Изобразительно-художественные средства языка

Разделы: Русский язык


Цель:

  • повторить ранее изученный материал по теме “Художественный стиль речи”;
  • расширить и обобщить знания по теме “Изобразительно-художественные средства языка”;
  • показать роль тропов и стилистических фигур в текстах художественного стиля;
  • развивать навыки и умения нахождения и определения художественных средств и приемов в текстах;
  • умение анализировать текст;
  • подготовка к ЕГЭ.

Средства оборудования: мультимедиа, карточки, презентация (Приложение 1).

Ход урока.

Эпиграф:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок, все зернисто, как сам жемчуг и право иное название драгоценностей самой вещи” (Н.В. Гоголь)

I. Организация урока .

Сообщение темы и целей урока

– Тема сегодняшнего урока “Изобразительно-художественные средства языка”.Основной целью нашего урока станет работа по художественному тексту , нахождение и определение в нем выразительных средств.

II. Повторение и углубление ранее изученного материала.

– Какова основная функция художественного стиля речи? (Нарисовать живую картину, изобразить то, о чем рассказывается;передать читателю чувства (эмоции), которые испытывает автор.)
– Какие черты, присущие этому стилю? (Высказывание обычно бывает конкретным , образным и эмоциональным.)
– Назовите сферу его употребления? (Используется в художественных произведениях.)
– Какой из стилей речи сближается с художественным стилем? (Публицистический.)
– Какие языковые средства характерны для данного стиля? (Различные тропы и стилистические фигуры.)
– На какие группы делятся изобразительно-художественные средства языка? (Фонетические, лексические, синатаксические.) Слайд 1.
– Назовите фонетических средств языка? (Аллетерация, ассонанс, ритм, пауза,звукоподражение и т.д.) Слайд 2
– Что в лингвистике называют тропами? (Троп-это слово в переносном значении.)
– Какие виды тропов вам известны? (К тропам относятся метафора, олицетворение, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория и другие.) Слайд 3

III. Сообщения учащихся о стилистических фигурах речи. Слайд 4.

IV. Тестирование. (Определение функции тропов.)

– Давайте , выполняя тест , определим значения тропов. Слайды 5–11.

Метафора – это:
– постепенное усиление;
– расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– притворство, насмешка;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства.

Литота – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета;
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.

Олицетворение – это:
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– притворство, насмешка.

Гипербола – это:
– употребление слов в перносном значении;
– непомерное преувеличение размера, силы, значения;
– расположение членов в особом порядке, нарушающем прямой порядок;
– иносказательное изображение.

Эпитет – это:
– противопоставление понятий, мыслей, образов;
– употребление название одного предмета вместо другого предмета;
– художественное, образное выражение;
– одушевление неживых существ.

Метонимия – это:
– употребление слова в переносном значении на основе их сходства;
– художественное, образное определение.
– употребление название одного предмета вместо другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними;
– иносказательное изображение

Сравнение – это:
– непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета;
– одушевление неживых существ;
– уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака;
– противопоставление понятий, мыслей, образов;

V. Работа с мультимедиа. Слайды12–23.

– Попробуйте определить, какие художественные средства и приемы использованы в следующих отрывках стихотворений поэтов.

1. Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

  1. эпитет
  2. олицетворение
  3. антитеза
  4. сравнение

2. Я долго ехал волоком.
И долго лес ночной
Все слушал медный колокол.
Звеневший под дугой.
(Н. Рубцов)

  1. сравнение
  2. эпитет
  3. анафора
  4. олицетворение

3. Там, где , словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн…
(В. Брюсов)

  1. олицетворение
  2. эпифора
  3. сравнение
  4. гипербола

4. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю.
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех , забывших радость свою
(А. Блок)

  1. Сравнение
  2. Литота
  3. Синекдоха
  4. Анафора

5. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина
(М. Лермонтов)

  1. оксюморон
  2. метонимия
  3. метафора
  4. ирония

6. Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она
(А. Фет)

  1. сравнение
  2. эпифора
  3. Эпитет
  4. антитеза

7. Простоволосые ивы
Бросили руки в ручьи
Чайки кричали “ Чьи вы?”
Мы отвечали: “ Ничьи!”
(Н. Асеев)

  1. параллелизм
  2. метонимия
  3. эпифора
  4. метафора

8. “Не станет нас!”. А миру хоть бы что.
“Исчезнет след!”. А миру хоть бы что.
Нас не было, а он сиял и будет.
Исчезнем мы, – а миру хоть бы что!
(О Хайям)

  1. эпитет
  2. парцелляция
  3. эпифора
  4. градация

VI. Презентация по теме “ Изобразительно-художественные средства в стихотворениях С.Есенина” Выступление ученика. Данному уроку предшествуют уроки по изучению творчества С.Есенина. Ученик предварительно выполняет исследовательскую работу и готовит презентацию.

Вступительная речь ученика: изучая творчество С.Есенина, мы убедились в богатстве его речи, обилии в нем изобразительно-художественных средств языка. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. В его стихотворениях изобилие метафор – олицетворений.

VII. Работа по вариантам.

1-й вариант: подобрать общеязыковые эпитеты.

Мороз, море, ночь, луна, месяц, лес, сад, лук, девица, слезы, тишина, волк, лебедь, степь, друг, заря, конь, лето, Москва, парус, дисциплина, земля, береза, Дон.

Ответы: белая, темная, тихий, широкое, белокаменная, железная, трескучий, ясный, темный, зеленый, мертвая, верный, белый, горькие, красная, широкая, двурогая, дремучий, кудрявая, сырая. Алая, серый, синее, красное.

2-й вариант: подобрать газетные эпитеты.

Режим, неплатежи, прогноз, поражение, победа, борьба, Грузия, сумма, бой, протест, аплодисменты.

Ответы: солнечная, ожесточенные, прогнивший, неутешительный, блистательная, астрономическая, бурные, хронические, героическая, решительный, сокрушительное.

VIII. Работа в творческих группах.

– Сегодняшняя тема урока составляет основу задания В8 ЕГЭ по русскому языку. Поэтому мы сейчас с вами поработаем над текстом и составим задание, аналогичное В8. (Раздаются тексты.)

… На вечерних улицах светятся огни, мерцают гирлянды фонариков на клубах, кафе. (2) Позади праздники, а между тем мы все прочно входим в будни. (3) Мы нехотя прощаемся с ожиданием чудес и подарков, мы понимаем, что праздник не может быть вечным, и вот мы просто начинаем жить, работать, решать очередные и внеочередные задачи. (4) И если спросить любого из нас, что нас сегодня обрадовало, мало кто вспомнит хоть одно радостное мгновение дня. (5) Мы смутимся и попытаемся объяснить, что нам не до радости: сколько проблем приходится решать…
(6) Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек– это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно. (7) Может быть, настало время задуматься: возможно, человек, не умеющий находить радость в простых, повседневных мгновениях бытия, опасен для общества. (8) Нерадостный человек дома, нерадостный на работе… (9) Можно, наверное, эту всеобщую нерадостность объяснить сложнейшими проблемами времени, социума, государства, но нужно ли? (10) И важно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир? (11) Из этих детей вырастут люди с нерадостным мировосприятием, ведь их внимание сконцентрировано на грустных сторонах жизни. (12) Может быть, нам всем надо учиться находить радости среди однообразных и трудных будней? (13) И это окажется для нас всего полезней?
(14) Мы привыкли стесняться радости: вокруг так много печали. (15) Наша личная радость кажется нам эгоистичной и потому скрывается. (16) Не нужно скрывать радости!
(17) Нужно учиться культуре радости! (18) Сегодня очень часто радость подменяется удовольствием, из этого складывается стереотип жизни, состоящей из погони за удовольствиями. (19) Не нужно лишать себя удовольствий, нужно научиться различать эти понятия. (20)Радость всегда одухотворенна, ее свет озаряет лицо человека. (21) Удовольствие же несет на себе налет суетности, сиюминутности и потому не приводит к духовному развитию, росту.
(22)…В мире всегда существует трагедия. (23)Ее предчувствие существует и среди нас: кто знает, по какому пути пойдут страна, мир, каждая отдельно взятая личность. (24) Вероятно, трудности будут. (25) Как можно противостоять им? (26) Видеть вокруг только врагов? (27) Сделать шаг к агрессии и мести? (28) Мы можем выбрать другой путь – путь радости. (29) Русский писатель Михаил Пришвин прожил долгую жизнь во время адских лет революции, войн, репрессий – и остался в памяти людей как автор светлых рассказов о природе. (30) Это был принцип восприятия мира, сохранивший жизнь. (31) Радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком– вот основа долгой, плодотворной жизни.

IX. Индивидуальное задание :

1. Определите, в каком случае в текстах используются общеязыковые и контекстуальные антонимы.

1) Странно, как мало людей знают, что всюду, всегда и везде есть две стороны, что где сила – там и слабость, где слабость – сила, радость – горе, легкость – трудность, и так без конца. (И. А. Ефремов)
2) Публика всегда и везде одинакова: умна и глуха, сердечна и безжалостна – смотря по настроению. (А. П. Чехов)
3) Но кто все-таки знает, что ждет ее [артистку] вечером? Триумф или погибель? (И. А. Бунин)
4) Если бы можно было вернуть прошлые дни и годы, он ложь в них заменил бы правдой, праздность – трудом, скуку – радостью, он вернул бы чистоту тем, у кого взял ее, нашел бы Бога и справедливость, но это так же невозможно, как закатившуюся звезду вернуть опять на небо. (А. П. Чехов)

5) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

2. Найдите в тексте синонимы. Какие синонимы следует отнести к контекстуальным? Подберите к контекстуальным синонимам общеязыковые, если возможно.

1) Замысел поэта то зримо, явственно, отдельными строками или целыми строфами, то невнятно, туманно, смутно проступает в его душе. Неумелый, неопытный, начинающий автор спешит облегчить себе задачу: он торопится поставить точку, закончить вещи, расписаться. Мастер не спешит к концу... (Л. А. Озеров)

2) И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой... (Ф. И. Тютчев)

3. Найти соответствия. Как называется данный прием?

1. Братья наши меньшие
2. Блистающая сталь
3. Солнце русской поэзии
4. Весна человеческой жизни
5. Седая чародейка
6. Голубая планета
7. Потомок викингов отважных
8. Белые воротнички
9. Прикованный к скале титан
10. Бессмертный творец “Илиады”
А. Земля
Б. Зима
В. Прометей
Г. Швед
Д. Сабля
Е. Животные
Ж. Пушкин
З. Гомер
И. Конторские служащие
К. Юность

X. Прослушивание группы ответов учащихся, выполнивших индивидуальное задание у доски. Затем выступают творческие группы: читают текст и рецензию – В8, обосновывают свои ответы.

XI. Заключение: В завершении урока я хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. Достоинствами русского языка восхищались многие поэты, писатели. Отмечали его богатство, блеск, обилие красок, звуков, образов. Сегодня мы убедились в этом. Богатство языка – это в первую очередь богатство выразительных и образных оборотов, метких и крылатых слов.