Цель урока: обобщить знания учащихся по изученным частям речи.
Задачи урока:
– обучать детей находить имена
существительные, имена прилагательные, глаголы;
– развивать интерес к более глубокому изучению
родного языка;
– воспитание бережного отношения к русскому
слову.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Работа со словарными словами и определение темы урока
На доске: су…..ота, …зык, кла…., вет…р, ру…кий (суббота, язык, класс, ветер, русский)
Задания:
а) Вставить пропущенные буквы
(проверка)
б) Минутка чистописания: прописать букву, которая
в одном из слов обозначает 2 звука (букву “я”)
в) Разделить слова на группы (1 вариант ответа –
слова с удвоенной буквой согласного и остальные,
2 вариант ответа – по частям речи)
– Как вы думаете, на каком варианте мы сегодня остановим наше внимание?
(Дети выбирают 2 вариант). Следовательно, тема нашего урока “Обобщение знаний по изученным частям речи”
3. Работа над темой урока.
– Какие части речи мы изучали?
– Найдите среди этих слов имена существительные и докажите свой выбор.
– А оставшееся слово, какой частью речи является? Обоснуйте свою точку зрения.
– Среди имен существительных найдите слово-омоним (язык). Дети объясняют несколько значений этого слова.
– А меня интересует “язык” как средство общения. Оказывается, более 160 миллионов человек считают русский язык родным. Этот язык был родным для Пушкина А. С., Толстого Л. Н.. На нем создана великая литература, которую хотят прочитать во многих странах именно в оригинале. А почему? (Ответы детей)
К. Паустовский считал, что русские слова сами по себе излучают поэзию,…как драгоценные камни излучают таинственный блеск. А вот еще одно высказывание: “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” (Записано на доске).
Задание: выберем признаки слова “язык” (дети устно называют). Записываем это слово только с одним признаком:
Волшебный язык (определяем главное слово в словосочетании, число и род прилагательного)
– С понятием “язык” очень тесно связано слово “страна”. Составьте словосочетание с этим словом, запишем его. (Определяем главное слово, число и род прилагательного)
– А у народа, живущего в нашей стране, сердце, какое?
Получились следующие словосочетания в тетради: волшебный язык, огромная страна, доброе сердце. (Проведена работа по каждому из них).
– С какой же частью речи связано имя прилагательное? Как определить род и число имени прилагательного? (Ответы детей)
Физминутка
Сядьте тихо. Полежите.
Поднимитесь. Распрямитесь.
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо. Улыбнитесь.
И за дело все возьмитесь.
– Какая часть речи была использована больше всего в этой физминутке? (Глагол)
– Что такое “глагол”?
– Какие времена глагола мы знаем?
Задание: установить связь.
На доске:
Бежит – стоит |
Кричит – … |
(ползает |
молчит |
||
шумит |
||
зовет) |
Устно:
– определить время глагола
– поставить в неопределенную форму
Запись в тетради: бежит-стоит, кричит-молчит (выделить орфограмму, обратить внимание на слова-антонимы)
– Язык наш богат и прекрасен. Но с ним нужно обращаться почтительно, с уважением. А для этого нужно знать правила.
Игра “Эскалатор” (работа в парах): на каждой парте слово с определенной орфограммой. Дети с ручкой и тетрадью передвигаются по команде учителя и записывают правильно слова, устно подбирая к ним проверочные (если это необходимо)
По окончании работы:
– Какие орфограммы повторили?
4. Работа по учебнику.
Оказывается, русский язык открывает свои тайны тому, кто очень хорошо знает свой народ.
– Какой же раздел литературы помогает нам узнать обычаи, традиции нашего народа?
(Устное народное творчество)
– В упражнении 279 представлены пословицы. (Объяснение детьми смысла пословиц)
В тетради запись одной пословицы с выделением грамматической основы предложения и указанием всех частей речи (Добрые дела красят человека.)
5. Работа в группах
(7 групп. В каждой – карточка с группой слов разных частей речи.
4 группы должны найти глаголы, 5 и 6 – имя прилагательное,
7 группа – имя существительное)
Учитель записывает на доске предложение, используя выбранные слова.
Любите, уважайте, цените и берегите родное русское слово.
Заключительное слово учителя о богатстве и красоте русского языка
6. Обобщение
7. Тест (см. Приложение 1)
8. Итоги урока:
– Что понравилось на уроке?
– Кто может себя похвалить и за что?
– А я всех благодарю за работу на уроке, за желание открыть тайны русского языка!