Цели
урока:- отрабатывать навык распознавания орфограммы;
- совершенствовать умения подбирать проверочное слово и обосновывать написание;
- осуществлять орфографический самоконтроль.
Оборудование:
Памятка “Как искать проверочное слово”; картинки зимнего леса и дятла; магнитофон
Ход урока1. Оргмомент. Определение темы и цели урока.
У.- Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения С. Островского “Первородство”
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
“Извини меня!” -
Это значит:
“Исключи меня из вины!”
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
Когда я слышу:
“Защити меня!” -
Это значит:
“Укрой меня за щитом!”
Вслушайся! Вникни! Не позабудь:
У слова есть норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Учитель. Ребята, скажите, о чём говорит поэт в стихотворении?
Дети. Это стихотворение учит нас вслушиваться в слова. Мы узнали, что обозначают слова извини и защити, как они образовались.
У. Вы правильно поняли смысл стихотворения. Надо всегда быть очень внимательным к звучащему и написанному слову, стараться понять смысл, знать правописание. Для этого надо уметь правильно подбирать проверочное слово.
Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Д. Будем учиться подбирать к словам родственные слова и выбирать из них проверочные.
2. Чистописание.
Приложение. (Рисунок 1, 2, 3, 4)
- Посмотрите на узор из букв. Что он вам напоминает?
Д. Парные согласные и безударные гласные.
У. Сегодня мы поработаем с вами над этими орфограммами. Запишите в тетрадь эти упражнения красиво и аккуратно.
3. Словарно- орфографическая работа. Актуализация знаний.
У. Иногда на окнах мы тоже можем заметить своеобразные узоры.
Какой это мастер на окна нанёс
И траву, и ветви, и заросли роз?
Д. Это мороз.
У. Правильно это мороз. Надо записать слово-отгадку в тетрадь. Можем ли мы это слово написать без проверки, какие орфограммы встретились в данном слове? Проверьте, пользуясь памяткой.
ПАМЯТКА Как искать проверочные слова корня? 1. Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово. 2.
Если надо, выполняй два действия. |
Д. В слове мороз есть ошибкоопасные места. Это безударная гласная и парный согласный в конце слова. Парный согласный в конце слова можно проверить, для этого изменю слово так, чтобы после сомнительной согласной стоял гласный или звук [н]
Моро… - морозы, морозный, заморозить, во всех этих словах слышится чётко звонкий согласный [з], поэтому в слове мороз на конце напишем букву з.
У. Что ещё необходимо проверить в данном слове?
Д. Безударный гласный. Но мы помним, что это слово словарное и поэтому надо уточнить написание слова по словарю.
У. Найдите слово в словаре, прочитайте по слогам. Какой же безударный гласный?
Д. В слове мороз безударный гласный звук [о], поэтому надо написать букву о.
Запишите слово-отгадку в тетрадь, диктуя себе по слогам. Проверьте написанное. Напишите рядом проверочные слова для парной согласной, которые мы подбирали
Мороз - морозы, морозный, заморозить,
У. Что можете сказать об этих словах?
Д. Они родственные, у них есть общая часть мороз
У. А ещё они близки по смыслу. Есть ли ещё родственные слова к данному слову?
Д. Изморозь, морозильник.
У. Может ли слово изморозь быть проверочным?
Д. Нет, в этом слове парный согласный, который вызывает сомнение при написании и его надо тоже проверять. А слово морозильник будет проверочным, потому что там после парного согласного стоит гласный.
4. Работа по развитию речи.
У. Теперь попробуйте подобрать синонимы к слову мороз. Вспомним, какие слова называют синонимами.
Д. Слова – близкие по значению.
У. Могут ли они быть родственными?
Д. Нет, у них нет общей части (корня).
У. Какие слова вы подобрали?
Д. Стужа, холод, прохлада.
У. В каких словах встретились знакомые орфограммы?
Д. В слове холод – безударный гласный и парный согласный.
У. Давайте вспомним правила проверки этих орфограмм.
Д. Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный стал под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Д. Чтобы проверить безударный гласный в слове холод, изменяем слово или подбираем родственное слово так, чтобы безударный гласный стал ударным, например, холодный. Под ударением звук [о], значит и без ударения тоже будет [о], следовательно, надо написать в слове холод букву о.
У. Обратите внимание на то, что эти слова проверяют друг друга.
Д. Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд - на льды
Будешь грамотным и ты.
Д. В слове холод парный согласный проверим, словом холода или холодный, похолодало.
Слышим чётко звонкий согласный [д], напишем букву д
У. Есть ли ещё слово, которое вызывает сомнение при написании?
Д. Да, это слово прохлада. Первый безударный гласный [о] или [а].
У. Правильно, но мы ещё не знаем этого правила, поэтому я скажу вам, как пишется это слово про-хла-да.
У. Запишите в тетрадь слова – синонимы к слову мороз
Мороз - стужа, холод, прохлада.
- Скажите, когда бывает такая погода?
Д. Зимой.
У. Попробуйте добавить слово.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла … (зима)
- Какая орфограмма в данном слове?
Д. Безударная гласная, которую можно проверить.
Если гласный вызвал сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
Подбираем проверочные слова к слову зима (пользуясь памяткой)
з.ма – зимний, зимушка, зимы
В этих словах сомнительная согласная стоит под ударением, а значит, без ударения тоже будем писать букву и.
5. Работа по теме.
У. Представьте себе, что мы попали в зимний лес. (На доске картина зимнего леса, звучит тихая музыка) Учитель читает предложения, написанные на доске.
До после разбора
Кр*си* зимний наря*
леса. На лапах л*жит сне*. Весь в сн*гу ст*ит ду*. Х*р*шо поработал в л*су моро*! |
Красив зимний
наряд леса. На лапах лежит снег. Весь в снегу стоит дуб. Хорошо поработал в лесу мороз! |
- На некоторые слова в этих предложения попали снежинки. Какие буквы они укрыли, почему? (Дети вставляют пропущенные буквы, объясняют написание, подбирают проверочные слова)
- Списать предложения (пользуясь памяткой №1 учебника), подчеркнуть вставленные буквы, проверить.
Д. Слова: хорошо и поработал (образовано от слова работа) надо найти в словаре и проверить написание.
6. Физкультурная разминка.
7. Закрепление материала. Работа по учебнику.Я мороза не боюсь
Я с ним крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос.
Значит надо не зевать.
Прыгать, бегать, приседать.
У. - Тихо в зимнем лесу, но вдруг, какая-то птица нарушила эту таинственную тишину. Догадайтесь, о какой птице идёт речь?
Кто в берете ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
- Конечно, это дятел. По каким признакам вы определили, что это дятел?
- Теперь прочитайте описание птицы, которое дано в упражнении №195.
- О какой птице говорится в тексте?
Д. В тексте говорится о дятле.
У. Похожи ли эти описания? (На доске появляется рисунок дятла)
Д. Да
У. Знаете ли вы, что древнейшее имя птицы означало “Выдалбливатель дупел”.
Как вы думаете почему?
У.Толстый, длинный, сильно сжатый клюв дятла служит и ударным молотом, пробующим крепость дерева и отыскивающим гниющее место, и буравом, высверливающим из-под коры добычу. Вот и сравнивают иногда с дятлом настойчивого, докучливого человека.
- Вставьте пропущенные буквы в словах. Объясните их написание. Спишите текст. Подчеркните в 1 предложении подлежащее и сказуемое.
8. Проверка.
- На какие орфограммы пропущены буквы?
Д. Безударная гласная в корне слова. Чтобы проверить безударный гласный надо изменить слово или подобрать проверочное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.
Живёт – жизнь, жить (кроме этого, жи пиши с и); в лесу – лес, около леса или нет леса; на стволе – ствол, стволик.
9. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
Д. Находили орфограммы в словах, учились, пользуясь правилом, подбирать проверочные слова.
У. Какие правила мы повторяли?
Д. Правописание парных согласных и безударных гласных.
- Молодцы! Всем спасибо! Урок закончен!