Цели:
- знакомство с некоторыми фактами жизни и творчества древнегреческого ученого Диофанта;
- подготовка к практическому занятию по решению задач с помощью уравнений;
- расширение кругозора учащихся;
- привитие интереса к изучению математики;
Структура урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Разминка (повторение решения линейных уравнений).
- Изложение нового (исторический экскурс).
- Итог урока.
- Рефлексия.
- Задание на дом.
Ход урока
1. Организационный момент.
С уравнениями вы уже знакомы не первый день и решали их, не задумываясь о том, кто первый придумал обозначения для неизвестного. Сегодня на уроке я открою эту тайну, познакомив вас с некоторыми фактами творчества одного древнегреческого ученого.
Так же на уроке мы подготовимся к практическому занятию по решению задач с помощью уравнений.
2. Проверка домашнего задания.
1 ученик у доски готовит решение домашней задачи.
Древнеегипетская задача из папируса Ахмеса:
Количество и его четвертая часть дают вместе 15. Найти количество.
3. Разминка.
а | б | в | г | д | е | з | и | к | л | м | н | о | р |
-7 | 3,2 | 11 | 2 | -24 | 9 | 0 | 37 | -10 | 19 | 18 | -5 | 4 | 1 |
Остальные ученики в это время решают уравнения, выбирают ответ из таблицы, записывая в тетрадь № уравнения и соответствующую ему букву:
Два последних уравнения решает ученик за доской.
Полученное слово(здорово) – награда за ваш труд. Те, у кого два последних уравнения вызвали затруднения, могут проверить их, сверяясь с решенными на доске.
4. Изложение нового.
В последней задаче и ранее решаемых вами задачах, решение выполнялось по одному и тому же алгоритму, вспомним его:
1) Неизвестное обозначается буквой, и условие записывается в виде уравнения.
2) Уравнение упрощается.
3) Решается уравнение вида ах = в.
Еще древние египтяне для удобства рассуждений придумали специальное слово, обозначавшее неизвестное число, но в то время не было еще знаков действий и знака равенства, поэтому и записывать уравнения они не умели.
Первым, кто придумал, как можно записать уравнение был замечательный александрийский ученый Диофант. Александрийский – по названию большого культурного, торгового и научного центра древнего мира – города Александрия. Этот город существует и сейчас, он находится на Средиземноморском побережье Египта.
Жил Диофант, по-видимому, в III веке н.э. Остальные известные нам факты его биографии исчерпываются таким стихотворением-загадкой, по преданию выгравированным на его надгробии:
Прах Диофанта гробница покоит; дивись ей – и камень
Мудрым искусством его скажет усопшего век.
Волей богов шестую часть жизни он прожил ребенком,
И половину шестой встретил с пушком на щеках.
Только минула седьмая, с подругою он обручился.
С нею пять лет проведя, сына дождался мудрец;
Только полжизни отцовской возлюбленный сын его прожил.
Отнят он был у отца ранней могилой своей.
Дважды два года родитель оплакивал тяжкое горе,
Тут и увидел предел жизни печальной своей.
Решим эту задачу, составив уравнение(1 ученик решает эту задачу у доски):
Пусть х лет жил Диофант, тогда
Итак, Диофант прожил 84 года. Только не подумайте, что замечательным его назвали за умение решать такие уравнения, вовсе нет. В его труде “Арифметика” есть уравнения и с одним неизвестным, но главное в его книгах вовсе не в них, и прежде, чем познакомить вас с этой тайной, решите задачу из его книги, составив уравнение:
Если прибавить к 20 и отнять от 100 одно и то же число, то полученная сумма будет в четыре раза больше полученной разности. Найти неизвестное.
(20 + х = 4(100 – х), х = 76.)
А теперь немного передохнем. Встаньте, выйдите из-за столов. Я буду показывать вам различные выражения. Если это квадрат какого либо выражения, то вы делаете хлопок над головой, если не является квадратом, то приседаете – руки вперед.
16х | 25a2 | ab2 | a2b | a2b2 | 9y2 | 36xy | 49x2 | 0,1a2 | 0,01a2 |
Продолжим знакомство с Диофантом.
Самое интересное у Диофанта то, что он придумал обозначения для неизвестных. Во времена Диофанта языком науки был греческий, но греки еще не знали цифр в то время и обозначали числа с помощью букв. И чтобы не путать и не принять число за букву – над ней писалась черта. В греческом алфавите было 28 букв, 27 из них – обозначали числа, а последняя ставилась только в конце слов и числового значения не имела.
назв. | число | |
α | альфа | 1 |
β | бета | 2 |
γ | гамма | 3 |
δ | дельта | 4 |
ε | эпсилон | 5 |
ς | [стигма] | 6 |
ζ | дзета (зита) | 7 |
η | эта (ита) | 8 |
θ | тэта (фита) | 9 |
ι | иота | 10 |
κ | каппа | 20 |
λ | ламбда | 30 |
μ | мю (ми) | 40 |
ν | ню (ни) | 50 |
ξ | кси | 60 |
ο | омикрон | 70 |
π | пи | 80 |
[коппа] | 90 | |
ρ | ро | 100 |
σ | сигма | 200 |
τ | тау | 300 |
υ | ипсилон | 400 |
φ | фи | 500 |
χ | хи | 600 |
ψ | пси | 700 |
ω | омега | 800 |
[сампи] | 900 | |
ξ | сигма концевая |
Вот этой буквой Диофант и стал обозначать 1-ю степень неизвестного (как наше х).
Придумав это, Диофант стал двигаться дальше – квадрат неизвестного он обозначил ∆y. А если числа и неизвестные записаны специальными символами, то нелепо записывать словами действия над ними. И Диофант вместо слова “получится” стал писать значок ﺂ (изос) – равный, вычитание – . А без знака сложения он обходился довольно просто – слагаемые записывал рядом друг с другом. Например:
Придумал Диофант и два основных приема решения уравнений:
– перенос неизвестных;
– приведение подобных.
Задание: используя обозначения Диофанта, запишите на его языке уравнение:
2x2 – 3x = 10
Довольно утомительное занятие, не так ли?
5. Итог урока.
Разгадать кроссворд. Приложение 1.
6. Рефлексия.
Продолжите мою фразу:
- Самым интересным на уроке для меня было….
- Самым трудным на уроке для меня было….
- Самым неожиданным на уроке для меня было….
7. Задание на дом.
Решить задачи из карточки. Приложение 2.