Цель: познакомить с алгоритмами сложения и вычитания. Отработка умения выполнять арифметические действия по заданной схеме, умение чертить схемы, работать над задачей. Развитие вычислительных навыков, логического мышления, внимания, памяти.
Оборудование: таблица, памятка, карточки, графические схемы, чертеж, геометрические фигуры, сказочные герои.
1. Мобилизующее начало урока: (стих проговаривают все хором)
“ Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться “Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера”.
Учитель: С доброй улыбкой начинает работу.
2. Опрос:
1) индивидуально – работа по карточкам (см. Приложение 1)
2) у доски работают 2 человека:
1-е задание: Реши уравнение и ответь на вопросы детей.
846 – х = 13 (Ответ: х = 846 –13 х = 833 )
Дополнительные вопросы, которые могут задать учащиеся:
– Что такое уравнение? (Уравнение– это равенство в котором неизвестное
число обозначено буквой.)
– Что значит решить уравнение? (Значит дать ответ на поставленный
вопрос.)
– Как найти вычитаемое? Уменьшаемое? (Чтобы найти вычитаемое надо из
уменьшаемого вычесть разность.)
2-е задание: Решить, используя графическую модель числа.
3м7дм2см + 4м7см =
(Ответ:▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲: + ▲▲▲▲: : : . = ▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲▲::::. )
Дополнительные вопросы:
– С каким разрядом связаны метры? (С 3-м разрядом сотен.) Дециметры? (Со
2-м разрядом десятков.) Сантиметры? (С 1-м разрядом единиц.)
– Какие числа называются именованными? (числа у которых есть имена,
называются именованными)
– Что значит “ графическая модель”? (Условные обозначения: ▲ – сотни,
▲ – десятки, . – единицы.)
Стр.52 № 5 – домашнее задание. (Выразить в сантиметрах… смотреть на последнем листе.)
– Кто понял как его выполнять?
3) Работа с классом (в то время пока работают индивидуально и у доски).
а) Используя графическую модель числа, прочитай число.(смотри Приложение 2)
– Что обозначает большой треугольник?
– Что обозначает маленький треугольник?
– Что обозначает точка? Для чего надо знать графическую модель числа?
б) Реши примеры:
444 – 404 = 40
555 – 404 = 151
666 – 404 = 262
777 – 404 = 372
Беседа: – Как называется числа при вычитании? (Числа при вычитании называются уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Что можно сказать об уменьшаемом? (Увеличилось на 111.)
– Что произошло с вычитаемым? (Осталось без изменения.)
– Что представляет собой разность? (Каждое следующее число больше
предыдущего на 111.)
– Кто продолжит цепочку? (Какое следующее число и как его получили?) 373
+ 111= (484), 484 + 111 = 595
(Ответ выставляются в форме числового ряда.)
40, 151, 262, 373, 484, 595…
– Какой это ряд:
а) убывающий
б) возрастающий
– Почему? (Ответ детей: каждый следующий 2ой разряд увеличивается на 1; появились сотни и они тоже увеличились на 1.)
в) Докажи, что этот ряд убывающий…
900, 807, 724, 424 ,60, 55, 14, 4, 1
(Каждое последующее число меньше предыдущего.)
Назовите однозначные числа;
Назовите двузначные числа;
Назовите трехзначные числа.
Назовите самое большое двузначное число;
Назовите самое большое однозначное число.
г) – Используя эти числа составьте задачу на нахождение периметра.(Задача: длина прямоугольника 60см, а ширина 4см. Найти периметр прямоугольника.)
– Какая геометрическая фигура будет использована в этой задаче?(См.
Приложение 3) (Ответ: прямоугольник256.)
– Найдите в классе предметы, где есть прямоугольники. (Крышка парты,
входная дверь, дверь у шкафа, доска и т.п.)
– Что такое периметр? (Это сумма длин сторон геометрической фигуры.)
– Открыть с.53 № 9; прочитать текст на последнем листе. Кто умеет решать
подобные задачи? Это домашнее задание.
4) Проверка работ выполняемых у доски. (Для выставления оценок дети задают дополнительные вопросы, находят ошибки, доказывают и оценивают. Примерные вопросы: (смотри в начале урока)).
3. Мотивация учебной деятельности.
– Какие два алгоритма будем использовать на уроке?
– Какова тема урока?
4. Физкультминутка: дети проговаривают хором и выполняют движения
“ Мы считали, мы считали!
А теперь мы дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Сядем и писать начнем.
5. Работа в тетради:
1) Дисциплина и посадка.
“ Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Руку я вот так держу(показывают).
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь”.
2) Запись числа и классной работы.
3) Работа с числом: 21
– Какое число прописано? Почему? (Ответы: сегодня 21 октября. С 21 октября по 20 ноября в природе начинается второй месяц осени и называется месяцем полных кладовых. Дикие животные к этому времени приготовили теплые жилища, ложатся спать и просят их не беспокоить до весны.)
– Образец письма. (Приложение 4.)
– Как вы должны вести себя находясь в лесу? (Ответ: не кричать, говорить
спокойно, веток не ломать, музыку громко не включать и т.п.)
– Увеличить данное число на 100.
– Какое число получили? 121 – образец. (См.
Приложение 4)
– Запиши, сколько в числе десятков? Сотен? Единиц? (Ответ: 1– единица,2–
десятка, 1– сотня)
– Как определить число сотен? (Чтобы определить число сотен надо закрыть
две последние цифры)
– Прописать строку до конца и дать характеристику, используя “Памятку”. (См.
Приложение 5).
4) На доске примеры: а) Решить примеры самостоятельно и ответить на вопрос: – Какая закономерность спряталась в числах?
б) Беседа по вопросам.
– Как называются числа при вычитании? (Числа при вычитании называются
уменьшаемое, вычитаемое, разность.)
– Что можно сказать об уменьшаемом, вычитаемом,разности? (Уменьшаемое
уменьшаются сотни на 1, вычитаемое уменьшается на 1 сотню,разность остается
одинаковой.)
в) Проверка ответов с использованием геометрических фигур.
На доске: в овале 156, в прямоугольнике 256, в ромбе 356.
– В какой геометрической фигуре находится ваш ответ? (В прямоугольнике.)
– Почему разность во всех примерах одинаковая? (Потому что одинаково
уменьшается уменьшаемое и вычитаемое.)
– Какой алгоритм использовали? (Алгоритм сложения.)
– Что такое алгоритм? (“Совокупность действий, правил для решении данной
задачи”. Стр.25, С.И.Ожегов “Словарь русского языка”. М.Издательство “Русский
язык” 1978 г.)
5) На стр.52 № 3 вы сможете использовать алгоритм сложения и решить эти примеры комментируя с места.
– Как называются такие примеры? (Круговые.)
– Где в жизни можно использовать алгоритм сложения и вычитания? (Везде.)
6) Учитель: Алгоритм сложения и вычитания используют при решении задач.
6. Перед решением задачи проведем гимнастику для глаз (по схеме).
Перерисовать.
7. Работа по учебнику. Стр.53 № 10(а).
Задача: Доктор Пилюлькин выписал Незнайке 8 таблеток от глупости, а Пончику – 14 таблеток от обжорства. Пончик 5 таблеток выбросил. Сколько всего таблеток приняли Малыши?
1) Работа над задачей.
– Прочитать самостоятельно.
– Найти главные слова и подчеркнуть.
2) Беседа:
– О ком идет речь в задаче? (О Незнайке и Пончике.)
– Как зовут доктора? (Пилюлькин.)
– Сколько таблеток доктор выписал Незнайке? (8)
– Сколько таблеток доктор выписал Пончику? (14)
– Сколько таблеток Пончик выбросил? (5)
– Сколько таблеток выбросил Незнайка? (0)
– Сколько всего таблеток приняли Малыши?
– Что нужно найти в задаче? (Сколько таблеток выпили Малыши.)
– Кто подчеркнул главные слова? (Выписал ,выбросил ,принял.)
3) Составление схемы к задаче.
– Сколько всего доктор выписал таблеток? (8 и 14.)
– Как обозначим на схеме? (Отрезок 10см и дуга”8 + 14”.)
– Сколько таблеток выбросили? (Отделяем часть отрезка и 5 штук.)
– Сколько выпили малыши? (Неизвестно.)
4) Решение задачи по действиям.
а) 1 способ:
– Что найдем 1 действием? (Сколько всего выписал таблеток.)
– Что найдем вторым действием? (Сколько выпили.)
– Сколько всего действий в задаче? (2)
– Решение самостоятельно и за “закрытой” доской.
– Проверка у доски.
1) 8 + 14 = 22(т.) – выписали.
2) 22 – 5 = 17(т.) – выпили.
Воспит.м.: Правильно ли поступил Пончик? (Нет, он должен выполнять указания доктора. За здоровьем надо следить.)
– Можно ли первым действием найти сколько таблеток осталось у Пончика, после
того, как он выбросил 5 таблеток? (Да.)
– Как найдем? (14 – 5 = 9 шт.)
– Сколько выпили? (9 + 8 = 17 шт.)
5) Решение задачи выражением.
– Кто решит выражением? (2 способа: 8 + 14 – 5 = 17(шт.); 14 – 5 + 8 = 17(шт.))
Вывод по задаче: – Сколько способов существует при решении задачи? (Существует 2 способа решения задачи.)
6) (Устно): Пилюлькин очень расстроился и выпил 7 успокоительных капель, а снотворных на 6 капель больше. Сколько всего капель выпил Пилюлькин? (7+7+6=20(к.)
Воспит.м. – Как должны поступать сказочные герои, если доктор выписал лекарство? (Выпить лекарство, чтобы быть здоровыми.)
– Что нужно делать, чтоб доктор не выписывал таблетки, капли? (Нужно заниматься спортом, много гулять на свежем воздухе, правильно питаться.)
Итог: – Какие алгоритмы использовали на уроке? (Алгоритмы сложения и вычитания.)
– Как читается алгоритм сложения? Вычитания? ((а) единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями; б) единицы вычитаются из единиц, десятки из десяток, сотни из сотен.)
Д/З: с 52 № 5, с.53 № 9 (в тет.)
Доп.: 1) Найти сумму чисел: ▲▲:. + ▲▲▲:: =
2) Преобразовать:
18см = дм см
268см = м дм см