Цели урока:
Воспитывающая: создать условия для воспитания активности и самостоятельности при изучении данной темы, а также умения работать в группе, умения слушать своих одноклассников.
Развивающая: развивать умение работать в атмосфере поиска, творчества, дать каждому учащемуся возможность достичь успеха; умение давать самооценку деятельности на уроке;
Обучающая: организовать деятельность учащихся на усвоение:
знаний: о переходных элементах; взаимосвязи между строением и свойствами алюминия, его применением; нахождение в природе;
умений: записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений в ионном и окислительно-восстановительном виде; закрепить понятие амфотерности;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения: лабораторное оборудование, вещества, коллекция “Алюминий”, инструкционная карта, ТСО.
В связи с поставленными целями выбираются методы обучения:
Этапы урока | Основные дидактические задачи |
Формы организации деятельности учащихся | Методы обучения и приемы обучения | Средства обучения | Примерное время |
1.Организационный | Психологический настрой учащихся на урок | Фронтальная | Словесный | 1 мин. | |
2. Актуализация | Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке | Индивидуальная | Частично-поисковый | Листы с дифференцированными заданиями, кодоскоп |
5 мин. |
3. Целеполагание | Постановка цели урока и доведения её до сознания учащихся | Фронтальная | Словесно-наглядный | Доска | 2 мин. |
4. Изучение нового материала | Организовать деятельность учащихся на усвоение новых знаний и способов деятельности | Групповая | Частично-поисковый (словесно-наглядно-практический) |
Инструкционная карта, реактивы и лабораторное оборудование, информация по алюминию, тетрадь. | 25мин |
5. Самоконтроль и взаимоконтроль | Выявление качества знаний, установление причин недостатков, обеспечение способностей к оценочным действиям |
Групповая (работа в парах) |
Словесно-наглядно-практический | Карточки с Заданиями, кодоскоп |
7 мин |
6. Подведение итогов | Проверка степени усвоения знаний, выявление недостатков в их усвоении | Фронтальная | Словесно-наглядный; поощрение лучших учеников |
Оценочный лист | 3 мин |
7. Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения заданий | Фронтальная | Словесно-наглядный | Учебник, доска | 2 мин |
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
Изучение нового материала пройдёт в форме самостоятельной индивидуальной и групповой работы с последующим представлением и обсуждением результатов.
Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие по удивительному миру металлов. Для того, чтобы двигаться дальше, я предлагаю вам выполнить стартовое задание. У вас на столах лист с заданиями: А, В, С (Приложение 1)
Выполнение задания А оценивается одним баллом.
Выполнение задания В оценивается 2 баллами.
Выполнение задания С оценивается 3 баллами.
Определитесь с выбором задания и приступите к его выполнению.
Учащиеся выполняют стартовое задание, затем самостоятельно проверяют выполненное задание с верными ответами, выведенными на кодоскопе, оценивают себя.
Во многих популярных книгах по химии приводится легенда о том, что некий мастер, имя которого история не сохранила, принес римскому императору Тиберию чашу из металла, напоминающего серебро, но более легкого. Подарок стоил жизни изобретателю: Тиберий приказал казнить его, а мастерскую уничтожить, поскольку боялся, что новый металл может обесценить серебро императорской сокровищницы.
На этом уроке мы с вами выясним, что это был за металл. Каковы его физические и химические свойства и где этот металл применяется в нашей жизни.
Сейчас вы посмотрите на этот химический элемент, его строение атома и определите тему нашего урока. Итак,
Тема урока: “Алюминий и его соединения”
Подумайте и скажите, каким образом тема нашего урока связана с такими науками как: история, физика, география, биология и химия?
Учащиеся ставят вопросы об истории открытия алюминия, его физических свойствах, нахождении в природе, биологической роли алюминия, химических свойствах и способах получения.
III. Изучение нового материала.
1. Каждая группа получает задания части одного общего материала.
Класс делится на 5 групп. Учитель даёт задания группам по карточкам.
1-я группа. Характеристика алюминия как химического элемента.
Инструкционная карта:
- Положение в периодической системе.
- Строение атома алюминия.
- Степень окисления.
- Оксид и гидроксид, их характеристика.
- Нахождение в природе.
2-я группа. Характеристика простого вещества алюминия.
Инструкционная карта:
- Тип химической связи.
- Тип кристаллической решетки.
- Физические свойства алюминия.
- Способы получения.
3-я группа. Химические свойства алюминия.
Инструкционная карта:
- Предсказать химические свойства алюминия на основе положения в периодической системе и ряду напряжений металлов.
- Написать уравнения возможных реакций, характеризующих химические свойства алюминия.
- Объяснить, почему с некоторыми веществами реакции не идут.
- Разобрать с точки зрения ОВР.
Al + HNO3(k) —>
Al + H2SO4(k) —>
Al + Cr2O3 —>
Al + NaOH —>
Al + H2O —>
Al + O2 —>
Al + HCl —>
Al + Cl2 —>
4-я группа. Амфотерность алюминия.
Инструкционная карта:
Реактивы: хлорид алюминия, гидроксид натрия, соляная кислота.
5-я группа. Применение алюминия на основе его свойств.
Инструкционная карта:
- Используя информацию по алюминию (распечатка на столах, Приложение 2), предложите области применения алюминия на основе его свойств.
- Биогенная роль алюминия.
2. Отчет каждой группы перед классом.
Контроль ответов учащихся.
Ответы учащихся, фиксирование информации в тетради.
IV. Самоконтроль и взаимоконтроль.
Найдите соответствие между реагентами и продуктами химической реакции.
1. | Al + O2 | А |
AlСl3 + H2 | ||||||
2. | Al + H2O | Б |
AlСl3 | ||||||
3. | Al + Сl2 | В |
AlСl3 + H2O | ||||||
4. | Al + HСl | Г |
AlСl3 + Hg | ||||||
5. | Al + NaOH | Д |
AlСl3+ HgСl2 | ||||||
6. | Al + HgСl2 | Е |
NaAlO2 + H2 | ||||||
7. | Al + Fе3О4 | Ж |
Al(OH)3 + H2 | ||||||
З |
Al(OH)3 + Na | ||||||||
И |
Al2O3 + Fе | ||||||||
К |
Al2O3 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||
к |
ж |
б |
а |
е |
д |
и |
Ответы для самопроверки:
(Выводятся на кодоскопе)
V. Рефлексия.
Ответьте на вопросы в таблице “Вопросы к ученику” (Приложение 3).
VI. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
§ 42 стр.130 (учебник Г.Е. Рудзитис)
№ 1 – “3”.
№№ 1, 8 – “4”.
№№ 1, 6, 8 – “5”.