Мы когда-нибудь поймем, что помочь людям быть личностями – это значительно более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка или чего бы то ни было еще
К. Роджерс
Прежде чем говорить о компетенции личностного самосовершенствования при изучении информатики, вспомним понятия компетенции и компетентности.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это готовность к
выполнению определенных функций, а
компетентностный подход в образовании есть не
что иное, как целевая ориентация учебного
процесса на формирование определенных
компетенций.
Компетентностный подход позволяет:
- согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
- облегчить труд учителя за счет постепенного повышения самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
- разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования;
- не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов;
- подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже.
Компетенция есть не что иное, как готовность действовать. Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. По классификации, предложенной ученым А.В. Хуторским, ключевые компетенции делятся на:
- учебно-познавательные;
- информационные;
- коммуникативные;
- общекультурные;
- компетенции личного самосовершенствования;
- социальные.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самосознания, самоуправления, самоисследования.
Почему меня заинтересовала компетенции личностного самосовершенствования?
Наша школа второй год работает по эксперименту по теме «Гуманитарная экспертиза урока».
Способность быть Человеком предполагает:
- Осознание своих действий (опыт рефлексивного сознания);
- Умение вступать в диалогические отношения (опыт диалогического общения);
- Способность создавать продукты творчества, имеющего ценность для других (опыт культуротворчества).
Рассмотрим формирование ключевой компетенции личностного самосовершенствования на уроках информатики. На первом уроке мы с учащимися повторяем правила поведения в кабинете, правила электробезопасности, правила пожарной безопасности, чтобы школьники не были пассивными слушателями, им предлагаются задания творческого характера: создание запрещающих знаков (авторский продукт); создание собственной презентации по правилам поведения на уроках информатики (обобщить – правила поведения на водоемах, в транспорте, с петардами и т.д.) ; разработка физкульминуток (“Примите некоторые меры предосторожности, иначе вам придется расплачиваться. Наш организм – не компьютер. В нас есть детали, которые нельзя заменить”. (Рик Пирсолл)).
При изучении темы «Электронные таблицы», я провожу урок по информатике и ИКТ на тему: " Расчет количества калорий с помощью электронных таблиц". Этот урок формирует позитивное отношение к собственному здоровью, разъясняет роль питания в поддержании здоровья. Результативность урока: формирование компетенции личного самосовершенствования.
При изучении темы «Алгоритмизация и программирование», на уроке « Строковые выражения языка Паскаль мы с учащимися проводим аналогию накопления знаний с возведением кирпичной стены (Здание складываются из кирпичей, строители выкладывают первый ряд, второй и так далее, умение программировать на Паскале складывается из кирпичиков: что такое алгоритм, структура программы на Паскале, переменные, чем характеризуются, операторы языка. Сегодня нам предстоит положить четвертый слой, но перед этим мы проверим крепко ли держатся два предыдущих слоя (по темам Переменные и ввод и вывод данных пройдем тест из 10 вопросов, время – 5 минут, 500 очков – 5) Центральная мысль урока: я отвечаю сам за себя (стену знаний я складываю из кирпичиков). Результативность: формирование учебно-познавательной компетенции, общекультурной и компетенции личностного самосовершенствования.
На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:
- составление задач учащимися;
- конструирование обратных задач;
- творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);
- конкурсы «Лучший рисунок по пожарной безопасности, «Лучшая презентация по заданной» теме», «Лучшая родословная « и т.п.
- реферат;
- доклад;
- составление кроссворда по темам;
- составление и разгадывание ребусов по информатике;
- создание тематических сайтов;
Основные задачи развития личности дают возможность определить критерии сформированности общих компетенций обучающихся. К ним мы относим заинтересованность обучающимися в посещении уроков информатики; создание доброжелательной атмосферы на уроке; уважительное отношение к мнению каждого; умение при разработке проекта работать на индивидуальном или групповом уровнях; развитие навыков сотрудничества и сотворчества; включенность в практическую деятельность, формирующую профессиональные навыки.
Критерии сформированности духовных потребностей у обучающихся: когнитивный, оценочный, регулятивный. Наиболее объективными и реально измеримыми показателями сформированности компонентов духовных потребностей являются:
- совокупность знаний о нравственном и безнравственном в жизни, об этических нормах и установлениях в общественном и семейном бытовании (когнитивный критерий, проявлениями которого являются полнота этических знаний, правильное представление о нравственных нормах, умение их использовать в различных жизненных ситуациях, способность с помощью этих знаний анализировать свое поведение и поведение других людей);
- нравственные отношения к самому себе, к другим людям (оценочный критерий, проявлениями которого являются и самооценка, и оценочные суждения, выражающие отношения к нравственным ценностям; сила, устойчивость, глубина чувственных переживаний как основа мотивации для осуществления действий и поступков; сочувствие, сострадание);
- поступки, особенности поведения детей (регулятивный критерий, проявляющийся в формах поведения, во внутренних побуждениях, заставляющих личность вести себя так или иначе; в степени устойчивости нравственного поведения в тех или иных ситуациях).
На основе данных критериев выделяются три уровня сформированности духовных потребностей у подростков (по Макаровой И.А.).
Низкий уровень: Неясное, расплывчатое представление о духовных ценностях, нравственных нормах. Стремление к нравственному самосовершенствованию развито слабо. Деятельность практически не соизмеряется с нравственными нормами. Духовные потребности проявляются эпизодически.
Средний уровень: Знания о духовных ценностях, нравственных нормах полные, но бессистемные; нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним неопределенное (неустойчивое). Недостаточно развито стремление к нравственному самосовершенствованию. Духовные потребности устойчивы, но бессистемны.
Высокий уровень: Четкое и правильное представление о духовных ценностях, нравственных нормах, активно-положительное отношение к ним со стороны личности. Развито стремление к нравственному самосовершенствованию. Устойчивое проявление нравственного качества в поведении. Духовные потребности устойчивы и проявляются системно.
В заключение, перечислю советы, которыми руководствуюсь при формировании личностных компетенций:
– ребенок и отношения с ним – важнее учебной
программы;
– творчество, инициатива – важнее дисциплины и
послушания;
– индивидуальность и самореализация – важнее
норм и стандартов;
– способность выбрать – важнее умения точно
воспроизводить.