Цели:
- организация восприятия нового и первичного закрепления;
- проверка качества усвоения учащимися программного материала по чтению и началу литературного анализа; продолжение работы над развитием техники чтения;
- работа с деформированным текстом, словом с целью развития речи учащихся;
- обучение установлению смысловых связей в тексте;
- осуществление выборочного чтения, нахождение в тексте предложений, подтверждающих высказанные мысли на поставленный вопрос учителя и на вопросы к тексту;
- обучение составлению рассказа-характеристики героя;
- работа с заглавием;
- побуждение интерес к русской культуре и литературе;
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание любви к чтению, литературе, как учебному предмету;
- осуществление преемственности уроков чтения и риторики, факультатива «Введение в народоведение».
Реквизит: фонограмма колокольного звона, пение птиц в лесу, игрушки-сувениры «Леший», «Домовой».
Наглядность: иллюстрации «Русалка», «Водяной», «Нестор – летописец», выставка книг: Библия, «Повесть временных лет» толковый словарь, домик Лешего (объёмный, за закрытыми ставнями – кроссворд)
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
Ввести детей в эпоху зарождения русской литературы, к истокам детской литературы. (Жанр литературы. Колокол. X век. )
– О чём говорит колокольный звон? (Мы
совершим путешествие в историю).
– В эпоху зарождения русской литературы, к её
истокам. В какой век отправимся? (В Xвек.)
– Была ли детская литература в X веке? (Нет.
Русская литература в этот период ещё только
зарождалась, а детской не было вовсе. )
– Что же читали дети? (Летописи, Библию и другие
религиозные книги. )
– Что такое летопись? Кто писал летописи? (Монахи
записывали важные события по годам. )
– Монахи-служители церкви и книги были
церковные, религиозные.
– А встречались ли мы с такими книгами? (Да.
На занятиях факультатива «Введение в
народоведение». )
– Тогда вы сможете ответить на вопрос: «Какой же
самый первый жанр литературы можно отнести к
светской, т.е. не религиозной литературе?» (Сказка.
)
– А как называются сказки, которые принадлежат
перу автора? (Авторские сказки или
литературные. )
– А сказки, созданные народом? (Народные
сказки.)
II. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
литературным жанром – сказка. А корни сказки
глубоки. Любит и умеет русский народ сочинять
сказки. Русский народ, Русь. Какое короткое слово
«Русь» – в один слог всего, а какое просторное,
загадочное слово. Оно пришло из древности и
осталось с нами навсегда.
– Давайте вспомним значение слова «...
Русь». (Русь – свет, светлое место,
русый человек – светлый.) Русый, русский
человек – светлый человек, а потому и сказки
сочинялись русским народом светлые, добрые. И в
сказках «Всегда добро побеждает зло».
– А вот ещё об одном значении слова «Русь» мы
прочитаем справку толкового словаря. (Чтение
справки.) 1 чел. (Россия. Русь. Русские. Слова
эти родственны словам: Русло, т.е. ложе реки, по
которому она течёт. Русалка ~ сказочная
обитательница рек и озер. Роса, росяница –
обильная роса, лежащая поутру на травах и
деревьях. Иными словами, Русь – это страна, где
много рек, озер, а русский – это человек,
живущий у воды.)
– Какие сказочные персонажи упоминаются в
толковой справке? (Русалка – жительница рек
и озёр.)
– А кто ещё живёт в воде? Какой сказочный герой? (Водяной.)
– А как зовут сказочного
героя, который живёт в доме? (Домовой.)
– Любят играть эти герои с ребятами в интересные
игры.
(Чтение анаграммы.)
шиНа леас.
рошиХо ашин елса. сивыКра мат рёзыбе, ынисо, убды, ныбиря. аТм ногом дучес. дюЛи сотач дятхо в сел шулсать непие ципт. сивыКра вытец шихна селов! В селу тутрас ри-быг, годыя. дюЛи бюлят одныер села.
Наши леса.
Хороши наши леса. Красивы там берёзы, осины, дубы, рябины. Там много чудес. Люди часто ходят в лес слушать пение птиц. Красивы цветы наших лесов! В лесу растут грибы, ягоды. Люди любят родные леса.
– Мы прочитали текст-зарисовку о красоте
русского леса.
– А кто живёт в лесу? (Толковый словарь,
подсказка «Лесной дядя, лесун, лесовик, в
верованиях славян – дух леса, лешак».!
– Догадались о ком речь? (Леший.)
III. Физпауза
Домик, где живет Леший – викторина + физпауза на стихи Б.Заходера «Стоит в лесу избушка...»
IV. Работа с учебником
– А если бы вам пришлось встретиться с одним из этих сказочных героев, о чём бы вы их расспросили? (Ответы детей: Расспросить у Водяного о жителях подводного мира. У Лешего – о диковинках леса. А Домового увидеть и попросить рассказать интересную сказку.)
– А какими вы себе их представляете? Нарисуйте
словесный портрет Лешего. (2 чел.)
– Почему люди представляют его по-разному? (Никто
его не видел.)
– А вот мы сегодня станем свидетелями встречи
мальчика и Лешего.
V. Работа над текстом Б.Сергуненкова «Мальчик и Леший»
1) Предложения детей до прочтения текста
– Прочитайте название произведения.
– О чем будет это произведение? Обратимся к
опорным словам:
сквер
подружились
весельчак-Леший расстались
мальчик
мало деревьев.
(Предложения, ответы детей: мы прочитает о том, как встретились в сквере Мальчик и Леший, подружились. Леший пожаловался на то, что мало осталось в лесу деревьев.)
2) По ходу чтения текста
– Что значит «теснили дома»? (Домов больше,
чем деревьев.)
– Что значит «Всем было не до Лешего»? (Никто не
обращал на него внимания.)
3) После прочтения текста
– Подтвердились ли ваши первоначальные
предположения? (Да, Лешему негде жить, он уже не
хозяин леса.)
– Определите место данного произведения в
современной детской литературе. (Мы прочитали
сказку.)
– Это сказка весёлая или грустная? (Грустная,
потому что человек губит природу, страдают
жители леса.)
4) Выборочное чтение
– Почему Лешему было трудно жить?
– Как развлекался Леший?
– Чем закончилась сказка?
5) Ролевое чтение
– Представим эту встречу. Подготовимся к
чтению по ролям. Два героя – диалог. – Что значит
прочитать диалог? (Прочитать диалог, опустив
слова автора.)
– В каком темпе? А тон? (Читаем диалог медленно,
тихо и грустно.)
2пары:
I в. – слова Лешего
II в. – слова мальчика
– Что скажете об их чтении?
Найдите и прочитайте самые главные слова мальчика. В них автор выразил смысл своей сказки.
Домашнее задание: Пофантазируйте дома, прочитав ещё раз сказку Б.Сергуненкова, что бы вы сделали в роли мальчика?
VII. Итог урока
– Мы прочитали удивительную сказку
Б.Сергуненкова «Мальчик и Леший». Автор этой
сказки – человек уважающий и знающий природу.
Родился в таежном краю Хабаровском, позднее жил
под Ленинградом в лесной зоне и работал лесником.
Все его произведения посвящают в тайны Природы.
– А какие ещё сказки этого автора вы читали?
– А только ли в жанре сказки работал
Б.Сергуненков?
– Чем сказка отличается от рассказа? (B сказке
действуют вымышленные герои, а в рассказе все
герои и события реальны)
– А вот насколько вы внимательно читали
произведения Б.Сергуненкова мы сейчас узнаем,
разгадав кроссворд. Кроссворд подскажет нам
ключевое слово в ответе.
- Куда прячется лето? почки
- Кто не спел песню? гусь
- Что посадит мальчик? деревья
- Кто отправился в путешествие,
одуванчик
кто улетел, став седым?
– Чему учили произведения Б.Сергуненкова и
произведения других авторов в разделе «Самое
обыкновенное чудо»? (Видеть чудо в окружающей
нас жизни)
– Зачем нам видеть это чудо? (Чтобы наша
планета оставалась цветущей и поющей на разные
голоса, чтобы люди умели видеть красоту во всём,
были щедрыми и чуткими)
Голос в записи:
«Мы живём на одной большой планете и нам надо научиться вместе беречь нашу Землю, понимать её, научиться слушать сердцем. Вы должны подружиться со своей планетой, ребята. Планета – дом, в котором мы живём. Мы – взрослые, люди XX века передаём планету в ваши руки. Берегите это чудо. Ваш друг Лисун».
– Урок окончен.