Применение информационных технологий на уроках позволяет учителю разнообразить традиционные формы обучения, решать самые разные задачи, заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету и познавательную активность учащихся. С помощью компьютера можно организовать процесс обучения по индивидуальной программе, что способствует эффективную психологическому развитию и возникновению у школьника профессиональных интересов, повышает уровень самообразования и расширяет возможности для творчества.
Компьютер способен реализовать многие преимущества технических средств обучения. Современные компьютерные программы позволяют создавать тексты, различные виды графики, мультипликации со звуковым сопровождением, видеоизображения. С их помощью можно моделировать исследуемые объекты и проводить эксперименты по изучению их свойств, имитировать процессы и явления и т.д.
Одна из трудностей, поджидающих ученика, заключается в необходимости как представить условие задачи в знаково-символической форме, чтобы она оказалась предельно понятной. Применяемая схема должна быть разумно сокращенной и упрощенной по сравнению с реальным явлением и в то же время наиболее естественной для каждой задачи. При схематизации и моделировании я применяю технологию презентаций. Нужно вести краткие условия в виде таблиц, рисунков, графиков, диаграмм и примеров. На экране можно дать условия задач, которых нет в учебниках.
Устный счет на уроках математики является одним из важных элементов урока. Он развивает память, абстрактное мышление, сообразительность, логику. Устные вычислительные навыки учащихся за последнее время заметно ухудшились. Причин этому много: появление калькуляторов, слабое внимание учителей к устным упражнениям на уроке, отсутствие соответствующей методической литературы.
Использование устных упражнений помогает учителю сделать уроки более разнообразными, живыми, вызвать заинтересованность учащихся, переключить внимание с одного вида деятельности на другой, простимулировать умственную деятельность школьников во время трудного урока. На каждом уроке учитель должен найти несколько минут хотя бы для одного устного упражнения.
К проведению устных упражнений необходимо готовиться, чтобы достигнуть главной цели, этих упражнений – общего математического развития учащихся и подготовки к работе на уроках. Чтобы развивать сообразительность, внимательность и логику, нужно разнообразить форму устных вычислений.
В качестве инструментов мониторинга учебного процесса можно использовать методики, основанные на технологии тестирования. Технология тестирования, в отличие от традиционных способов оценки качества образования, позволяет:
- Значительно сократить временные рамки, необходимые на обработку результатов контрольной проверки знаний
- Автоматизировать процесс проверки ответов
- Свести к минимуму субъективное влияние преподавателя на результат измерения
Можно выделить два вида тестирования: компьютерное и бланочное.
Компьютерное тестирование обладает рядом преимуществ:
- возможность интегрировать в текстовых заданиях тестовую, графическую, звуковую и видео информацию.
- автоматизировать процесс проверки результатов проведения контрольного измерения
- строить и проводить адаптивные тесты, сложность заданий, в которых варьирует в зависимости от ответов тестируемого.
Применяю на уроках готовые тесты, которые представляют собой варианты этих электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где уровень знаний оценивается тут же. Можно составить другие тесты, где учащиеся могут исправить свою ошибку сразу же. Если ученику не под силу данное задание, учитель должен дать совет по этой теме.
Задача каждого учителя активизировать деятельность каждого учащегося, развивать творческий потенциал в процессе обучения. Именно использование информационных технологий позволяет создать условия для этого. Эффективность использования ИКТ на уроках математики существенно меняет содержание обучения предмету. Стимулом для повышения интереса и мотивации к изучению математики для школьников является включение в курс математики задач на местном краеведческом материале. Такие задачи для школьников более образны и доступны, вызывают у школьников живой интерес. Поэтому учащиеся запоминают не только сами задачи, их решение, но и способы решения. Целесообразнее в некоторых случаях рассматривать на уроке задачи, связанные с региональным компонентом.
Задача каждого учителя активизировать деятельность каждого учащегося, развивать творческий потенциал в процессе обучения. Именно использование информационных технологий позволяет создать условия для этого. Применяя информационные технологии в своей методике преподавания, добилась следующие результаты:
- Повысилась качества знаний учащихся
- Повысилась качество выполнения зачетных работ
- Улучшилось вычислительные навыки
- Повысился уровень самостоятельности учащихся
- Самое главное, повысился рост интеллектуального и профессионального уровня самого себя.
Таким образом, можно сделать заключение, что использование информационных технологий на уроках математики развивает творческий потенциал учащихся, повышает мотивацию обучения, расширяет представления об информационных программных средствах, дает возможность пользования компьютерными коммуникациями.