Цель: рассказать, как появлялись пословицы и поговорки, раскрыть их значение; выделить тематику пословиц и поговорок; научить употреблять пословицы и поговорки в речи с целью её обогащения; развивать память, мышление, речь; воспитывать гордость за красоту языка; дружелюбие.
Оборудование: презентация, выставка книг с пословицами и поговорками.
Ход занятия
I. Введение.
1. Приветствие.
2. Работа с выставкой книг.
- Посмотрите на нашу выставку книг. Перед началом занятия вы книги просматривали. Что объединяет эти книги? Кто автор?
- Это книги с пословицами и поговорками, некоторые книги - словари ведут нас в историю, и мы узнаём, как появились эти выражения.
3. Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с вами узнаем много нового о пословицах и поговорках русского языка, узнаем, как правильно использовать их в речи и немного поиграем с пословицами и поговорками. Тема нашего занятия - " Лексические игры". (Слайд № 1).
II. Основная часть.
1. Доклад о происхождении пословиц и поговорок. (Читает заранее подготовленный ученик).
- Пословицы, поговорки: их у нашего народа сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, читаем в книгах, используем в своей речи, потому что с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится красочнее, ярче. А сами мы - немножечко мудрее.
Как пчела капля за каплей наполняет соты мёдом, так и наш народ постепенно собирает своё богатство - родную речь, в которой, словно драгоценные жемчужины, сверкают народные пословицы и поговорки.
Взять хотя бы выражение "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь". Пусть многие из нас живого зайца и в глаза не видели, тем более за ним не бегали, а смысл пословицы нам ясен: взявшись сразу за несколько дел, трудно довести их до конца и хорошо выполнить.
Все мы знаем пословицу "Бить баклуши", что значит - бездельничать. Но далеко не все знают, что баклуши - деревянные чурки, которые откалывались от бревна для изготовления деревянной посуды. Видите: осталась пословица - сохранилось и слово.
Наш язык не останавливается в развитии, и река речи находится в постоянном движении. Со временем некоторые слова забываются, выходят из употребления, заменяются другими или обретают новый смысл, но это не значит, что пословицы и поговорки, где использованы устаревшие слова, должны исчезнуть. Наоборот, именно благодаря кратким и мудрым народным изречениям эти слова остаются в нашей речи, не забываются, а возвращают нас к истокам родного языка.
2. Выделение тематики пословиц и поговорок.
- Итак, пословицы и поговорки - это краткие, мудрые народные изречения. Выделяют следующие группы пословиц и поговорок (Слайд № 2). (Ученики приводят свои примеры к каждой из групп):
- о труде:
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Кто не работает - тот не ест.
- Дело мастера боится.
- Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- о дружбе:
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один в поле не воин.
- о быте:
- Щи да каша - пища наша.
- В тесноте, да не в обиде.
- об отношении к жизни:
- Волков бояться - в лес не ходить.
- Большому кораблю - большое плаванье.
- о старинных верованиях:
- Утро вечера мудренее.
- В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- об истории народа:
- Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
- Все дороги ведут в Рим.
- об учёбе:
- Ученье - свет, а неученье - тьма.
- Факты - упрямая вещь.
3. Лексические игры.
Деление детей на 3 команды, выбор капитана и названия команды. Представление жюри.
Конкурсы проходят на время, все ответы дети записывают на лист и сдают членам жюри, за один правильный ответ - 1 балл.
1. Составить из слов пословицу. (Слайд № 3).
- Пруд, труд, вынимать, рыбка. (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
- Будет, наша, праздник, улица. (Будет и на нашей улице праздник).
- Медведь, ухо, наступить. (Медведь на ухо наступил).
- Соловей, кормить, басни. (Соловья баснями не кормят).
- Семь, дитя, глаз, няньки. (У семи нянек дитя без глазу).
Подведение итогов конкурса.
Физкультминутка.
2. Исправить ошибки в пословицах. (Слайд № 4).
- Аппетит проходит во время еды.
- Город не тётка.
- Готовь сени летом, а телегу зимой.
- Отольются кошке Мишкины слёзки.
- Машу маслом не испортишь.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.
- Уменье - свет, а неуменье - тьма.
Подведение итогов конкурса.
3. Ответить на вопрос пословицей или поговоркой. (Слайд № 5).
- Когда считают цыплят? (Цыплят по осени считают).
- Что не вырубишь топором? (Что написано пером - не вырубишь топором).
- Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда не вынешь рыбку из пруда).
- Когда приходит аппетит? (Аппетит приходит во время еды).
- В какие сани не следует садиться? (В чужие сани не садись).
- Что всяк кулик хвалит? (Всяк кулик своё болото хвалит).
Подведение итогов конкурса.
III. Заключение.
1. Подведение итогов занятия.
- Итак, сегодня мы немного больше узнали о пословицах и поговорках, сами их строили, исправляли ошибки в них.
- Для чего мы используем пословицы и поговорки в речи?
- Что такое пословицы и поговорки?
- Почему они не исчезают из нашей речи?
- На какие группы по тематике можно разделить пословицы и поговорки?
2. Выступление членов жюри, выявление команды-победителя. Награждение команд.