Как называли нашу Родину в разные времена. Наша Родина от Руси к России

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Форма урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Цели урока:

  • Обучающая: продолжить знакомство учащихся с названиями нашей страны в разные времена.
  • Развивающая: развивать мышление, речь, внимание, познавательный интерес.
  • Воспитывающая: воспитывать привычку делового сотрудничества на уроке, интерес к прошлому своей страны.

Оборудование: Учебники, литература: «Окружающий мир» учебник для 3 класса, автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь №1 «Учимся познавать мир», энциклопедия «Я познаю мир» История России, Е.В.Саплина «Введение в историю» 4 класс.

Средства ТСО: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

1. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят, все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку «5» (слайд 2)

2. Повторение

Расскажи:

- Как произошли названия нашей Родины – Русь, Россия?

- Что такое летопись?

- Как звали первого летописца?

- Что вы знаете о первом русском царе? (слайд 3)

3. Новый материал.

-К концу 17 века Русь стали называть Россией. ( слайд 4)

- В 1682 году десятилетний сын русского царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны был провозглашён царём.( слайд 5)

- А.С. Пушкин так писал об этом человеке:

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник.

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. ( слайд 6)

- Как вы думаете, о ком мог так сказать А.С.Пушкин?

- Почему поэт так сказал о Петре I? ( слайд 7)

-В русской истории Пётр был самым необычный царём потому, что:

  • Освоил 15 ремесленных специальностей;
  • Построил город;
  • Создал первый русский флот;
  • Открыл первый музей. (слайд 8)

- Санкт- Петербург. (слайды 9-11)

Дополнительный материал.

Решил Пётр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые , пустынные. Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным. На работы сгоняли ежегодно более 40 тысяч человек со всей России. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи, мостили топкие улицы. Не хватало леса, кирпича, камня.

Люди страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий тысячи людей умирали. На их место привозили новых.

Но прошло время. Город рос, становился красивей, богаче.

-Флот Петра I. (слайд 12)

Дополнительный материал.

В 1688 году в селе Измайлово под Москвой Пётр I обнаружил бот «Святой Николай», английской постройки 1640-годов, который принадлежал его предку боярину Никите Ивановичу Романову. Достоинством ботика, который Пётр впоследствии назовёт «дедушкой русского флота», состояло в том, что паруса на нём были устроены так, что позволяли плавать против ветра. На нём царь осваивал азы морского дела.( слайд 13)

Дополнительный материал.

В 1697 году Пётр посетил ряд европейских государств. В Голландии под именем «волонтёра» Петра Михайлова, он устроился плотником на корабельную верфь, где за полгода изучил корабельную архитектуру.

(слайды 14 -15)

- 2 апреля 1696 года считается днём рождения русского флота: на воду были спущены галеры «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». (слайд16)

- Россия стала корабельной страной. ( слайд 17)

-Первый музей «Кунсткамера» (слайд 18)

- В ноябре 1724 года, спасая людей с попавшего на мель бота, император сильно простудился. Болезнь оказалась смертельной. (слайд 19)

- 1721 год – важная дата в истории России, Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться уже Российской империей. Благодарные потомки возвели в Петербурге памятник первому русскому императору. (слайд 20)

4. Физкультминутка (слайд 21)

- Советская Россия – так называется следующая страница истории.

- Наступил XX век. В 1917 году произошли два очень серьёзных события.

В феврале был свергнут с престола последний русский царь – Николай II.

Власть перешла к временному правительству. (слайд 22-23)

- Но осенью того же года план захвата власти в стране разработала партия большевиков во главе с В.И. Лениным. ( слайд 24)

-После революции историческое название нашей страны было отменено. И с 1922 года страна стала называться – Союз Советских Социалистических республик (СССР). Герб, флаг СССР. 15 союзных республик входило в состав СССР. (слайд 25)

- И последняя страница нашего урока, последнее название нашего государства – Россия, Российская Федерация. Первым президентом нового государства был – Б.Н.Ельцин. (слайд 26)

Каждое государство имеет символы. Это герб, флаг и гимн. Давайте попробуем выяснить : а чём нам могут рассказать символы нашей страны?

  • Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами. Появился он впервые в 1693 году, а единственным флагом Российского государства стал во время царствования Александра III.
  • С 1993 года это государственный флаг Российской
  • Федерации.(слайд 27)
  • По одной версии, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей – это символы: белый – вера, чистоту; синий – небо, благодарность, верность; красный – героизм, смелость, отвагу. (слайд 28)
  • - Герб России. На нашем гербе изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
  • Он появился 500 лет назад – в 1497 году, его ввел царь Иван III Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. Это был герб
  • Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
  • Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона.

(слайд 29)

- Гимн России «Гимн» - слово греческого происхождения, которое обозначает «торжественную, хвалебную песнь».

30 декабря 2000 г. указом президента России был утвержден текст нового государственного гимна.

Слова принадлежат писателю С.В.Михалкову, а музыка композитора А.В.Александрова. Давайте послушаем гимн России. ( слайд 30)

5. Выполнение заданий в рабочей тетради.

- Задание 68 – 71, стр. 23-24.

6. Итог урока.

  • Чтобы быть настоящим патриотом своей страны,
  • надо каждому хорошо знать прошлое,
  • чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее. (слайд 31-33)

7. Рефлексия. (слайд 34)

Если вам понравился урок поднимите красное сердечко, если нет зелёное.

8. Домашнее задание:

пересказ текста учебника стр. 95-96