспитательные задачи:
- Развитие любви к родному городу.
- Привитие навыков культурного общения.
- Выявление способностей детей.
Развивающие задачи:
- Развивать умения творчески подходить к решению задач
- Развитие коммуникативных способностей детей.
- Развитие познавательного интереса учащихся к физике
Обучающие задачи:
- Выработка предметных компетенций.
- Привитие интереса к предмету.
- Обобщение материала 7 класса.
- Демонстрация связи между предметами гуманитарного и политехнического циклов.
Участники: 7, 8 классы. Классам – участникам за месяц до игры выдаются «Положения о проведении игры» (Приложение 1)
Организаторы: 10 класс. Задача организаторов подготовить задания для станций, оформить станции, организовать работу станций, подготовить путевые листы. (Приложение 2)
На станции каждой команде задают 1 вопрос.
Станция 1. «Давно стихами говорит …»
Вопросы:
1. |
Прозрачный сумрак, блеск безлунный, Назовите описанное явление. Объясните причину этого явления. |
2. |
Раскинув крылья, как орел летящий, Назовите пригород Санкт-Петербурга, которому посвящены эти строчки. Объясните принцип действия самого известного сооружения этого пригорода. |
3. |
Но силой ветров от залива Назовите описанное явление. Объясните его причину. |
Станция 2. «Транспортная»
Задание: Ответить на вопрос: «Когда впервые…» и решить задачу.
Задачи:
1. |
Прототипом электрических трамваев (а равно и электровозов) стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки. Скорость составляла 6,5 км/ч, локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 вольт и имел мощность в 3 л.с. Найти Какое расстояние пройдет такой первотрамвай за 10 минут. |
2. |
Два двигателя общей мощностью 12 л.с. сообщали омнибусу, снаряженная масса которого составляла около 1600 кг, скорость 11 км/ч и позволяли двигаться также и задним ходом. Найти какое время потребуется омнибусу, чтобы пройти расстояние 2200 м. |
3. |
Знаете ли вы…
Найти какое время потребуется, чтобы поезд с максимальной скоростью проехал расстояние, равное протяженности линий метро. |
Станция 3. «Легенды нашего города»
Вопросы задаются с использованием презентации. Для возвращения по гиперссылке необходимо кликнуть по картинке.
Задание:
А. Назовите объект, изображенный на слайде.
Б. Расскажите легенду.
В. Решите задачу.
Архитектурные объекты:
- Казанский собор
- Ши-цза.
- Египетский сфинкс
- Ангел на шпиле Петропавловского собора.
Задачи:
1. |
Сфинксы – самые древние памятники Санкт-Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419–1383 годах до нашей эры. Масса каждого сфинкса 62 тонны. Определите вес сфинкса и силу тяжести, действующую на сфинкса. Покажите эти силы на рисунке. |
2. |
В 1811 году перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая. Найти вес колонны и силу тяжести, действующую на колону. Показать силы на рисунке. |
3. |
В 1991 г. на шпиль поднялись мастера-альпинисты А.Белов и А. Кушназаров. Ангел был снят и более трех лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Летом 1995 г. была устроена выставка "Встреча с Ангелом", посвященная результатам реставрации. 10 ноября 1995 г. фигура Ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля, и альпинисты закрепили её. Высота фигуры ангела 3,48 м; размах крыльев 3,56 м. Высота креста 6,5 м; Масса ангела с крестом 250 кг. Найти вес фигуры ангела и силу тяжести, действующую на фигуру ангела. Показать силы на рисунке. |
4. |
На Петровской набережной, неподалеку от домика-музея Петра I, есть спуск к Неве в виде широкой гранитной лестницы, украшенной странного вида каменными изваяниями на высоких трехступенчатых постаментах. Более полувека стоят они здесь, обращенные к быстротекущим водам широкой реки, но не всем известна их история. Правда, на каждом постаменте высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году». Масса ши-цза 2400кг. Найти вес ши-цза и силу тяжести, действующую на него. Показать силы на рисунке. |
Станция 4. «Северная Венеция»
Задание:
- «Сбить кораблик с номером вопроса»
- Ответить на вопрос: Почему так назван(а)…
- Решить задачу.
1. |
Название «Мойка» произошло от старинного наименования — Мья (маленькая речка). Здесь сказалось звуковое сходство слово «мья» с русскими словами «мыть», «мойка» и т. д. Правда, в некоторых источниках упоминается и другое наименование речки, от которого и могло произойти современное название — Муяйоки (Грязная река). Длина реки около 5 км, ширина доходит до 40 м, наибольшая глубина — З м. Найти давление на наибольшей глубине. |
2. |
Крупнейший левый рукав дельты Невы, продолжение р. Нева ниже Дворцового моста. Впадает в Невскую губу Финского залива между Васильевским, Гутуевским и Канонерским островами. Длина 3,62 км, ширина от 200 (между мостами Лейтенанта Шмидта и Дворцовым) до 400 м, глубина от 8,2 до 12,8 м. Найти давление воды на большей глубине. |
3. |
Река Фонтанка вытекает из Невы (являясь ее протокой, ериком) у Летнего сада и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова. Первоначально, до 1712-14, река называлась Безымянным ериком. Ериком обычно называется небольшой проток, выходящий из реки и опять в нее впадающий. Длина реки 6,7 км, ширина – до 70 м, глубина – 3,5 м. Найти давление на дне Фонтанки. |
4. |
Питерские рыболовы называют так участок акватории Финского залива от дельты реки Невы до дамбы. Действительно, слово «лужа» в какой-то степени соответствует месту: глубины здесь сравнительно небольшие – в среднем 5-6 м. Только на фарватере они достигают 16–18 м. Найти давление воды на дне фарватора. Плотность соленой воды считать 1300 кг/м3 |
Станция 5. «Дом занимательных наук»
Объясните опыт.
- «Бездонный» бокал (Оборудование: Бокал с водой, портновские булавки)
- Копейка, которая в воде не тонет. (Оборудование: Бокал с водой, игла, свеча)
- Таинственная вертушка. (Оборудование: игрушка – Рождественская вертушка)
- Бумажная кастрюля. (Оборудование: «кастрюля» из бумаги, свеча, гвоздь, нить, спиртовка)
- Греет ли шуба? (Оборудование: Меховой мешочек, термометр)
- Сухим из воды. (Оборудование: блюдечко с подкрашенной водой, свеча, монетка, стакан)