Урок литературного чтения по теме "Литературная сказка. Б.Сергуненков "Мальчик и Леший"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • организация восприятия нового и первичного закрепления;
  • проверка качества усвоения учащимися программного материала по чтению и началу литературного анализа; продолжение работы над развитием техники чтения;
  • работа с деформированным текстом, словом с целью развития речи учащихся;
  • обучение установлению смысловых связей в тексте;
  • осуществление выборочного чтения, нахождение в тексте предложений, подтверждающих высказанные мысли на поставленный вопрос учителя и на вопросы к тексту;
  • обучение составлению рассказа-характеристики героя;
  • работа с заглавием;
  • побуждение интерес к русской культуре и литературе;
  • воспитание бережного отношения к природе;
  • воспитание любви к чтению, литературе, как учебному предмету;
  • осуществление преемственности уроков чтения и риторики, факультатива «Введение в народоведение».

Реквизит: фонограмма колокольного звона, пение птиц в лесу, игрушки-сувениры «Леший», «Домовой».

Наглядность: иллюстрации  «Русалка», «Водяной», «Нестор – летописец», выставка книг: Библия, «Повесть временных лет» толковый словарь, домик Лешего (объёмный, за закрытыми ставнями – кроссворд)

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Ввести детей в эпоху зарождения русской литературы, к истокам детской литературы. (Жанр литературы. Колокол. X век. )

– О чём говорит колокольный звон? (Мы совершим путешествие в историю).
– В эпоху зарождения русской литературы, к её истокам. В какой век отправимся? (В Xвек.)
– Была ли детская литература в X веке? (Нет. Русская литература в этот период ещё только зарождалась, а детской не было вовсе. )
– Что же читали дети? (Летописи, Библию и другие религиозные книги. )
Что такое летопись? Кто писал летописи? (Монахи записывали важные события по годам. )
– Монахи-служители церкви и книги были церковные, религиозные.
– А встречались ли мы  с такими книгами? (Да. На занятиях факультатива «Введение в народоведение». )
– Тогда вы сможете ответить на вопрос: «Какой же самый первый жанр литературы можно отнести к светской, т.е. не религиозной литературе?» (Сказка. )
– А как называются сказки, которые принадлежат перу автора? (Авторские сказки или литературные. )
– А сказки, созданные народом? (Народные сказки.)

II. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с литературным жанром – сказка. А корни сказки глубоки. Любит и умеет русский народ сочинять сказки. Русский народ, Русь. Какое короткое слово «Русь» – в один слог всего, а какое просторное, загадочное слово. Оно пришло из древности и осталось с нами навсегда.
– Давайте вспомним значение слова «... Русь».   (Русь свет, светлое место, русый человек – светлый.) Русый, русский человек – светлый человек, а потому и сказки сочинялись русским народом светлые, добрые. И в сказках «Всегда добро побеждает зло».
– А вот ещё об одном значении слова «Русь» мы прочитаем справку толкового словаря. (Чтение справки.) 1 чел. (Россия. Русь. Русские. Слова эти родственны словам: Русло, т.е. ложе реки, по которому она течёт. Русалка ~ сказочная обитательница рек и озер. Роса, росяница – обильная роса, лежащая поутру на травах и деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озер, а русский это человек, живущий у воды.)
– Какие сказочные персонажи упоминаются в толковой справке?  (Русалка – жительница рек и озёр.)
– А кто ещё живёт в воде? Какой сказочный герой? (Водяной.)
А  как  зовут   сказочного   героя,   который  живёт  в   доме? (Домовой.)
– Любят играть эти герои с ребятами в интересные игры.

(Чтение анаграммы.)

шиНа леас.

рошиХо ашин елса. сивыКра мат рёзыбе, ынисо, убды, ныбиря. аТм ногом дучес. дюЛи сотач дятхо в сел шулсать непие ципт. сивыКра вытец шихна селов! В селу тутрас ри-быг, годыя. дюЛи бюлят одныер села.

Наши леса.

Хороши наши леса. Красивы там берёзы, осины, дубы, рябины. Там много чудес. Люди часто ходят в лес слушать пение птиц. Красивы цветы наших лесов! В лесу растут грибы, ягоды. Люди любят родные леса.

– Мы прочитали текст-зарисовку о красоте русского леса.
– А кто живёт в лесу?  (Толковый словарь, подсказка «Лесной дядя, лесун, лесовик, в верованиях славян – дух леса, лешак».!
– Догадались о ком речь? (Леший.)

III. Физпауза

Домик, где живет Леший – викторина + физпауза на стихи Б.Заходера «Стоит в лесу избушка...»

IV. Работа с учебником

– А если бы вам пришлось встретиться с одним из этих сказочных героев, о чём бы вы их расспросили? (Ответы детей: Расспросить у Водяного о жителях подводного мира. У Лешего – о диковинках леса. А Домового увидеть и попросить рассказать интересную сказку.)

– А какими вы себе их представляете? Нарисуйте словесный портрет Лешего. (2 чел.)
– Почему люди представляют его по-разному? (Никто его не видел.)
– А вот мы сегодня станем свидетелями встречи мальчика и Лешего.

V. Работа над текстом Б.Сергуненкова  «Мальчик и Леший»

1) Предложения детей до прочтения текста

– Прочитайте название произведения.
– О чем будет это произведение? Обратимся к опорным  словам:

сквер                                                              подружились
весельчак-Леший      расстались
мальчик                                                          мало деревьев.

(Предложения, ответы детей: мы прочитает о том, как встретились в сквере Мальчик и Леший, подружились. Леший пожаловался на то, что мало осталось в лесу деревьев.)

2) По ходу чтения текста

– Что значит «теснили дома»? (Домов больше, чем деревьев.)
– Что значит «Всем было не до Лешего»? (Никто не обращал на него внимания.)

3) После прочтения текста

– Подтвердились ли ваши первоначальные предположения? (Да, Лешему негде жить, он уже не хозяин леса.)
– Определите место данного произведения в современной детской литературе. (Мы прочитали сказку.)
– Это сказка весёлая или грустная? (Грустная, потому что человек губит природу, страдают жители леса.)

4) Выборочное чтение

– Почему Лешему было трудно жить?
– Как развлекался Леший?
– Чем закончилась сказка?

5) Ролевое чтение

– Представим эту встречу. Подготовимся к чтению по ролям. Два героя – диалог. – Что значит прочитать диалог? (Прочитать диалог, опустив слова автора.)
– В каком темпе? А тон? (Читаем диалог медленно, тихо и грустно.)

2пары:

I в. – слова Лешего
II в. – слова мальчика

– Что скажете об их чтении?

Найдите и прочитайте самые главные слова мальчика. В них автор выразил смысл своей сказки.

Домашнее задание: Пофантазируйте дома, прочитав ещё раз сказку Б.Сергуненкова, что бы вы сделали в роли мальчика?

VII. Итог  урока

– Мы прочитали удивительную сказку Б.Сергуненкова «Мальчик и Леший». Автор этой сказки – человек уважающий и знающий природу. Родился в таежном краю Хабаровском, позднее жил под Ленинградом в лесной зоне и работал лесником. Все его произведения посвящают в тайны Природы.
– А какие ещё сказки этого автора вы читали?
– А только ли в жанре сказки работал Б.Сергуненков?
– Чем сказка отличается от рассказа? (B сказке действуют вымышленные герои, а в рассказе все герои и события реальны)
– А вот насколько вы внимательно читали произведения Б.Сергуненкова мы сейчас узнаем, разгадав кроссворд. Кроссворд подскажет нам ключевое слово в ответе.

  1. Куда прячется лето?                                                     почки
  2. Кто не спел песню?                                                        гусь
  3. Что посадит мальчик?                                                      деревья
  4. Кто отправился в путешествие,                                      одуванчик
    кто улетел, став седым?

– Чему учили произведения Б.Сергуненкова и произведения других авторов в разделе «Самое обыкновенное чудо»? (Видеть чудо в окружающей нас жизни)
– Зачем нам видеть это чудо? (Чтобы наша планета оставалась цветущей и поющей на разные голоса, чтобы люди умели видеть красоту во всём, были щедрыми и чуткими)

Голос в записи:

«Мы живём на одной большой планете и нам надо научиться вместе беречь нашу Землю, понимать её, научиться слушать сердцем. Вы должны подружиться со своей планетой, ребята. Планета – дом, в котором мы живём. Мы – взрослые, люди XX века передаём планету в ваши руки. Берегите это чудо. Ваш друг Лисун».

– Урок окончен.

Приложение 1

Приложение 2