Задачи:
- Обучающая – познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов; характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятия: темперамент, характер, личность; показать роль влияния окружающей среды на формирование типа нервной системы.
- Развивающая – развивать умения учащихся, характеризовать типы темперамента человека по его поведению; характеризовать свой тип нервной системы; выявить свой ведущий тип темперамента.
- Воспитывающая – содействие воспитанию способности человека сохранять устойчивость в условиях окружающей среды.
Оборудование: проектор; ноутбук; экран; секундомер; бланки методик: Теппинг-тест Е.П. Ильина, «Определение типов нервной системы», методики А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь «Определение типов темперамента»; длинные палочки с разметкой для выполнения опыта «Поймай палку».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Вводное слово учителя. (Презентация, слайд 1). Сегодня наш урок пройдет несколько необычно. Это интегрированный урок биологии и психологии. И это не случайно. Тема нашего урока «Типы нервной системы». Эта тема расположена на границе двух наук – биологии и психологии и сегодня на уроке вы не только познакомитесь с материалом по данной теме, но и научитесь характеризовать тип своей нервной системы, определять тип темперамента.
Изучение нового материала.
Темперамент. Классификация темпераментов по Гиппократу.
Учитель биологии. Давно замечено, что на одни и те же события разные люди реагируют различно.
Еще 2400 лет назад, в V в. до н. э., великий врач Греции Гиппократ создал учение о том, что здоровье определяется правильным сочетанием четырех основных жидкостей, входящих в состав человеческого тела (Презентация, слайд 2):
- крови (по-латыни — «сангвис»),
- лимфы (по-гречески — «флегмы»),
- желтой желчи (по-гречески — «холе»)
- черной желчи (по-гречески-«мелайна холе»).
У холериков, по теории Гиппократа, преобладает желчь (холле), у сангвиников – кровь (сангвис), у флегматиков – слизь (флегма), у меланхоликов – какая-то особая «черная желчь» (меланхоле).
Это учение было принято древней медициной и философией и господствовало в науке на протяжении более двух тысячелетий — до наступления нового времени (Презентация, слайд 3).
Сначала считалось, что правильность пропорций, в которых смешаны эти жидкости, определяет здоровье человека. Кстати, слово «темперамент» в переводе с латинского означает «правильное смешение».
Затем учение о темпераменте постепенно вышло из рамок медицины и стало использоваться для объяснения индивидуальных особенностей не только больных, но и здоровых людей. Была создана первая классификация темпераментов; это сделал римский врач и естествоиспытатель Гален, живший II в. н. э. Он описал 13 темпераментов. На протяжении многих веков эта классификация постепенно упрощалась и, в конце концов, в ней остались названия только четырех темпераментов, которые по традиции признаются и в наши дни (Презентация, слайд 4).
Подлинно научное объяснение природы темперамента (Презентация, слайд 5) дал Иван Петрович Павлов в своем учении об основных свойствах нервной системы.
Изучая высшую нервную деятельность животных, а затем и человека, он установил, что нервные процессы возбуждения и торможения можно характеризовать:
- по их силе, зависящей от работоспособности нервных клеток;
- по их подвижности, т. е. по способности быстро сменять друг друга,
- по равновесию между ними.
Дальнейшее изучение показало, что люди с сильной нервной системой делятся на две группы:
- у одних возбуждение преобладает над торможением, и такие люди, поэтому весьма возбудимы, «безудержны», по выражению Павлова.
- у других возбуждение и торможение находятся в равновесии.
Люди второй группы, в свою очередь, подразделяются на живых (с подвижными нервными процессами) и спокойных (с менее подвижными, инертными нервными процессами).
В результате такого деления получаются четыре основных типа нервной системы (Презентация, слайд 6), каждый из которых, по Павлову, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип — меланхолическому; сильный, неуравновешенный — холерическому; сильный, уравновешенный, подвижной — сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Задание: зарисовать схему «Типы нервной системы» в тетрадь.
Психолог. Под темпераментомпонимают качества, которые определяют поведение человека, его манеру общаться с людьми, отзываться на события, переживать радости и огорчения. Давайте запишем определение темперамента: «Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде» (Презентация, слайд 7).
Чтобы лучше понять, давайте посмотрим, как на одну и ту же ситуацию будут реагировать люди с разными типами темпераментов (Презентация, слайды 8, 9, 10, 11).
Итак:
- Холерик (Презентация, слайд 12): порывистый, быстрый, страстный, но неуравновешенный, с часто меняющимся настроением, быстро истощаемый. Увлекаясь, холерик быстро растрачивает свои силы и истощается. Он не обладает равновесием нервных процессов, что сильно отличает его от сангвиника.
- Сангвиник (Презентация, слайд 13): подвижный, горячий, живой человек, которому свойственны частые смена настроения. Сангвиник способен быстро реагировать на все происходящие вокруг него события. Он достаточно легко примиряется со всеми неприятностями. Он очень продуктивен в трудовой деятельности (когда ему что-то интересно). А если же сангвиник теряет интерес к работе, то он начинает относиться к ней безразлично, без всякого энтузиазма.
- Меланхолик (Презентация, слайд 14): склонный к переживанию различных событий, легко ранимый человек, который плохо реагирует на внешние факторы. Он не способен сдерживать усилием воли свои астенические переживания. Меланхолики - эмоционально слабые люди.
- Флегматик (Презентация, слайд 15): спокойный и медлительный, имеет устойчивое настроение. Обычно флегматик крайне скуп на проявление каких-либо эмоций. Он настойчив, упорен и производителен в работе. Этим прилежанием он пытается «компенсировать» свою медлительность.
Темперамент можно определить, если последить за поведением одноклассников на уроках и переменах. Сразу станет заметна разница в движениях (у одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах), жестах, деятельности.
Задание: соотнести одноклассников по типам темперамента. Для этого обучающиеся записывают 4 типа темперамента, а рядом имена одноклассников у которых, по их мнению, такой тип темперамента.
Давайте проверим, насколько верно вы соотнесли друг друга по типам темперамента. Определить это можно только экспериментально.
Практикум задание 1. Методика выявления скорости реакции (опыт «Поймай палку») (Презентация, слайд16). Работа в парах.
Ученики берут длинные палки, на нижних концах которых краской сделаны отметки. Испытатель (ученик 1) держит палку значительно выше отметки. Испытуемый (ученик 2), готовясь поймать палку, располагает руки на уровне отметки (но не держится за палку). Задача испытуемого – поймать палку. Испытатель отпускает палку, испытуемый ее перехватывает. На месте перехвата делается также отметка. Расстояние между отметками у разных людей будет различным. Время реакции вычисляется по формуле:
где S – длина отрезка между метками, g – ускорение свободного падения тела, t – время между стимулом и реакцией. Результаты исследований заносятся в тетрадь, в таблицу.
Таблица
Выявление скорости реакции
Испытуемый |
Расстояние от отметки до перехвата, м |
Время реакции, с |
|
|
|
Вывод: |
Практикум задание 2. Определение типов нервной системы (теппинг-тес Е.П. Ильина) (Приложение 1).
- ученики берут бланки и на них, в соответствии с инструкцией (для левшей и правшей) (Презентация, слайд 17), ставят в квадратах точки (в каждом 5 секунд). Учитель фиксирует время и подает команду «Дальше».
- подсчитывают количество проставленных в каждом квадрате точек. Результаты записываются в углу каждого квадрата.
- Строят график (построение описано в приложении 1) и соотносят свой график с образцами (Презентация, слайд 18) «Вид графиков каждого типа нервной системы». Результаты фиксируются в тетради.
Практикум задание 3. Определение типов темперамента (методика А.В. Тимченко, В.Б. Шапарь) (Приложение 2).
- ученики в каждом из четырех блоков отмечают знаком «+» те качества, которые характерны для них.
- в каждом блоке подсчитывают сумму плюсов и выводят формулу своего темперамента.
- записывают формулу своего темперамента в тетрадь.
Мой тип темперамента по методике А.В. Тиченко, В.Б. Шапарь.
Хn + Сn + Фn + Мn
Психолог. В «чистом виде» проявления темперамента встречаются редко. Например: у ярко выраженного флегматика возможны бурные вспышки гнева или радости как у холерика.
Посмотрите на экран (Презентация, слайд 19), вы видите, что один и тот же мальчик в течение дня ведет себя то, как холерик (на стадионе), то, как меланхолик (ответ у доски). При общении - он сангвиник, а при выполнении домашнего задания - флегматик. Сейчас мы вычислим формулу вашего темперамента.
Практикум задание 4. Определение темперамента личности (Приложение 3).
- Учащиеся в таблице отмечают, как они ведут себя в той или иной ситуации.
- Подсчитывают количество баллов в каждой из колонок (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
- В тетради записывают формулу темперамента личности
Т = mC + nX + pФ + kM.
Психолог. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темпераментов, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Поэтому говорят уже не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы. Чтобы определить её, вам надо выполнить методику «Определение формулы темперамента (в интерпретации Е. Жарикова, Е. Крушеницкого) (Приложение 4).
Практикум задание 5. Определение формулы темперамента (Презентация, слайды 20, 21).
- Ответы на вопросы анкеты (согласие/не согласие, выраженное в балах от 0 до 10).
- Подсчет полученных данных.
- Запись соответствующих символов (Х, М, С, Ф) в тетради в порядке убывания их значения (символы с одинаковыми значениями подписываются друг под другом.
Психолог. Давайте определим темперамент по описанию (Презентация, слайд 22).
Зачитывается фрагмент из книги Круга «Торопись не спеша».
Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты, и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везет, стоило в кои веки выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать – до утра далеко, помяните меня, еще дождь пойдет, – приговаривал он сквозь слезы. «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» – горячился второй, дубася кулаком в ворота. «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождем, летняя ночь коротка», – успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в нее пролезем», – взял в свои руки инициативу четвертый.
Задание. Записать в тетради темперамент первого, второго, третьего и четвертого путников.
Психолог. А теперь поговорим о психологической совместимости. Существуют такие ситуации, когда люди длительное время вынуждены находиться в замкнутом помещении (плавание на подводной лодке, полет в космос и т.п.). Исследования показывают, что наибольшей совместимостью обладают люди с противоположными типами темперамента: холерик-флегматик, сангвиник – меланхолик. Наиболее универсальным партнером считают флегматика, он совместим со всеми типами темперамента, кроме собственного. Посмотрите как складывается общение между флегматиком и холериком (Презентация, слайд 23).
Психолог. Подведем итоги. Темперамент – сочетание индивидуальных особенностей человека. Эти врожденные особенности определяют динамику протекания психических процессов, их темп, ритм, продолжительность, интенсивность, а также некоторые черты поведения: подвижность, активность, быстроту или замедленность реакции. Темперамент характеризует то, как мы действуем, а не то, что делаем. Свойства его не могут быть положительными или отрицательными, они не определяют ценности человека.
Знание темперамента и врожденных особенностей организации нервной системы очень важно. Какова оптимальная стратегия поведения с людьми разного темперамента (Презентация, слайд 24).
Холерик |
Сангвиник |
Флегматика |
Меланхолик |
Необходимо загружать работой, иначе он свою активность направит на Вас или коллектив и взорвет его. |
Сангвиника надо постоянно проверять и контролировать. Он обещает, чтобы не обидеть человека, но вполне может и не сдержать слова. |
Не торопить. Он не переносит дефицита времени. |
Не навреди – он сверхчувствителен, очень обидчив. |
Нет хороших или плохих темпераментов, хороших или плохих типов нервной системы. Свой темперамент необходимо знать, понимать и использовать с умом, быть его хозяином, а не подчиненным. Надеюсь, что знания, полученные на сегодняшнем уроке, помогут вам в этом.
Закрепление материала.
Учитель биологии. Вам уже знакомы биографии Петра I, Наполеона Бонапарта, М И. Кутузова, А. В. Суворова. Все они выдающиеся полководцы и государственные деятели. Однако Наполеон Бонапарт и Петр I были сангвиниками, М. И. Кутузов — флегматиком, А. В. Суворов — холериком. Каждый из них действовал в определенных исторических условиях и обстоятельствах, но индивидуальные особенности темперамента, талант способствовали успешности их деятельности.
Работа с текстом учебника (Сонин Н.И. Биология. 8 класс). Стр. 211.
Задание – заполнить таблицу:
Историческая личность |
Проявления личности, которые можно отнести к различным темпераментам |
|||
холерик |
меланхолик |
сангвиник |
флегматик |
|
Суворов А.В. |
|
|
|
|
Кутузов М.И. |
|
|
|
|
Пушкин А.С. |
|
|
|
|
Выполнение в тетради заданий «Какие утверждения верны?» и «Выбери правильный ответ» - стр. 212.
Домашнее задание.
Изучить текст учебника. Устно ответить на вопросы к параграфу.
Литература
- Детская энциклопедия. Том 6. Человек. – М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. – 520 с.
- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт. Сост.: Л.Н. Бобровская, Е.Н. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – М.: Глобус, 2007. – 79 с.
- Сонин, Н.И. Биология. 8 класс. Человек: Учебн. Для общеобразоват. Учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – М.: Дрофа, 2010. – 216 с.
- Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. / Глав. Ред. В.А. Володин. - М. Аванта+, 2002. – 640 с.
- https://bio.1sept.ru/2002/36/6.htm Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, Н.Р. Сапина «Биология. Человек»
- http://www.mettle.ru/
- http://moikompas.ru/compas/temperament
- http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=992
- http://pro-psixology.ru/edinstvo-mira-i-problema-razvitiya-psixiki/20-tipologiya-i-teorii-emperamenta.html
- http://pro-psixology.ru/glava1/21-kratkij-yekskurs-v-istoriyu-psixologii.html
- http://psychotype.ru/article/a-15.html