Цели урока: Создание условий для дальнейшего формирования здоровьесберегающей культуры школьника.
Задачи: Закрепить знания детей об органах пищеварения. Совершенствовать знания о правильном питании. Показать, какую взаимосвязь имеют питание и эмоциональное состояние человека. Развивать грамотную речь учащихся. Воспитывать любовь к себе, к людям, к жизни.
Оборудование:
- Плакат “Органы пищеварения”.
- Продукты (карточки): картофель, яйцо, рыба, кефир, яблоко, морковь, хлеб, гречка, молоко, лук, чеснок, капуста, лимон, творог; конфеты, шоколад, торт, пепси-кола, жвачка, чипсы, варенье, кириешки.
- Таблички: Витамин А
Витамин С
Витамин Д - 18 листов
- Памятки — 30 шт.
- 2 шарика, кириешки, макароны, пепси-кола, (юпи), стакан.
Ход урока
I. Организационный момент.
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся,
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся.
II. Беседа по теме.
— Мы продолжим наше путешествие в страну Здоровячков.
1 ученик:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
— С каким доктором мы сегодня отправимся в путешествие в страну Здоровячков? Дети: Мы будем путешествовать с доктором Здоровая пища.
— Верно.
— Чем питается человек? Какие органы помогают человеку, чтобы он смог питаться?
— Дети: Органы пищеварения.
Учитель:
Посмотрите на плакат и ответьте на вопросы
- Назовите органы пищеварения.
- Что происходит с пищей в ротовой полости?
- Для чего нужна слюна?
- Назовите главное отделение “внутренней кухни”.
- Куда попадает пища из желудка?
- Что происходит с пищей в кишечнике?
- Какой длины достигает кишечник?
– Молодцы! А сейчас проведем конкурс пословиц.
(Дети называют пословицы, связанные со здоровьем).
– А теперь в пустые клеточки вставьте слова, чтобы получилась пословица.
– Почему во время еды от вас требуют молчания?
2 ученик:
Бульон горячий, как огонь,
Обжечь им можно рот!
Компот из холодильника
Холодный, словно лед!
Пускай остудит он бульон.
Согреется компот.
– Можно ли употреблять в пищу очень горячие и очень холодные продукты?
Почему? Как нужно поступать?
3 ученик:
Если зубик заболел,
То к врачу ходить не надо,
Постарайся взять у мамы
Пуд конфет и шоколада,
Кушай десять дней подряд!
Уже зубки не болят?
Почему? Конечно,
Выпали, сердечные...
– Могут ли больные зубы влиять на работу органов пищеварения? Как?
III. Оздоровительная минутка.
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения.
(Упражнение “Гора” – для осанки).
– Руки опустите вниз, выровняйте спину, голову не наклоняйте. Медленно поднимите руки вверх и сцепите их в замок над головой. Представьте, что ваше тело
– как гора. Одна половинка горы говорит: “Сила во мне!” и тянет вверх. Другая говорит: “Нет, сила во мне!” и тянет тоже вверх. “Нет!” – решили они. — Мы две половинки одной горы, и сила в нас обеих”. Потянулись обе вместе, сильно—сильно. Медленно опустите руки и улыбнитесь. Молодцы!
(В дверь стучится почтальон).
Почтальон: – Здравствуйте, я почтальон Печкин. Принес вам письмо от Карлсона.
Учитель: Давайте прочитаем и узнаем, что нам пишет Карлсон. А ты Печкин проходи и отдохни, ты, наверное, очень устал, пока добрался до нас.
(Дети читают письмо).
“Здравствуйте, друзья! Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье. Болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров. Ваш Карлсон”.
– Что такое меню? Как вы понимаете “здоровое меню”? А знает ли Карлсон, что входит в здоровое меню? Давайте поиграем в игру “Мы пойдем в магазин” и выберем продукты полезные и неполезные.
Для этого разделимся на две группы, первая группа выбирает полезные продукты, а вторая – неполезные продукты.
– Какое влияние оказывает правильное питание на ваше эмоциональное состояние? Как вы себя чувствуете, если съели чрезвычайно много сладостей? Из-за чего ухудшилось настроение Карлсона?
III. Практическая работа.
(2 шарика, кириешки, суп, лапша)
– Посмотрите что происходит с желудком, если туда положить продукты, которые любит Карлсон (кириешки, пепси-кола). Посмотрите на шарик, какой он стал неровный, с острыми краями, некрасивый.
– А во второй шарик мы налили суп, второе блюдо, чай, мы видим, что шарик гладкий, без острых краев. То. что мы видим на шариках, то происходит и с нашими желудками.
– А вот что происходит, когда вы пьете вашу любимую газированную воду (стакан окр.).
– Первый желудок будет болеть, а со вторым ничего не случится.
– Что должно быть в продуктах, чтобы мы не болели?
Дети: Витамины.
– А что вы знаете о витаминах?
Дети: Витамин А – это витамин роста. Он помогает сохранить зрение. Его можно найти в молоке, моркови, зеленом луке.
Витамин С – борется с болезнями. Он есть в чесноке, капусте, луке, лимоне и в других овощах и фруктах.
Витамин Д – укрепляет кости, сохраняет зубы. Он есть в твороге, молоке, рыбе. Витамин Д мы получаем, загорая на солнце.
Учитель: – Печкин, а что это вы едите?
Печкин: – Я ем макароны. Я их очень люблю, они очень вкусные, быстро готовятся и в желудке от них острых углов не бывает. Я всегда только их ем.
Учитель: – Правильно ли делает Печкин? Почему?
Дети: – Пища должна быть разнообразной.
Учитель: – А сейчас для вас исполнит песню ансамбль “Витамин” (на мелодию “Смуглянки”).
– Очень много есть на свете
Разных терминов смешных,
Специально повторим их
Мы для толстых и худых.
Ведь у каждого продукта
Есть специфика своя:
Термины смешные –
Вот они от А до Я.
Абрикосы, груша, вишня, холодец,
Персик, слива, киви, манго, огурец,
Апельсины, да мандарины.
Да всем известный варенец.
Бутерброды, пельмени и борщи,
Фрикадельки, баклажаны, кабачки,
Фарш из риса, да репа с рыбой,
Да под шубой иваси.
Лук зеленый, хрен да редька, суп грибной,
Торт слоеный, карп зеркальный заливной,
Расстегаи, да рататун
Да хлеб горячий и ржаной.
Морс из клюквы, кулебяки, антрекот.
Сок, спагетти, помидоры и компот.
Паровые, да отварные
Поварам у нас почет!
Вот!
– Ну что Печкин, понял ли ты, что нужно, чтобы попасть в страну Здоровячков?
– И Карлсону передай, а то он не выздоровеет.
– А я хочу вам всем подарить на память памятки, которые помогут вам следить за правильным питанием.
- Главное – не переедай.
- Ешь в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу.
- Тщательно пережевывай пищу, не спеши глотать.
- Перед приемом пищи сделай 5-6 дыхательных упражнений животом, мысленно поблагодарите тех, кто принял участие в создании продуктов из которых приготовлена пища.
Итог:
– Перед вами лежат листочки с началом предложения, а вы закончите это предложение.
Теперь всегда я буду...
(Вывешивают предложения на доску).