Логопедическое занятие "Путешествие на птичий двор"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Тип занятия: закрепление изученного материала

Задачи занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать обобщающее понятие “домашние птицы”;
  • уточнять и расширять словарь по теме;
  • совершенствовать грамматический строй речи (закрепить грамматические формы родительного, винительного и творительного падежей)
  • правильно употреблять предлоги (под, из – под);
  • образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать мелкую и артикуляционную моторику;
  • развивать дыхание и голос;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекционно-воспитательные: – воспитывать у детей организованность, самостоятельность и чувство любви и бережного отношения к природе.

Методы: игровые, словесные, наглядные, информационных технологий.

Форма организации: Подгрупповое занятие.

Оборудование: компьютер, зеркала, простые карандаши, перо; раздаточный материал: карточки с изображением домашних птиц, силуэты домашних птиц (в конвертах), индивидуальные картинки (цыплята).

Содержание занятия.

Ход занятия Деятельность учителя Прогнозируемая деятельность воспитанников
I этап занятия.

1.1 Организационный момент.

Много с вами изучали
Птиц зимующих узнали
И сегодня сядет тот,
Кто зимующих птичек назовёт.

На этом этапе учитель настраивает детей на закрепление пройденного материала. Воспитанники вспоминают пройденный материал.
1.2. Психологический настрой на занятие.

– Перед вами три солнышка. Выберите то, которое соответствует вашему настроению

Учитель проверяет настрой детей на занятие. Дети показывают своё настроение.
1.3 Артикуляционная гимнастика.

“Лягушка”.
“Хоботок”.
“Футбол”.
“Часики”.

1.4 Дыхательная гимнастика.

“Гуси”.

На этом этапе учитель подготавливает артикуляционный аппарат детей к работе и контролирует правильность выполнения упражнений. Воспитанники выполняют упражнения.
II этап занятия

2.1. Введение в тему (Загадки).

Съем червя, попью водицы.
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко –
Ребятишек покормлю. (Курица.)

Звонко время отмечает,
Утром солнышко встречает.
Вот последний луч потух.
“Спать пора!” – поёт … (петух).

Красноногий, длинношеий,
Шипеть умеет.
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь.)

Явился в жёлтой шубке:
Прощайте вы, скорлупки.
(цыплёнок)

Пёстрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку – Спотыкалочку. (Утка.)

Тело перьями покрыто,
Борода висит сердито.
Хвост почти как у павлина,
Когти остры, ноги длинны
– Разгоню я всех вокруг.
А зовут меня … (индюк).

Удивительный ребёнок:
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять
Как его родная мать. (Утёнок.)

– Ребята, а как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать?
– А я предлагаю вам не просто побеседовать, а отправиться в путешествие на птичий двор.

Учитель подготавливает детей к восприятию нового материала и развивает логическое мышление. Дети актуализируют свои знания по данной теме.
2.2. Рассматривание Птичьего двора. Упражнение “Назови членов семьи”.

2.3. Игра “Кто кем был и кто кем станет”.

– Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.)

На этом этапе учитель знакомит детей с членами семей домашних птиц, учит согласовывать существительные в винительном падеже и закрепляет изученный материал. Дети рассматривают птичий двор и называют членов семьи, учатся согласовывать существительные в винительном падеже, закрепляют полученные знания.
2.4. Физкульт. пауза

Игры с мячом.
“Один – много”
“Назови ласково”

Логопед проводит физкультминутку с целью снять усталость и напряжение у детей, а также в игровой форме обобщить полученные знания. Дети играют с мячом и отвечают на вопросы учителя.
2.5. Игра “Чьё перо?”

– Посмотрите, что это лежит на столе? (Птичье перо.)
– Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?) петушиное.
– Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?) гусиное.
– Если это перо потеряла утка, то перо (чьё?) утиное.
– Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?) индюшачье.

2.6. Самостоятельная работа.
“Чей птенец?”
2.7. Коллективная проверка

На данном этапе учитель проводит работу по закреплению лексико-грамматических категорий – практическое образование притяжательных прилагательных, а также проверяет знания детей. Дети образовывают от имён существительных притяжательные прилагательные, выполняют самостоятельную работу по нахождению мамы птенца, а также учатся проверять выполненную работу.
2.8. Пальчиковая гимнастика Игра “Кто как голос подаёт?”

Логопед предлагает выполнить пальчиковую гимнастику с образованием глагольных форм. Дети изображают птиц с помощью пальчиков и образуют глаголы.
2.9. Правильное употребление предлогов.
Игра “Прятки”

– Хорошо жить домашним птицам рядом с человеком, а есть ли у домашних птиц враги? (Коты, вороны, соколы, коршуны.)

Вот летит наш злейший враг
На когтях несёт он страх,
Сейчас он спустится сюда,
Разбегайтесь кто куда!

(Дети прячут цыплят.)

– Куда ты спрятал цыплёнка?

(– Я спрятал цыплёнка под стол.)

– Откуда ты достаёшь цыплёнка?

(– Я достаю цыплёнка из-под стола.)

На данном этапе логопед учит детей правильно пользоваться предлогами: под и из-под и обобщает знания детей о врагах птиц. Дети прячут цыплят и отвечают на вопросы учителя.
III. Итог занятия.

– Молодцы! Всех цыплят сберегли, никого коршун не утащил. Хорошо сегодня поработали.
– А сейчас опять посмотрите на солнышки и покажите ваше настроение. Почему оно стало таким?
– А в подарок за хорошую работу цыплят можете взять к себе домой.

Учитель подводит итог, определяет его результативность и выясняет настроение детей к концу занятия. Дети рассказывают о наиболее запомнившихся моментах занятия.

Приложение.