Эколого-психологический тренинг "Я в дереве иль дерево во мне?"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Цель: формирование экологической культуры сознания учащихся, субъектного и ценностного отношения личности к миру природы, ответственности за мир как системообразующего качества экологически культурного человека.

Задачи:

  • привитие участникам тренинга осознания себя как части природы, наделенной разумом и ответственностью за мир;
  • формирование у школьников отношения к природе как ценности и объекту красоты, охраны, познания;
  • развитие эмпатического восприятия себя, других людей, растений;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы психики детей;
  • приобретение навыков работы в группе, успешного общения и умения решать задачи совместно.

В группе возможно участие не более 18 человек. Занятия проводятся на природе (в лесу или там, где достаточно деревьев для участников тренинга)

Часть 1. “Разминка”.

Упражнение 1.

“Выстраиваемся по дням рождения”.

Спросите у участников игры, все ли знают дату своего рождения, и предложите им образовать “годовой круг”, в котором каждый займет место в соответствии с датой своего рождения. Скажите, что вы стоите между двух дат – справа от вас 31 декабря, а слева – 1 января. По кругу даты будут следовать друг за другом – 2 января, 3 января, затем февраль, март и так далее – до 31 декабря. Пусть каждый мысленно отметит на будущем круге свое место. Участники должны находить свое место и занимать его, молча, не задавая никаких вопросов предполагаемым соседям. После того как все встанут в круг, предложите каждому назвать дату своего рождения и скорректировать свою позицию. После этого предложите каждому познакомиться со своими соседями справа и слева, назвав свое имя и пожав им руки.

Упражнение 2.

“Природа в моей жизни”.

Это упражнение позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга.
Ориентировочное время: 30–40 минут.
Материалы: Лист бумаги, ручка.
Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня" ("Природа в моей жизни"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.

Часть 2. Основная часть.

На фоне тихо звучащей музыки обратите внимание участников на одинокое дерево и прочитайте стихотворение Е.Кочетковой:

Корни мои в глубину прорастают,
Жадно прохладную воду глотают.
Строен и прочен, могуч и тяжел,
Соками жизни наполненный ствол.
Ветви упругие в небе стремятся
С облаком белым и ветром обняться.
Солнышко листьев лучами коснется –
Тайная жизнь в моих недрах проснется.
С белкой, жуком, муравьишкой и птицей
Всем, что имею, могу поделиться.
Ходят ко мне кабаны и олени,
Мох и лишайник мне греют колени.
Людям, бредущим по тропам лесным,
Я навеваю счастливые сны.
И, обитая в двух разных мирах,
Соединяю я звезды и прах.

Упражнение 1.

“Знакомство с деревом”.

Упражнение развивает способности сопереживать живому существу, развитие идентификации, стимулирование воображения.

Разбейтесь на пары. Повяжите вашему партнеру на глаза повязку и подведите его к любому понравившемуся вам дереву. Степень углубления в лес зависит от возраста детей и их способности ориентироваться. Для всех, кроме самых маленьких, 20–30 метров не будут слишком большим расстоянием.

Помогите “слепому” ребенку исследовать дерево и почувствовать его уникальность, давая конкретные указания. Например, прижмитесь к дереву, крепко его обнимите, изо всех сил стараются поднять дерево. У кого больше сил, у нас или у дерева? Откуда оно берёт эти силы?

(Если вы просто скажете ребенку “почувствуй дерево”, он не проявит такого интереса, как в том случае, если услышит конкретные предложения). Потрись щекой о кору дерева, погладь кору, понюхай дерево.

“Это дерево живое? Оно старше тебя? Можешь ли ты найти то, что растет на этом дереве? Есть ли на нем признаки присутствия животных? Лишайники?”

Можно ли различать деревья на ощупь с закрытыми глазами? Представьте, как это дерево вырастает из маленького семени.

Дереву нужно дать описательное имя, как это было принято у индейцев (например, “добрая тётушка, спасающая нас от жары под своей кроной”).

Прижавшись к дереву ухом, послушай его сокровенную тайну, а затем расскажи свою.

Когда ваш партнер закончит исследование, отведите его на то место, откуда вы начали путешествие, но другим путем. (Эта часть игры особенно интересна тем, что ведущие стараются провести своих партнеров через поваленные деревья и чащобы, которые можно было бы легко обойти.) Затем снимите повязку и дайте игроку найти СВОЕ дерево с открытыми глазами. Ребенок неожиданно для себя обнаружит, что теперь перед ним не лес, а множество совершенно разных деревьев.

В кругу можно обменяться сообщениями о том, что кому рассказало дерево. – Что можем сделать мы для этого дерева?

Упражнение 2.

“Нарисуй кору дерева или сделай отпечаток дерева”.

Упражнение поможет обратить внимание на разнообразие деревьев.
Материалы: бумага, восковые мелки, уголь, мел.
Участникам предлагается сравнить свои руки до локтя. Затем дети расходятся по лесу (в радиусе 10–15 м), находят свое дерево и делают отпечаток коры, приложив лист бумаги к коре дерева и восковым мелком заштриховывают его. Сравнивают полученные отпечатки.
Уходя – поблагодари дерево и попрощайся с ним.

Упражнение 3.

“Дерево слов”.

Предложите участникам написать на небольших полосках бумаги слова, характеризующие дерево. Это могут быть как поэтические сравнения, так и вполне прозаические описания функций отдельных частей дерева: поощряйте детей давать самые разные определения.
Можно предложить подобрать слова, относящиеся к отдельным частям дерева, и написать их на заранее подготовленных листках бумаги соответствующей формы и цвета: зеленые листочки – для кроны (“величественная”, “антенна для улавливания света”, “могучая”, “дающая приют птицам”, “имеющая генетически определенное строение” и т.д.); имитация фрагментов коры – для ствола (“шершавый”, “несгибаемый”; “ежегодно добавляющий одно кольцо” и т.д.); узкие полоски причудливой формы – для корней (“таинственные”, “прячущиеся”, “добывающие воду” и т. д.).
Соберите листки и разместите их на силуэте дерева, нарисованном на ватмане, – у вас получится замечательный коллаж, который можно использовать в качестве элемента оформления учебного помещения.

Упражнение 4.

Игра “Построим дерево”.

В этой игре участники изображают различные части дерева: стержневой корень, придаточные корни, сердцевину, древесину, луб, камбий и кору. В больших группах несколько игроков могут играть роль одного и того же слоя дерева.
Игроки, изображающие сердцевину, должны показать, что они обеспечивают прочность ствола и позволяют ему находиться в вертикальном положении. Корни (стержневой и придаточные) держат дерево подобно якорям и подают вверх воду и минеральные вещества. Слой древесины транспортирует воду к ветвям и листьям. Камбий – растущая часть ствола. По лубу пища поступает от листьев к другим частям дерева, а кора защищает все дерево.

Сердцевина. Чтобы начать игру, выберите двух или трех высоких и крепких ребят и попросите их сыграть роль сердцевины. Пусть они встанут спиной друг к другу. Скажите остальным участникам игры: “Это сердцевина – внутренний стержень дерева, его сила. Задача сердцевины – держать ствол и ветви вертикально, так, чтобы листья получили свою долю солнечной энергии. Сердцевина существует давно, она мертва, но прекрасно сохранилась! Когда-то сердцевина была живой, но теперь тысячи ее крошечных сосудов, по которым раньше поднималась вверх вода и опускалась вниз пища, заполнена дегтем и смолой”. Скажите детям, изображающим сердцевину, что их задача – стоять прямо и не гнуться.

Стержневой корень. Попросите нескольких человек изобразить стержневой корень. Пусть они сядут у ног детей, изображающих сердцевину, так, чтобы смотреть в разные стороны. Скажите им: “Вы – очень длинный корень, называемый стержневым. Вы уходите глубоко в землю – до 9 метров. Стержневой корень сосет воду из самых глубин земли и держит дерево, словно якорь. Во время гроз стержневой корень не дает дереву упасть под напором ураганных ветров”. Отметьте, что не все деревья имеют стержневые корни (например, красное дерево), но то, которое вы сейчас изображаете, имеет такой корень.

Придаточные корни. Выберите детей с длинными волосами, которые не будут возражать, если вы предложите им лечь на пол. Попросите “придаточные корни” лечь на спину так, чтобы их ноги смотрели на “ствол”, а головы – наружу. Скажите им: “Вы – придаточные корни. Их у одного дерева – сотни тысяч. Вы растете во все стороны от дерева, подобно ветвям, но только под землей. Вы тоже помогаете дереву стоять вертикально. У вас на концах множество крошечных корневых волосков”.

В этом месте наклонитесь над одним из “придаточных корней” и распушите ему волосы вокруг головы. Продолжайте рассказ: “Если сложить все корневые волоски одного дерева, то они вытянутся в линию длиной в несколько километров. Эти волоски пронизывают каждый кубический сантиметр почвы. Когда они чувствуют, что где-то поблизости находится вода, то начинают расти в этом направлении, чтобы добраться до нее. Концы корневых волосков имеют твердые клетки, похожие на хоккейные шлемы. Я хочу, чтобы придаточные корни и стержневой корень попрактиковались во всасывании воды. Когда я скажу: “Начали!”, вы сделаете так: (издайте громкий сосущий звук). Итак, начали!”

Древесина. Теперь попросите небольшую группу детей изобразить древесину. Выберите столько людей, чтобы они плотным кольцом окружили сердцевину. Пусть они встанут вокруг нее, глядя внутрь и взявшись за руки. Следите за тем, чтобы никто не наступил на какой-нибудь “корень”. Скажите детям: “Вы – часть дерева, которую называют древесиной или ксилемой. Вы тянете воду из корней и передаете ее самым высоким ветвям. Вы – самый эффективный насос в мире и при этом не имеете ни единой движущейся детали. Вы способны перекачивать сотни литров воды в день и делаете это со скоростью, превышающей 180 км/час! После того как корни высосут влагу из земли, ваша задача – поднять ее вверх по дереву. Когда я скажу “Поднимаем воду вверх”, вы произнесете “Ви-и-и-и!” и при этом поднимите руки вверх. Давайте потренируемся. Сначала попросим корни высосать воду. Начали! Вслед за этим сразу же: “Поднимем воду вверх! Ви-и-и-и!”

Камбий/луб. Выберите группу, которая будет изображать камбий/луб. Пусть эти дети тоже встанут вокруг древесины (лицом внутрь) и возьмутся за руки. Скажите им: “Следующим за древесиной идет слой камбия – растущая часть дерева. Каждый год он добавляет новый слой древесины и луба. Дерево растет за счет утолщения ствола от центра наружу, а также за счет удлинения концов корней и веток. Ваши волосы растут совсем не так”. (Расположите ладонь одной руки горизонтально, раздвиньте пальцы и просуньте пальцы другой руки снизу вверх сквозь них.). “За камбием, ближе к коре, располагается слой луба. Это часть дерева, по которой движется пища, произведенная листьями, и которая распределяет эту пищу по всему дереву. Давайте превратим наши руки в листья”. Пусть все вытянут руки вперед и вверх так, чтобы руки разных людей скрещивались в области запястий и предплечий, а кисти трепыхались, как листья. Когда я скажу “Сделаем пищу!”, поднимите руки и потрясите “листочками”, как будто вы поглощаете солнечную энергию и производите питательные вещества. А когда я скажу “Спустим пищу вниз!”, вы должны будете произнести долгий утихающий звук “Ву-у-у”, согнуть ноги в коленях и опустить корпус и руки к земле. Давайте потренируемся!”

Повторите со всеми “частями дерева” все звуки и движения в следующем порядке: “Начали! Сделаем пищу! Поднимем воду вверх! Спустим пищу вниз!” Обратите внимание на то, что кольцо камбия/луба делает пищу до того, как древесина поднимет воду. Проследите также, чтобы камбий/луб не поднимал руки и не тряс “листочками” до тех пор, пока вы не скажете “Сделаем пищу!”. (Тогда руки игроков не устанут раньше времени.)

Попросите оставшихся участников изобразить кору дерева. Пусть они встанут в кружок вокруг дерева, глядя наружу. Скажите им: “Вы – кора дерева. От каких опасностей вы защищаете дерево?” Объясните, что кора защищает дерево от огня, насекомых, резких перепадов температуры и от девочек и мальчиков с перочинными ножиками в руках. Скажите “коре”, как надо защищать дерево: “Поднимите руки как футбольный вратарь – оба локтя наружу, кулаки – на уровне груди (пауза). Вы слышите этот высокий звук? Это очень злой и очень голодный длинноносый сосновый точильщик. Пойду и посмотрю, смогу ли я остановить его? Если я не вернусь, вам самим придется бороться с ним”

Отойдите чуть в сторону и вернитесь в образе соснового точильщика. При этом надо хмуриться и вертеть головой туда – сюда. Возьмите ветку – это будут усики жука. Когда ветка уткнется в дерево, направьте свой длинный нос на него. Затем быстро обогните дерево, как будто вы ищите место, где можно проникнуть внутрь него сквозь кору. Дети, изображающие кору, должны попытаться отогнать вас.

Пока вы ходите вокруг дерева, подавайте команды другим его частям. Выкрикивайте команды в указанной ниже последовательности. Повторите все это три-четыре раза.

В первый раз говорите: “Сердцевина – стойте прямо, не гнитесь!”, “Будь твердой, кора”, “Корни, начали!”, “Листья, сделаем пищу!”, “Древесина, поднимем воду вверх!”, “Луб, спустим пищу вниз!”. В дальнейшем, подавая команды, не называйте части дерева. По окончании игры помогите “корням” подняться с земли и предложите всем участникам пожать друг другу руки – ведь все вместе они были таким замечательным деревом!

Часть 3. Заключительная часть.

Упражнение 5.

“Стань деревом”.

(Примечание: предложить участникам сопровождать прослушивание этого текста пантомимой.)

Вы – маленькие деревца, стоящие в большом поле. Сейчас конец зимы, и ваши корни совсем закоченели в земле. Ваши ветки голы. Прошлогодние листья давно облетели, а новые листочки спят в плотно закрытых почках, спрятавшись от холода (кулаки плотно сжаты). Небо серое. Вокруг вас вьюжит, ветки закоченели и качаются от ветра, ствол слегка раскачивается из стороны в сторону (легкое покачивание туловища).

Наконец приходит весна, земля оттаивает, бегут ручьи и поят ваши корни водой. Вы чувствуете, как холодная вода бежит между корнями. Ветки и побеги испытывают жажду, им нужна вода, чтобы тугие почки раскрылись и из них вылезли листочки. Вода течет по корням. Потянитесь так, чтобы вода из корней попала в ствол, и затем в ветки и молодые побеги. По мере того как вода поднимается к веткам, набухают почки. Внезапно они раскрываются и появляются молодые листочки (широко расправленные руки поднимаются, кулаки разжимаются). Один за другим листочки разворачиваются и поворачиваются к небу.

Наступило лето – время бурного роста для деревьев. Вы голодны, и ваши листочки выполняют трудную работу, добывая для вас пищу. Листочки располагаются так, чтобы на них попадало как можно больше света. Вы чувствуете ласковое прикосновение теплых солнечных лучей. Вам нужна вода, поступающая от корней, – пейте ее вдоволь!

Лето проходит, вы выросли высокими и раскидистыми. Расправьте свои корни и ветви, ощутите мощь ствола. По мере приближения холода, ваши листочки перестают вырабатывать пищу. Однажды подует сильный ветер, пойдет дождь. Вы почувствуете холод. Ветви начнут содрогаться под напором осеннего ветра. Ваши листочки ослабеют и слетят с ветвей, оставляя туго закрытые почки (кулаки сжимаются). Эти почки вновь распустятся следующей весной.

Список литературы по экологическим играм:

  1. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей. /Перевод с англ. Е.Ламановой и Е.Кочетковой. – Владивосток: ИСАР – Дальний Восток, 1999.
  2. Материалы семинара “Ощущение чуда”, проводившегося сотрудниками Природного центра им. Бракнера, штат Огайо, США. – Обнинск, 1995.
  3. Сид Д., Мэйси Д., Флеминг П., Наэсс А. Думая как гора: на пути к Совету всех существ. – М.: “Советско-американская гуманитарная инициатива “Golubka”, 1992.
  4. Шпотова Т.В. Игровая экология. – Часть I. Программа для работы с детьми (с методическими рекомендациями и приложением.) – Обнинск: ЦЭО, 2003.
  5. Шпотова Т.В. Игровая экология. – Часть II. Методические рекомендации к программе для работы с детьми. – М: ИСАР, 1999.
  6. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Приложение к программе “Игровая экология” – Часть II. – Обнинск: ЦЭО, 1999.
  7. Шпотова Т.В., Харитонова И.Г. Дерево земли, на которой я живу. – Часть I. (7 класс). Программа. Методические рекомендации. Приложение. – Обнинск: ЦЭО, 2003.
  8. Шпотова Т.В., Харитонова И.Г. Дерево земли, на которой я живу. – Часть II (8 класс). Программа. Методические рекомендации. Приложение. – Обнинск: ЦЭО, 2003.
  9. Шпотова Т.В. Программа и методические рекомендации к эколого-этнографической программе “Дом”. – Обнинск: ЦЭО, 2000.
  10. Шпотова Т.В. Приложение к программе и методическим рекомендациям к эколого-этнографической программе “Дом”. – Обнинск: ЦЭО, 2000.