Мультимедийные игры на уроке изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Презентация к уроку


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (3 МБ)


Творческий, думающий и чувствующий человек — это и есть человек, способный к саморазвитию, самообразованию, самоопределению, самореализации социальной адаптации, которого должна выпускать в жизнь современная школа. Развитие творческих способностей необходимо для любого человека. По мнению психологов, основной деятельностью, в которой ребенок может максимально реализовать свой творческий потенциал, является игра. В обучении, построенном в игровой форме, можно не только создавать все необходимые условия для реализации этого потенциала, но и непосредственно развивать творческие способности ребенка.

Что же такое игра?

Игра — вид непродуктивной деятельности, с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах. Задача процесса, доставить участникам ряд переживаний и эмоций, дать процессы, в которых можно приобрести новый опыт, через непосредственное практическое участие. Игра практически с древних времён выступает как форма обучения, как первичная школа воспроизводства реальных практических ситуаций с целью их освоения. В самой природе игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные замыслы, так и предложения других людей. Еще одно исключительно важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют, потому что им нравится сам игровой процесс и взрослым остаются лишь использовать эту естественную потребность для постоянного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности.

Игра, это один из инструментов учительской профессии, инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих задач. Общее правило таково: игра поможет там, где требуется что-то изменить (разнообразить, оживить, улучшить). Игра создает на уроке атмосферу жизнерадостности, доброжелательности, свободы. Она способствует максимальному само проявлению учеников, мобилизации их потенциала, помогает развить внимание, реакцию, коммуникативные навыки, “включить” творческие способности. К тому же игра способствует психологической разгрузке учеников, помогает снять напряжение, избавиться от страха и зажимов, поможет создать в классе и в школе благожелательную творческую атмосферу, повысить внимание, активность и заинтересованность учеников, организовать “обратную связь” с учениками.

В отечественной психологии и педагогике проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, а также Г.П. Щедровицкий, А.А. Вербицкий, О.С. Газман, Н.П. Аникеева и другие. Существуют научно обоснованные игровые методики, рассчитанные на детей разного возраста. Существуют игровые педагогические технологии. Уже выпущено множество книг, которые помогают учителю создавать игровые ситуации на уроке и получать от этого пользу в виде новых знаний. “Игровые формы развития моторики на уроках изобразительного искусства” Л.И. Побоковой, “Использование метода проектов на уроках ИЗО и художественного труда при обучении учащихся прикладным видам искусства ” Гумаровой Л.В., “Тенденции развития игровых методов художественной педагогики” Климовой Л.Ю., “Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3–4 классах” Дик Н.И., “Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы” Абрамовой М.А., “Урок + игра” Юрия Гурина, и еще много хороших авторов, предлагающих действительно занимательные идеи для игр на уроках.

Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Игра почти всегда предполагает небольшое количество затраченного времени, поэтому учитель имеет возможность каждый урок разнообразить игрой или игровой ситуацией, интересным вопросом, порождающим творческую инициативу учащихся.

С введением компьютера в систему обучения в нашей стране стали включаться в учебный процесс и компьютерные игры, которые выступают как составная часть школьной дидактики. Мультимедийные средства обучения нового поколения объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий и выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Они соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Компьютер в условиях нашего обучения используется как инструмент для учебы, художественной деятельности, конструирования и как средство для игры. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. К сожалению, большая часть Интернет ресурсов и содержимое CD, для художественного образования пока может служить только “сырьём”. На его основе учитель, используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, может формировать собственные средства обучения, в том числе и игры. Рассмотрим классификацию игр, используемых в учебно-воспитательном процессе. Это сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры. Остановимся подробнее на дидактических играх.

Дидактическая игра – разновидность игры с правилами, специально созданными в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра имеет педагогическую и игровую задачи, правил действия, результат. К дидактическим играм относят: игры на внимание, развитие чувства времени, тренировку наблюдательности, на быстроту реакции, развитие творческих способностей.

Виды дидактических игр:

  • по характеру используемого материала различают: предметные (с дидактическими игрушками и материалами), настольно-печатные, основанные на подборе картинок по принципу сходства (лото, домино) или по принципу сложения целого из частей (типа разрезных картинок), словесные.
  • по способу организации деятельности различают: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения (что было бы, если...), игры-загадки, викторины, игры-беседы и т.д.

Для создания собственных дидактических мультимедийных игр необходимо выделить три основных этапа:

1. Подготовка: выбор игры, постановка целей и обучающих задач в соответствии с возрастом учащихся. Например: уметь анализировать художественное произведение, знать виды и жанры искусства, классифицировать произведения по определенным признакам и т.д. Можно отметить, становлению, каких психических свойств и нравственных качеств будет способствовать Ваша игра. Уточняем, как учащиеся должны действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача, т.е. продумаем игровую мотивацию: что будем делать, для кого или для чего? Например, ищем знатока искусства; составляем из фрагментов рисунок, зарабатываем звездочки; исправляем чьи – то ошибки и пр.

2. Проведение: воплощение программы в деятельности, сама игра с учетом логики действий (сюжет игры), правил (способ выполнения игровой задачи), атрибутов и т.д. Правила озвучиваются в начале игры, дается образец выполнения задания. Желательно все действия показывать стрелками, мигающими значками, выделением, увеличением размера объекта. Это позволит ребятам сосредоточить внимание на нужном объекте, запомнить порядок действий.

3. Подведение итогов: анализ игры в целом, оценка действий каждого участника.

В этой статье я хочу представить собственные мультимедийные игры, составленные по книге И.Д. Агеевой “Занимательные материалы по изобразительному искусству”, выполненные в формате презентации Power Point.

Игра “Викторина с фрагментами”

Презентация 1

Цель игры: закрепить знания учащихся о художественных произведениях и их авторах, развитие зрительной памяти, умения внимательно и детально просматривать художественные произведения.

Правила игры: ребята разделятся на две команды, играют поочерёдно по одному представителю от команды.

Задание: угадать по фрагменту название картины. Если игрок угадывает с первого фрагмента, то получает 3 очка. Угадывает со второго – 2 очка, с третьего -1 очко. Называет автора - получает ещё 2 очка. Максимально каждый игрок может принести в копилку команды 5 очков. Какая команда набрала большее количество баллов, та и выигрывает.

Примечание: за подсказку команды игроку снижается 1 очко.

Игра “Зазеркалье”

Презентация 2

Цель игры: закрепить знания учащихся о художественных произведениях и их авторах, использовать межпредметные связи, развивать творческую фантазию учащихся.

Правила игры: можно разделиться на команды, можно играть каждому за себя, собирая баллы или фишки.

Задание: угадать название картины, если все слова в названиях картин – перевёртыши: каждое слово правильного названия заменено антонимом или просто другим словом. Для того чтобы опознать загаданную картину нужно: внимательно прочитать фразу; подобрать противоположные по значению ключевые слова; вспомнить правильное название картины; вспомнить автора картины (за это присуждается дополнительный балл).

Например: дано название “Весенняя ночь”, путём рассуждений подбираем противоположные по значению слова весенняя - осенняя, ночь- день. Вспоминаем название картины “Осенний день” и её автора И.Левитан.

В заключении мне хотелось бы сказать, что учителю ИЗО просто необходимо применять различные методики, технологии, усовершенствования, с тем, чтобы повысить качество знаний и творческую направленность учащихся на уроках изобразительного искусства. В исполнении задуманного большую помощь может оказать и игровой подход в обучении. Разумное сочетание традиционных и компьютерных игр позволяет выстроить особую систему, направленную на поэтапное приобщение детей к творческому поиску, к экспериментированию, и самостоятельному решению умственных задач различными способами и средствами.

Литература

  1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М, 1973.
  2.  Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М., 1987.
  3. Занько С.Ф. и др. Игра и ученье. – М., 1992.
  4.  Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающиеся игры. – М., 1990.
  5. Самоукина Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. – М.: Народное образование, 1996.
  6. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству. -М., 2006.
  7. Гурин Ю. Игра и её секреты. Современные игровые технологии для школьников.

Интернет ресурсы

  • Сайт http://festival.1September.ru.
  • Казанкова Т.В. Игровой подход в обучении изобразительному искусству.
  • Леонтьева О. Урок-игра: как его придумать?
  • Чигоряева Л.Л. Творческий потенциал ребенка проявляется в игре.
  • Чепкасова О.А. Использование на уроках образовательной области “Искусство”.
  • Тищенко Е.В. Развивающие игры на уроках изобразительного искусства.
  • Сайт http://viki.rdf.ru. Игра в Power Point.
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии.