Цель: познакомить обучающихся с глаголом как частью речи, его значением.
Задачи:
- учить различать глаголы от других частей речи и ставить к ним вопросы;
- развитие познавательного интереса к языку, формирование орфографической зоркости, речевой культуры, речи;
- воспитывать любовь к русскому языку;
- расширять кругозор обучающихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание. (Слайд 3).
– Определите порядок написания букв в данном ряду: Сса, Ссо, Ссу …
(Заглавная С и строчная с чередуются с гласными буквами алфавита.)
– Запишите в тетрадь. Раздача карточек для индивидуальной работы.
III. Словарная работа. (Слайд 4).
– Вспомните словарные слова, в которых встречаются согласные звуки (с), (с).
По щелчку мыши слова появляются на экране.
Россия рассказ собака |
класс сегодня |
По щелчку мыши осуществляется проверка написанного.
Проверка карточек. Оценивание работы.
– Значение каких слов вам непонятно?
– На какие группы можно разделить эти словарные слова? Объясните. (Слайд 5).
Варианты группировки (устно) : удвоенные согласные и безударные гласные.
По щелчку мыши на экране появляется две группы слов.
Россия рассказ класс |
собака сегодня |
– Найдите односложное слово и придумайте с ним предложение.
Наш класс – дружная семья. (Слайды 6–10).
По щелчку мыши появляются кадры, где изображена школьная жизнь класса.
По каждому кадру задаются вопросы.
– Какое слово употребили во всех предложениях? (Делают, задумалась, сделал, сделает).
IY. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 11).
По щелчку мыши на экране появляется тема урока.
– Слова, которые отвечают на вопросы что делает? что сделал? что делал?
По щелчку мыши на экране появляется рубрика “Подумаем”. (Слайд 12).
– Какие вопросы можно задать к этим словам?
По щелчку мыши слова появляются на экране. Потом вопросы.
кот Вася прыгает пушистый Ира читает |
кто? кто? что делает? какой? кто? что делает? |
– На какие вопросы отвечают имена детей?
– А другие слова?
Дети с учителем делают вывод, который потом показывается на экране. (Слайд 13).
Вывод: слова, которые отвечают на вопросы что делает? что делал? что сделает?, обозначают действия предметов. Будем называть их глаголами.
По щелчку мыши появляется высказывание В.Даля. (Слайд 14).
“ Глагол – глаголить, говорить, высказываться”.
Физкультминутка.
Y. Закрепление нового материала. (Слайд 15).
– Задайте вопросы к словам и к каждому предмету подберите подходящий глагол.
По щелчку мыши появляются на экране слова. Проверка по щелчку мыши.
кто? тигр кот мышка лягушка змея |
что делает? мяукает рычит шипит квакает пищит |
– Составьте предложения и запишите. (Запись 3-х предложений, а остальные устно.)
– Что обозначают слова “шипит”, “рычит”: предмет, действие или признак. (Слайд 16).
По щелчку мыши появляется рубрика “Проверь себя”. Текст на экране. (Слайд 17).
– Прочитайте текст. Найдите слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что сделает?
Однажды Вини – Пух гулял по лесу и вышел на полянку. На полянке рос высокий – превысокий дуб. На самой верхушке этого дуба кто – то громко жужжал.
Вини – Пух сел на траву под деревом, обхватил голову лапами и задумался.
По щелчку мыши найденные в тексте глаголы подчеркиваются.
– Выпишите в тетрадь эти слова.
– Выберите верное утверждение. (Слайд 18).
а) имена существительные обозначают признак предмета;
б) глагол обозначает действие предмета.
По щелчку мыши подчеркивается истинное утверждение.
Работа по составлению текста, опираясь на опорные слова. (Слайд 6).
учимся любят читают суббота убирать
Запись текста в тетрадь.
Проверка написанного. Оценивание работы.
IY. Итог урока. Обобщение. (Слайд 19).
– Что обозначают слова, отвечающие на вопросы что делает? что делал? что
сделал?
– Как их можно назвать?
– Каким фразеологизмом можно закончить урок?
По щелчку мыши на экране появляются фразеологизмы. Верный ответ подчеркивается.
Ветер в голове. Работать засучив рукава. Бить баклуши.
Оценивание работы обучающихся.
Домашнее задание. (Слайд 20).
с.54, упр.84.