Цель: изучить значение, многообразие и меры по охране земноводных.
Задачи урока:
- Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека.
- Познакомить с мерами охраны земноводных.
- Познакомить с многообразием представителей класса Земноводные.
- Воспитывать гуманное отношение к представителям класса Земноводные.
Оборудование: плакаты, ММК, учебник, доп. литература, муляжи, живые представители класса.
План урока.
- Орг. момент (1 минута).
- Актуализация познавательной деятельности (2 минуты).
- Изучение нового материала (30 минут).
- Закрепление изученного материала, повторение основных вопросов темы (5 минут).
- Рефлексия (5 минут).
- Домашнее задание (2 минуты).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
3. Изучение нового материала
Учитель:
Слова Жана Ростана: “Не только над лягушкой , но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”
Сегодня нам предстоит попытаться раскрыть тайны представителей класса Земноводных.
Как люди относятся к Земноводным? Одни люди их не любят (“холодная, скользкая, противная!”), другие равнодушны к этим животным. Одни люди, увидав лягушек, проходят мимо, не обращая внимания, другие стараются поскорее отойти от этого животного, третьи с удовольствием пнут лягушку ногой, ударят палкой или камнем. Почему? Зачем? За что? Просто так, просто потому, что это – лягушка, слабое и беззащитное существо, которое не способно не только защищаться, но и убежать не может.
Давайте разберем значение Земноводных в природе и жизни человека – это будет раскрытием первой тайны .
Работа с презентацией (ММК). – Значение земноводных – Приложение 1.
Учитель: Ответьте на вопрос: 1. Почему садовники Великобритании, Венгрии и Нидерландов завозили жаб из других стран и выпускали в сады и оранжереи?
Вторая тайна, которую нам надо раскрыть – знакомство с представителями . Сколько и какие отряды есть в классе Земноводные?
Работа с учебником по заполнению таблицы с последующим отчетом по ней.
(Самостоятельная работа, индивидуальная.)
Отряд | Признаки отряда | Представители |
Бесхвостые земноводные | ||
Хвостатые земноводные | ||
Безногие земноводные |
Справка – 320 видов хвостатые земноводные,
Бесхвостые включают – 3000 видов, безногие – 60 видов.
После заполнения таблицы выступают ученики
Учитель:
Одна из сложнейших задач современности – проблемы замедления процесс уничтожения живой природы при быстром росте народонаселения Земли.
Арчи Карр.
Тайна третья – что произойдет на планете, если не станет лягушек и как сохранить амфибий?
Одна, две, десять лягушек практического значения, может быть, и не имеют. Но вообще лягушки – очень важное звено в цепи природных связей.
Обычная остромордая лягушка – неприметное существо, одно из самых многочисленных позвоночных наших лесов и лугов. Каждая съедает не так уж много. Но если вдруг исключить их из биоценоза – может произойти серьезная неприятность: количество вредящих насекомых значительно увеличится.
Травяная лягушка – тоже существо не очень приметное и, на первый взгляд, не очень важное в жизни леса. Однако, как выяснил зоолог А. Иноземцев, травяная лягушка под Москвой уничтожает 1 % всех беспозвоночных!
Как размножаются насекомые, известно, какую опасность несет вспышка вредителей, люди тоже хорошо знают. Но далеко не всегда представляют себе, что часто помогают избежать опасности не любимые и презираемые всеми нами лягушки.
Если исчезнут лягушки – исчезнут и многие звери, а особенно птицы. Например, подсчитано, что в нашей стране лягушки служат пищей для 92 видов птиц. 21 вид птиц поедают чесночниц и 1 вид – жаб. Таким образом, исчезновение лягушек принесет двойной вред – увеличится количество насекомых-вредителей и уменьшится количество птиц. А что за этим последует, легко себе представить!
Вот почему убийство, уничтожение лягушек и их родственников вызывает серьезную тревогу. Надо сказать, что лягушки и их родственники редко доживают до глубокой старости, хотя известно, что в неволе жаба, например, может прожить 40 лет, травяная лягушка – 18, квакша – 22 года, жерлянки – до 30 лет. Но, как показали исследования, в природе лишь чуть больше 2% жерлянок доживает до года и примерно 1 % до полутора-двух лет. И это – жерлянки, которые более ядовиты для многих животных, чем, например, лягушки.
Что же говорить о совершенно беззащитных лягушках!
Выступление ученика (заранее подготовленного).
Ученик. Однако, занятые спасением более крупных животных, ученые еще не обратили должного внимания на земноводных: дел по спасению наших соседей по планете много, до амфибий как-то руки не доходят. И вот уже “минимум два вида саламандр и один вид жаб в настоящее время значится в списке животных США, которым грозит вымирание”, пишет американский ученый Роберт Мак-Кланг, вот уже бьет тревогу Джеральд Даррелл и, несмотря на недоумение и насмешки знакомых и журналистов, отправляется в трудные путешествия, чтобы найти редких (или ставших редкими), вымирающих или находящихся на грани исчезновения земноводных, чтобы привезти их в свой зоопарк, сохранить на Земле, возможно, добиться их размножения в неволе и снова выпустить в места, где они смогут существовать, где их увидят будущие поколения людей. Правда, сейчас далеко не все уверены, что будущие поколения людей станут интересоваться, тем более нуждаться в каких-то лягушках и им подобных животных. Но, как справедливо заметил Арчи Карр, кто может сказать с уверенностью, что нужно и важно будущим поколениям?
Учитель. Во всяком случае, наш долг сохранить, по возможности, для будущих поколений наших соседей по планете, в том числе и амфибий, И не случайно в мировую Красную книгу, куда заносятся все животные, которым грозит исчезновение, и в национальные Красные книги, которые появились в ряде стран, в том числе и в России , кроме млекопитающих, птиц, рыб, вносятся земноводные и пресмыкающиеся.
Запись в тетради редких земноводных Нижегородской области.
Сибирский углозуб, обыкновенный тритон, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница.
Учитель:
4. Мы приближаемся к повторению изученного материала. Оно будет проходить в необыкновенной форме. Перед тем как рассказать о том, что вы узнали на уроке надо сказать слова: “Я хочу по секрету поделиться с вами тайной о том, что ……………….”(например, Я хочу по секрету поделиться с вами тайной о том, что лягушки первыми из позвоночных полетели в космос).
5. Рефлексия. (Каждый ученик получает лист с вопросами.)
- Мне сегодня было интересно узнать о лягушках, что они ……………….
- Теперь я к лягушкам стану относиться ………………………….
- Лягушек надо беречь и ……………….
6. Домашнее задание:
- Параграф “Класс Земноводные”
- Написать небольшую творческую работу о том, что люди взяли от земноводных.
(Бионика – наука об использовании человеком изобретений природы, например – ласты, вертолет ….).
7. Литература.
- Ал.А.Леонович, Я познаю мир: Тайны природы, М. ООО Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
- Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области (методическое пособие),авт. Сост. М.В.Пестов, С.В.Бакка, Н.Ю.Киселева, Е.И.Маннапова, О.Н.Калинина, – Н.Новгород, ННГУ Экоцентр Дронт, 2007.
- Ю.Дмитриев, Соседи по планете, М, Детская литература, 1978.
- Н.С.Филатова, Уроки зоологии, М, Просвещение, 1969.
- Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные, М, Издательство “Первое сентября”, 2000.
- Н.В. Устюжанова и другие, Рифмовки на уроках биологии (всерьез и не очень)Н.Новгород, 2007.
- Великолепная энциклопедия животных, М, Махаон, 2007.