Цели урока:
- Систематизация знаний по темам: «Действия с дробями», «Нахождение дроби и процентов от числа», «Нахождение числа по его дроби и процентам».
- Отработка практических навыков выполнения действий с дробями.
- Развитие межпредметных связей.
- Расширение кругозора учащихся о многообразии животного мира.
Оборудование: презентация к уроку (презентация 1); компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
Ребята, сегодня мы с вами примем участие в телепередаче "Эти забавные животные". Я буду ведущей , а вы - игроками. Моя задача выяснить, что вы знаете о различных животных. А ваша задача показать свои знания. Перед любыми соревнованиями обычно проводят тренировку и разминку. Вот и мы сейчас проведем разминку и вспомним все необходимые нам определения и правила, а затем потренируемся при решении устных примеров.
1. Что называется процентом?
Выразить дробью: 5 %; 25 %; 20 %; 160 %.
2. Как найти дробь от числа?
Найти: 1/2 от 60; 0,3 от 70; 8/9 от 18.
3. Как найти процент от числа?
Найти 20 % от 60; 10 % от 100; 30 % от 90.
4. Как найти число по заданной дроби?
Найти число, если
- 7/10 его составляют 70,
- 5/6 его составляют 60,
- 0,5 его составляют 100.
5. Как найти число по заданным процентам?
Найти число, если
- 2% его составляют 30,
- 45% его составляют 18.
На этом разминка окончена, начинаем нашу телепередачу.
Животный мир очень разнообразен, поэтому сегодня мы будем говорить о животных, про которых можно сказать "самый, самый, самый". То есть или самое большое, или самое высокое, или самое долго живущее. А так как все дети любят малышей : котят и щенят, то мы будем говорить и о детенышах этих животных.
Когда видишь котенка или щенка, так и хочется взять их на руки, погладить и поиграть с ними. А как вы думаете можно ли взять на руки и погладить маленького слоненка.
Для этого узнаем сначала высоту, длину и массу самого крупного наземного животного - африканского слона.
Задание 1.(см. Приложение 1)
(Карточки с заданием выдать каждому ученику)
Задание 2.
Итак, мы узнали, что мама-слониха имеет массу 600 кг, давайте найдем массу слоненка, если известно, что она составляет 1/5 часть от массы большого слона.
Решение:
6000 × 1/5 = 1200 (кг).
Да, такого малыша на ручки не возьмешь!
О слонах. Африканский слон - самое крупное наземное животное, однако несмотря на массивное сложение, слон поразительно подвижен и легок в движениях, быстр. Он прекрасно плавает, причем над поверхностью воды остается только лоб и кончик хобота.
Движется слон совершенно бесшумно. Ни треска, ни шороха, ни движения ветвей. Живут слоны 60-70 лет. Детенышей приносят раз в 4 года. Единственный их враг - человек.
Слон - животное травоядное, т. е. не хищник, а знаете ли вы, кто самый крупный из хищников на земле? Это медведь.
О медведях. Длина бурого медведя достигает 3 метров, масса 750 килограммов. Живет бурый медведь более 45 лет. Зимой он спит. В разных районах обитания его сон длится от 75 до 195 суток в году.
А сейчас мы узнаем какую же массу имеет новорожденный медвежонок.
Задание 3.
Масса взрослого медведя - 750 кг, а масса новорожденного медвежонка составляет 1/1500 часть массы взрослого медведя. Чему равна масса новорожденного медвежонка?
Решение:
750 × 1/1500 = 1/2 = 0,5 (кг)
А знаете ли вы ребята, какое самое большое животное, живущее в море? Это - синий кит.
О китах. Кит - это не рыба, а животное, внешне похожее на рыб. Киты могут долго находиться под водой, до 1,5 часа, из-за большого объема легких. Киты выкармливают своих детенышей молоком, которое в 10 раз питательнее коровьего (54 % жирности). Живут киты от 30 до 50 лет.
ФИЗМИНУТКА (презентация 2)
Физминутка содержит электронную презентацию с набором движений под музыку.
Задание 4.
Длина взрослого кита 35 м,а длина китенка составляет 20% от длины его мамы. На сколько метров нужно подрасти китенку, чтобы догнать по росту маму.
Решение:
1) 20% = 0,2;
2) 35 × 0,2 = 7 (м) - рост китенка;
3) 35 - 7 = 28 (м ) - нужно подрасти китенку.
Ответ: на 28 метров.
О кенгуру. В далекой Австралии живут замечательные животные, которых нет больше нигде на земном шаре. Они прыгают на задних лапах, а своих детенышей носят в сумках на животе. Как называются эти животные?
Кенгуру — владыки австралийской саванны. Их очень много от маленьких (чуть больше кролика) и до гигантов. Живут кенгуру до 15 лет. Масса кенгуру до 80 кг, рост 2,5 метра. А вот рост новорожденного кенгуренка мы сейчас узнаем.
Задание 5.
Детеныш у кенгуру - это наиболее легкий новорожденный из всех известных млекопитающих. Найдите рост кенгурёнка, если известно, что рост кенгуру 2,5 метра, а рост кенгурёнка составляет 1% от роста мамы. Ответ выразите в миллиметрах.
Решение:
1) 1% = 0,01
2) 25 × 0,01 = 0,02500 м = 25 мм.
Ответ: 25 мм рост новорожденного кенгуренка.
О жирафах. Жираф - самое высокое из ныне живущих млекопитающих, его высота от 4,8 м до 5,8 м, масса - 700 кг. Прекрасно приспособлены к жизни в саванне: далеко видят, прекрасно слышат. Интересно, что голоса жирафов еще никто не слышал. При беге развивают скорость до 50 км/ч и прыгая могут преодолеть заграждения до 1 м 85 см.Спят жирафы очень мало, до 20 минут в сутки.
Задание 6.
Рост жирафёнка при рождении - 2 м. Узнать массу новорожденного жирафёнка в килограммах, вы сможете, найдя значение данного выражения.
Ответ: 70 кг.
О черепахах. На островах Тихого океана живут черепахи-гиганты. Они такой величины, что дети могут кататься, сидя у них на панцире.
Узнать название самой крупной черепахи нам поможет следующее задание.
Задание 8.
Найдите дробь на рисунке б), дополняющую каждую дробь на рисунке а) до единицы. Выпишите соответствующую букву. В результате вы получите название самой крупной черепахи в мире.
Ответ: д е р м о х е л и с.
Это не только самые большие, но и самые долгоживущие в мире черепахи. Выполнив следующее задание мы сможем узнать, сколько лет живет черепаха.
Задание 9.
Решите примеры. Найдите в алфавите букву, соответствующую данному числу. Запишите в том же порядке, что и ответы.
Ответ: двести (5; 3; 6; 19; 20; 10)
Итоги урока.
- С каким настроением вы сегодня работали на уроке?
- Какая задача была для вас наиболее интересна?
- Сложно ли было вам работать на уроке?
Выставление оценок за работу на уроке.