"Петербург и немного физики"

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи:

Воспитательные задачи:

  • Развитие любви к родному городу.
  • Привитие навыков культурного общения.
  • Выявление способностей детей.

Развивающие задачи:

  • Развивать умения творчески подходить к решению задач
  • Развитие коммуникативных способностей детей.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к физике

Обучающие задачи:

  • Выработка предметных компетенций.
  • Привитие интереса к предмету.
  • Обобщение материала 7 класса.
  • Демонстрация связи между предметами гуманитарного и политехнического циклов.

Участники: 7, 8 классы. Классам – участникам за месяц до игры выдаются «Положения о проведении игры» (Приложение 1)

Организаторы: 10 класс. Задача организаторов подготовить задания для станций, оформить станции, организовать работу станций, подготовить путевые листы. (Приложение 2)

На станции каждой команде задают 1 вопрос.

Станция 1. «Давно стихами говорит …»

Вопросы:

1.

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

Назовите описанное явление. Объясните причину этого явления.

2.

Раскинув крылья, как орел летящий,
Горит фасад чешуйками слюды
Над плещущей, сверкающей, журчащей,
Блистающей симфонией воды.
Она скользит, спадая на ступени,
Колосьями встает со всех сторон,
И влажное серебряное пенье
В тени аллей свой продолжает звон.
Гремят, шумят державинские оды,
И высится, капризно-горделив,
Чертог Растрелли, устремляя воды
Стрелой канала в дремлющий залив…

Назовите пригород Санкт-Петербурга, которому посвящены эти строчки. Объясните принцип действия самого известного сооружения этого пригорода.

3.

Но силой ветров от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,
Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Назовите описанное явление. Объясните его причину.

Станция 2. «Транспортная»

Задание: Ответить на вопрос: «Когда впервые…» и решить задачу.

Задачи:

1.

Прототипом электрических трамваев (а равно и электровозов) стала машина, созданная немецким инженером Эрнстом Вернером фон Сименсом. Впервые она была использована в 1879 году на Германской промышленной выставке в Берлине. Локомотив использовался для катания посетителей по территории выставки. Скорость составляла 6,5 км/ч, локомотив питался от третьего рельса постоянным током напряжением в 150 вольт и имел мощность в 3 л.с. Найти Какое расстояние пройдет такой первотрамвай за 10 минут.

2.

Два двигателя общей мощностью 12 л.с. сообщали омнибусу, снаряженная масса которого составляла около 1600 кг, скорость 11 км/ч и позволяли двигаться также и задним ходом. Найти какое время потребуется омнибусу, чтобы пройти расстояние 2200 м.

3.

Знаете ли вы…

  • что общая протяженность линий Петербургского метрополитена – 110,2 км
  • что в Петербургском метро 429 стрелочных переводов
  • что в нашем метро 114 вентиляционных шахт и 239 вентиляционных установок
  • что более 13 тысяч человек обеспечивают безопасное и бесперебойное движение поездов метро
  • что средняя скорость движения поездов метрополитена в Питере – 35–40 км/ч.

Найти какое время потребуется, чтобы поезд с максимальной скоростью проехал расстояние, равное протяженности линий метро.

Станция 3. «Легенды нашего города»

Вопросы задаются с использованием презентации. Для возвращения по гиперссылке необходимо кликнуть по картинке.

Задание:

А. Назовите объект, изображенный на слайде.

Б. Расскажите легенду.

В. Решите задачу.

Архитектурные объекты:

  1. Казанский собор
  2. Ши-цза.
  3. Египетский сфинкс
  4. Ангел на шпиле Петропавловского собора.

Задачи:

1.

Сфинксы – самые древние памятники Санкт-Петербурга, возраст которых насчитывает около трех с половиной тысяч лет. Давным-давно они украшали аллею сфинксов, ведущую к дворцу Аменхотепа III, фараона XVIII династии, жившего в 1419–1383 годах до нашей эры.

Масса каждого сфинкса 62 тонны. Определите вес сфинкса и силу тяжести, действующую на сфинкса. Покажите эти силы на рисунке.

2.

  В 1811 году перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Высота собора достигала 71,5 метров. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до 30 тонн каждая. Найти вес колонны и силу тяжести, действующую на колону. Показать силы на рисунке.

3.

В 1991 г. на шпиль поднялись мастера-альпинисты А.Белов и А. Кушназаров. Ангел был снят и более трех лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Летом 1995 г. была устроена выставка "Встреча с Ангелом", посвященная результатам реставрации.

10 ноября 1995 г. фигура Ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля, и альпинисты закрепили её.

Высота фигуры ангела 3,48 м; размах крыльев 3,56 м. Высота креста 6,5 м; Масса ангела с крестом 250 кг. Найти вес фигуры ангела и силу тяжести, действующую на фигуру ангела. Показать силы на рисунке.

4.

На Петровской набережной, неподалеку от домика-музея Петра I, есть спуск к Неве в виде широкой гранитной лестницы, украшенной странного вида каменными изваяниями на высоких трехступенчатых постаментах. Более полувека стоят они здесь, обращенные к быстро­текущим водам широкой реки, но не всем известна их история. Прав­да, на каждом постаменте высечена надпись: «Ши-цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году».

Масса ши-цза 2400кг. Найти вес ши-цза и силу тяжести, действующую на него. Показать силы на рисунке.

Станция 4. «Северная Венеция»

Задание:

  1. «Сбить кораблик с номером вопроса»
  2. Ответить на вопрос: Почему так назван(а)…
  3. Решить задачу.

1.

Название «Мойка» произошло от старинного наименования — Мья (маленькая речка). Здесь сказалось звуковое сходство слово «мья» с русскими словами «мыть», «мойка» и т. д. Правда, в некоторых источниках упоминается и другое наименование речки, от которого и могло произойти современное название — Муяйоки (Грязная река). Длина реки около 5 км, ширина доходит до 40 м, наибольшая глубина — З м. Найти давление на наибольшей глубине.

2.

Крупнейший левый рукав дельты Невы, продолжение р. Нева ниже Дворцового моста. Впадает в Невскую губу Финского залива между Васильевским, Гутуевским и Канонерским островами. Длина 3,62 км, ширина от 200 (между мостами Лейтенанта Шмидта и Дворцовым) до 400 м, глубина от 8,2 до 12,8 м. Найти давление воды на большей глубине.

3.

Река Фонтанка вытекает из Невы (являясь ее протокой, ериком) у Летнего сада и впадает в Большую Неву к северу от Гутуевского острова. Первоначально, до 1712-14, река называлась Безымянным ериком. Ериком обычно называется небольшой проток, выходящий из реки и опять в нее впадающий. Длина реки 6,7 км, ширина – до 70 м, глубина – 3,5 м. Найти давление на дне Фонтанки.

4.

Питерские рыболовы называют так участок акватории Финского залива от дельты реки Невы до дамбы. Действительно, слово «лужа» в какой-то степени соответствует месту: глубины здесь сравнительно небольшие – в среднем 5-6 м. Только на фарватере они достигают 16–18 м. Найти давление воды на дне фарватора. Плотность соленой воды считать 1300 кг/м3

Станция 5. «Дом занимательных наук»

Объясните опыт.

  1. «Бездонный» бокал (Оборудование: Бокал с водой, портновские булавки)
  2. Копейка, которая в воде не тонет. (Оборудование: Бокал с водой, игла, свеча)
  3. Таинственная вертушка. (Оборудование: игрушка – Рождественская вертушка)
  4.  Бумажная кастрюля. (Оборудование: «кастрюля» из бумаги, свеча, гвоздь, нить, спиртовка)
  5. Греет ли шуба? (Оборудование: Меховой мешочек, термометр)
  6. Сухим из воды. (Оборудование: блюдечко с подкрашенной водой, свеча, монетка, стакан)