Тип урока: урок совершенствования знаний и умений.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Цель урока:
1) образовательные: закрепить алгоритм умножения двузначного числа на однозначное;
закрепить умение решать уравнения, решать задачи на нахождение числа по его доли;
2) воспитательные: воспитывать бережное отношение к зрению, умение правильно организовать свою работу так, чтобы сберечь здоровье, расширять кругозор;
3) развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение анализировать предложенные задачи и выделять главное.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, записи на доске, учебник “Математика 3 класс”, М.К.Моро, М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.: Просвещение, 2009.
Ход урока
I. Организационный момент. Слайд № 1.
Учитель:
Мы начинаем наш урок
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
II. Сообщение цели урока
.Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок, сегодня на уроке мы с вами не только будем упражняться в умножении двузначного числа на однозначное, решать задачи, уравнения, но и узнаем, как сохранить …
Слайд №2.
А что именно сохранить вы узнаете, если расшифруете слово. А для этого нужно назвать доли круга в порядке их увеличения и в соответствии с этим записать буквы. Слайд №3.
Дети:
1/12 | 1/8 | 1/6 | 1/4 | 1/3 | 1/2 |
З | Р | Е | Н | И | Е |
Слайд №4.
Эту тему я выбрала не случайно, потому что больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. Зрение помогает различать цвета и предметы, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Именно благодаря зрению мы читаем, смотрим телевизор, любуемся красотой природы.
III. Устный счет.
Учитель: Глаза – одно из величайших изобретений природы. И природа изобрела их несколько типов, каждый раз настраивая наилучшим образом для того или иного видения. Скажем, глаза рыб отлично приспособлены различать окружающее под водой, кошки отлично ориентируются в темноте… Ребята, а как вы думаете у кого самое острое зрение?
1. Это и многое другое мы с вами узнаем, если устно решим примеры и ответы соотнесем с картинками.
У кого самое острое зрение? Слайд №5.
20х3
Учитель: Самое острое зрение у орла, он парит в высоте и из-за облаков высматривает добычу.
Кто лучше всех видит ночью? Слайд №6.
40х2
Учитель: Лучше всех ночью видит сова, она отыскивает свою добычу в темноте.
Кто из животных видит только движущие объекты? Слайд №7.
20х5
Учитель: Лягушка видит только движущиеся объекты, чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У какого животного глаза расположены на специальных антеннах – стебельках, они выдвигаются далеко вперед и могут вращаться, и еще у него есть особый глаз на хвосте? Слайд №8.
30х3
Учитель: У раков, глаз расположенный на хвосте помогает ориентироваться, когда рак пятится назад. А вот у морских звезд – по одному глазу на конце каждого луча.
Слайд №9.
Учитель: Природа заботливо оберегает наши глаза. Глаз закрывается веком. Если со лба потечет пот, то его остановят брови. Если ветер понесет в лицо пыль – ее задержат реснички. А вы знаете, что на каждом веке у человека насчитывается по 80 ресниц. Посчитайте: сколько всего у человека ресниц.
2.А как вы думаете, сколько дней “живет” одна ресничка?
Значение данного выражения будет ответом на этот вопрос.
20х3+20 = 100
Одна ресничка “живет” 100 дней, а потом она выпадает, а на её месте вырастает новая.
IV. Актуализация знаний. Слайд №10.
Учитель: Человек не такой зоркий, как орел. Но глаза у человека именно такие, какие нужны ему, человеку. Зрение нужно беречь. Читать и писать нужно только при хорошем освещении, но помните, что яркий свет не должен попадать в глаза. Следите, чтобы тетрадь и книга были на расстоянии 30-35 сантиметров от глаз. Давайте вспомним, как определить примерно это расстояние.
Ответы детей. Для этого нужно поставить руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянуться до виска.
Демонстрация правильной посадки.
Молодцы, ребята! Правильно сели и настроились для важной работы.
А теперь получайте задание. Объясните, почему верны равенства:
8 х 3 + 7 х 3 = (8 + 7) х 3
6 х 8 + 4 х 8 = 10 х 8
17 х 5 + 3 х 5=(17 + 3) х 5
Дети: Они равны, т.к. сумму на число можно умножить двумя способами.
Можно вычислить сумму и умножить её на число, а можно умножить на число каждое слагаемое и полученные результаты сложить.
V. Закрепление.
Решение примеров у доски и в тетрадях. Слайд №11.
Учитель: А теперь, ребята, давайте решим примеры с устным объяснением.
Для тех, кто затрудняется, на экране появятся слова помощники
- Заменю
- Умножу каждое слагаемое
- Получится пример
- Сложу результаты.
№1, №2 (1,2) стр.9
37*2 =74 о | 14*6= 84 о | 3*26 = 78 у | 5*20=100 ! |
5*19= 95 й | 19*4 =76 л | 15*6 = 80 б | 18*2= 36 г |
Учитель: А если, ребята мы расположим цифры в порядке возрастания, то узнаем, какой цвет глаз наиболее часто встречающийся.
Дети:
36 | 74 | 76 | 78 | 80 | 84 | 95 | 100 |
Г | О | Л | У | Б | О | Й | ! |
Учитель: Знаете ли вы, что наиболее часто встречающийся цвет глаз – голубой, а наиболее редкие цвета – зеленый и такой темно-коричневый, который называют черный. Цвет глаз зависит от количества особого красящего вещества – меланина – в радужной оболочке глаза. При небольшом количестве меланина глаза имеют голубой цвет, при среднем – коричневый, а при большом количестве – черный. Цвет глаз передается по наследству – от мамы, папы, даже бабушки и дедушки. Но он связан и с возрастом. Детские врачи давно заметили, что у большинства новорожденных детей глаза светлые, а через несколько месяцев почти у всех малышей глаза приобретают более темную окраску.
VI. Самостоятельная работа. Слайд №12.
32х2= 64 з
15х3 = 45 а
12х5 = 60 р
7х11 = 77 я
2х45= 90 д
40х2 = 80 к
23х4 = 92 а
Проверка.
Учитель: А теперь давайте проверим ваши работы, а заодно узнаем, что необходимо сделать, если ваши глаза устали.
VII. Зарядка для глаз. Слайд №13.
Учитель: Чтобы глаза были красивыми и привлекательными, а от вашего взгляда просто невозможно было оторваться необходимо, проводить зарядку для глаз, которая состоит из небольшого количества упражнений.
Комплекс упражнений для улучшения зрения
1. Горизонтальные движения глаз: направо налево.
2. Движение глазными яблоками вертикально
вверх-вниз.
3. Круговые движения глазами: по часовой стрелке и
в противоположном направлении.
4. Частое моргание глазами.
5. Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав
их. 10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза
и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3
раза.
VIII. Решение задачи.
Учитель: А сейчас мы с вами, ребята, решим задачу. Слайд №14.
Коля прочитал 21 страницу книги, что составляет четвертую часть всего её объема. Сколько страниц в книге? Сколько страниц осталось прочитать Коле?
Можем ли мы сразу ответить, сколько страниц осталось прочитать Коле? Почему?
Дети: Мы не знаем, сколько страниц Коля прочитал.
Учитель: А можем ли мы это узнать? Каким образом?
Дети: 21 страница книги – это 4 часть всей книги, значит в книге всего 4 части, каждая из которых равна 21, поэтому мы 21*4, этим действием мы узнаем, сколько страниц в книге, получится 84.
Учитель: Можем ли мы теперь ответить на второй вопрос задачи? Как мы найдем, сколько страниц осталось прочитать Коле?
Дети: 84 – 21=63
Учитель: Запишем решение задачи и ответ в тетрадях.
Слайд №15.
А вы знаете, ребята, что при чтении и письме свет должен падать слева, книгу лучше поставить на наклонную подставку. Нельзя читать лежа, читать в транспорте. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, подолгу работать на компьютере. Нельзя смотреть передачи по телевидению более полутора часов. Сколько это часов и сколько минут?
За компьютером детям вашего возраста можно заниматься без отрыва15 минут. Сколько это минут. Садиться от экрана телевизора нужно на расстоянии 2 – 3 метров.
IX. Решение уравнений. Слайд №16.
Учитель: Сохранить наше зрение острым на долгие годы нам помогут витамины.
А какие именно витамины мы узнаем, если правильно решим уравнения. №8 стр.9.
1) Х – 7 =9. 3) 32 – х = 32. 5) 62 + х =6.2
2) Х : 7=9. 4) 32 * х = 32. 6) 62 * х = 0.
Если мы правильно решим первое уравнение, то узнаем:
Недостаточное количество, какого витамина обуславливает плохое зрение в старости.
Х – 7 = 9
А 63. В 0.
С -16. Е 1.
Если мы правильно решим второе уравнение, то узнаем:
Недостаточное количество какого витамина вызывает воспаление глаз Х : 7=9
А 63. В 0.
С -16. Е 1.
Правильное решение следующего уравнения нам подскажет, что
какой витамин укрепляет кровеносные сосуды глаза 32 – х = 32
А 63. В 0.
С -16. Е 1.
Этот витамин, который содержится в овощах, бобовых, зелени полезен для зрения и вы узнаете, какой это витамин, если правильно решите следующее уравнение.
32 * х = 32
А 63. В 0.
С -16. Е 1.
Слайд №17. Этот овощ богатейший источник каротина. Прекрасно питает и укрепляет глаза, помогает предотвратить близорукость. 62 + х = 62
Морковь – 0. Свекла 62.
Репа – 1. Капуста – 26.
Установлено, что эта ягода исключительно полезна для глаз: она обеспечивает хорошее кровоснабжение глаз, расширяет поле зрения, обостряет сумеречное зрение, снижает утомляемость глаз, положительно влияет на четкость и яркость изображения. И вы узнаете, что это за ягода, если правильно решите последнее уравнение. 62 * х = 0
Черника – 0. Земляника 62.
Малина – 1. Смородина – 26.
X. Упражнение “Метка на стекле”.
Если вы пишите, рисуете, читаете, то каждые 20 минут необходимо глазам давать отдохнуть. Прикрепляется на оконном стекле, на уровне глаз круглая метка диаметром 3-5 мм. Дети переводят взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно.
XI. Геометрическое задание. Слайд №18.
Учитель: Следующее задание называется “Определите “на глаз”! А что значит определить “на глаз”!
Дети: Определить “на глаз”, это значит определить приблизительно.
Учитель: Итак, Определите “на глаз”, площадь какого из прямоугольников больше?
Почему мы не можем быть уверены в правильном ответе?
Что нужно, чтобы найти площадь прямоугольника.
Дети: Надо знать его длину и ширину.
Появляются неполные данные.
3см.,8см.
4см., 6см.
Вычислите площадь.
Дети вычисляют площадь прямоугольников.
Учитель: Что мы можем сказать про площадь прямоугольников?
Дети: Их площади равны.
XII. Итог урока. Слайд №19.
Учитель: Наш урок подошел к концу. И в заключении мне бы хотелось, чтобы вы продолжили данные предложения
Сегодня на уроке
Я научился…..
Было интересно...
Было трудно…
Я понял, что…
Я бы хотел рассказать другу, которого не было на нашем уроке о…
XIII. Домашнее задание.
№2 (2,3) стр. 9Литература:
- Зайцев Г. “Уроки Мойдодыра” Под редакцией профессора В.В. Колбанова. Изд. “Акцидент”, Санкт – Петербург,1998,
- Плешаков А.А. “Мир вокруг нас”. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 частях. Ч.1 –М.: Просвещение 2008
- материал и картинки с сайтов:
www.1sept.ru, www.gomelnews.ru
www.linzshop.ru , www.comp-doctor.ru/eye/eye_upr.php