Пропорции. 6-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

1) формировать способность к построению нового понятия, разных способов доказательства истинности пропорции;

2) ввести понятие пропорции, её крайних и средних членов, научить читать пропорцию, вывести основное свойство пропорции.

3) воспитание познавательной активности, культуры общения, формирование навыков контроля и самоконтроля;

4) развитие логического мышления, сознательного восприятия учебного материала, интереса к предмету.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть в хорошем настроении.

- По какой теме мы работали на предыдущем уроке? (Отношения)

- Сегодня мы продолжим работать над отношениями.

- В тетрадях запишите: число, классная работа (слайд 2).

2. Актуализация опорных знаний

Задание №1 учащиеся выполняют в тетрадях с последующей самопроверкой

1. Отрезок АВ разделён на равные части. Заполните пропуски в записях (слайд 3).

Что называется отношением двух чисел? Что показывает отношение?

2. Вычислите: ; . (15; 31) (слайд 4).

3. Данные равенства разделите на две группы:

25 + 13 = 50 – 12;

2= a – 84;

3 : 4 = 6 : 8;

;

5 :b= ;

= 1: 3.

Группа 1: равенства;

группа 2: равенства отношений.

- Как вы думаете, какие равенства станут темой нашего урока? (Равенства с отношениями.)

- Молодцы!

- Общепринятое название не всегда просто придумать.

- Выполнивследующее задание, выузнаете, как называют равенства таких отношений (слайд 5).

- Какое это слово? (Пропорция.)

- В тетради запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему “Пропорции”.) (слайд 6)

3. Объяснение нового материала

- Дайте определение пропорции. (Равенство двух отношений называется пропорцией). (Слайд 7).

- Пропорции записывают так: или

- Скажите, пожалуйста, сколько чисел образует пропорция? (Четыре числа)

- Их принято называть членами пропорции, а в зависимости от их месторасположения в пропорции они могут быть разбиты на две группы, каким образом? (Учитель предлагает это сделать сначала на первой пропорции.)

- Как бы вы назвали члены каждой пары?

Учащиеся предлагают разные варианты, и останавливаемся на варианте средние и крайние члены пропорции.

- Назовите крайние и средние члены пропорций, записанных на доске. (3 и 8 — крайние члены пропорции, 4 и 6 — средние члены пропорции; 0,4 и 0,45 — крайние члены пропорции, 1,2 и 0,15 — средние члены пропорции)

- Разделите равенства на две группы (в одну группу — верные равенства, а в другую группу — ложные равенства). Слайд 8.

- Какие равенства у нас остались? (3: 4= 6: 8; .)

- Как вы выяснили, что эти равенства истинные? (Нашли отношение левой и правой частей, а затем сравнили полученные результаты)

- Попробуем найти ещё методы проверки истинности равенств.

Слайд 9. В следующем равенстве отношений 100 : 200 = 4 : 8, найдите произведение средних и крайних членов пропорции. Сделайте вывод.

- Сравните свою гипотезу с правилом в учебнике. Стр. 123 работа с учебником (на экране появляется это же правило).

- А теперь сформулируйте обратное утверждение.

- Молодцы! (если есть необходимость, то учитель корректирует высказанные предположения). Полученное утверждение называют основным свойством пропорции. Обращаемся к учебнику для проверки правильности высказанных утверждений. (На экране тоже появляется формулировка основного свойства пропорции)

4. Первичное закрепление

Слайд 10. № 760. Учащиеся выполняют этот номер у доски. Обращаем внимание на то, что пропорция может читаться разными способами. Одновременно сверяемся с ответами на экране.

Слайд 11. № 761. Выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой. Истинность утверждений проверяем у доски.

Слайд 12. Заполните пропуски такими числами, чтобы пропорции были верными (самостоятельно, с последующей самопроверкой).

Слайд 13. Историческая справка.

Выполните вычисления. Используя найденные в таблице ответы, узнайте, кто ввел в употребление слово “пропорция” (один ученик у доски выполняет вычисления и сопоставляет найденные ответы с ответами в таблице).

Слайд14. В данном упражнении учащиеся должны выбрать наиболее удобный способ истинности пропорции (нахождение значения отношений или основное свойство пропорции). Высказывание, соответствующее ложной пропорции принадлежит Пифагору.

5. Рефлексия деятельности на уроке

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что использовалось при введении новой терминологии?

- Какие знания нам помогли в работе?

– Оцените свою работу на уроке.

Слайд15. Домашнее задание.

П. 21, № 762 (а, в, г), 768, 776.

Использованная литература

  1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. “Математика. 6-й класс”. "Мнемозина", 2008.
  2. Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Рабочая тетрадь для 6-го класса. Интеллект-Центр, 2009.