В обучении английскому языку метод проектов предоставляет возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.
Исходя из психолого-физиологических особенностей младших школьников, темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием. Поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.
Приведем пример использования метода проекта при закреплении пройденного материала.
Выполнение данного проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
1. Вводная беседа:
мотивация, планирование работы, распределение обязанностей.Определение темы газеты: осень, день учителя
2. Изготовление
газеты:- Изготовление основы газеты из цветной бумаги: ветка клена и кленовые листья, в виде открыток; подсолнухи, буквы для текста поздравления.
- Подготовка фотографий учеников: печатаем фото и клеим на цветки подсолнуха из цветной бумаги.
- Наклеиваем текст поздравления: Our present.
- Наклеиваем заранее подписанные открытки на стенгазету.
4. Презентация
: Показываем газету и дарим открытки учителям.5. Самооценка
: Обсуждаем, что задумывали, что получилось, как в следующий раз сделать еще лучше.Проект был выполнен в условиях школьного процесса. В работе принимали участие дети 4 класса.
Работа была направлена на:
- Закрепление языкового материала по теме: present simple, future simple, can, have(has)got.
- Развитие письменных навыков: умение грамотно оформлять письменный текст.
- Развитие мелкой моторики пальцев.
- Воспитание уважительного отношения к профессии “Учитель”
В ходе работы дети учились работать в группе, выдвигали разнообразные идеи о дизайне стенгазеты, обсуждали их, выбирали одну лучшую и выполняли готовый продукт, используя знания и умения, освоенные в период обучения.
Порядок работы над проектом был следующий:
В течение двух недель, дети во время перемен, до и после уроков делали фотоснимки учителей. Они послужили иллюстративным материалом для открыток. В свою очередь учитель делал фотоснимки учеников, что послужило материалом для изготовления необычного букета подсолнухов.
За неделю до праздника, на одном из уроков, в беседе с детьми было принято решение изготовить яркую красочную газету с открытками и комментариями в них на английском языке.
Открытки, решено было сделать в виде кленовых листьев, и разместить их на ветке клена. Текст поздравления (Our present) разместили так же на ветках, под предполагаемыми открытками.
А фотографии детей в центре цветков подсолнуха, которые были собраны в букет.
На следующем уроке дети размещали фотографии учителей на открытках согласно разработанной схеме. Оформляли подписи на английском языке, исходя из имеющихся знаний.
Учитель контролировал процесс выполнения, вносил необходимые поправки, давал рекомендации. На следующем уроке ученики прикрепляли открытки на имеющуюся заготовку газеты, с помощью двустороннего скотча, чтобы их можно было легко отделить и подарить. После того как все открытки были сняты, на стенгазете осталась надпись (Our present), и замечательный букет подсолнухов в подарок.
Непосредственное изготовление продукта детьми происходило в классе под руководством учителя. На последнем уроке учитель организовал обсуждение готового изделия. Дети под руководством учителя обсуждали готовый проект, рассказывали о выполненной части проекта, анализировали, чему научились, что можно было бы сделать лучше.
Презентация продукта и последующая оценка, и самооценка детьми не только продукта, но и процесса работы показали, что дети с удовольствием работали самостоятельно, были рады использовать всю совокупность знаний и умений, к тому же им понравился новый для них порядок работы над проектом.
При выполнении данного проекта, учащиеся закрепили и обогатили свой словарный запас по теме “профессия”, “описание внешности”. Учащиеся упражнялись в использовании следующих грамматических структур английского языка: “ She can”, “She has got”, “She will”.
При работе над проектом учащиеся закрепляли навык правописания и писали тексты к открыткам на отдельных листках, имели возможность внести необходимые изменения в тексты, исправить ошибки. И только после этого переписать в открытки. Также учащиеся вырабатывали навык умения работы со словарем, в частности для поиска английских эквивалентов для разных профессий. Учащиеся работали со словарями в парах и индивидуально, в условиях личностной заинтересованности и практической необходимости, пополняя словарный запас новыми понятиями по указанным темам.
Основная ценность проектной деятельности состоит в том, что она ориентирует учащихся на создание образовательного продукта, на основе имеющихся знаний, а не на простое изучение определенной темы. Дети, участвуя в данном проекте, получили массу удовольствия, а учителям, в свою очередь было приятно получить к празднику открытку, которую ученики сделали своими руками.
Описанный пример использования проектной деятельности показывает, что метод весьма эффективен при закреплении пройденного материала, а также получения фоновых знаний из разных областей.
Использованная литература:
1. УМК “Английский с удовольствием”/Enjoy English ,
М.З.Биболетовa, О.А.Денисенко, Трубанева Н. Н., –
Обнинск: Титул, 2010 г.
2. Хуснетдинова М.К. Развитие лингвистических
компетенций младших школьников в проектной
деятельности. Инновационные подходы в начальном
общем образовании: опыт, проблемы, перспективы:
Сб. ст. / Под ред. Н.А.Федосовой; Сост. С.В.
Максимова. – М.: Федеральный институт развития
образования, 2008. 120 с. – С. 105-111.
3. Diana L. Fried-Booth Project Work/ Resource Book For Teachers by Alan Malley,
OXFORD,2002, P. 6-7.