Тип занятия: закрепление изученного материала
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формировать обобщающее понятие “домашние птицы”;
- уточнять и расширять словарь по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи (закрепить грамматические формы родительного, винительного и творительного падежей)
- правильно употреблять предлоги (под, из – под);
- образовывать притяжательные прилагательные, существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательную форму существительных.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать дыхание и голос;
- развивать диалогическую речь;
- развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательные: – воспитывать у детей организованность, самостоятельность и чувство любви и бережного отношения к природе.
Методы: игровые, словесные, наглядные, информационных технологий.
Форма организации: Подгрупповое занятие.
Оборудование: компьютер, зеркала, простые карандаши, перо; раздаточный материал: карточки с изображением домашних птиц, силуэты домашних птиц (в конвертах), индивидуальные картинки (цыплята).
Содержание занятия.
Ход занятия | Деятельность учителя | Прогнозируемая деятельность воспитанников |
I этап занятия. 1.1 Организационный момент. Много с вами изучали |
На этом этапе учитель настраивает детей на закрепление пройденного материала. | Воспитанники вспоминают пройденный материал. |
1.2. Психологический настрой на занятие. – Перед вами три солнышка. Выберите то, которое соответствует вашему настроению |
Учитель проверяет настрой детей на занятие. | Дети показывают своё настроение. |
1.3 Артикуляционная гимнастика. “Лягушка”. 1.4 Дыхательная гимнастика. “Гуси”. |
На этом этапе учитель подготавливает артикуляционный аппарат детей к работе и контролирует правильность выполнения упражнений. | Воспитанники выполняют упражнения. |
II этап занятия 2.1. Введение в тему (Загадки). Съем червя, попью водицы. Звонко время отмечает, Красноногий, длинношеий, Явился в жёлтой шубке: Пёстрая крякуша, Тело перьями покрыто, Удивительный ребёнок: – Ребята, а как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? |
Учитель подготавливает детей к восприятию нового материала и развивает логическое мышление. | Дети актуализируют свои знания по данной теме. |
2.2. Рассматривание Птичьего двора. Упражнение
“Назови членов семьи”. 2.3. Игра “Кто кем был и кто кем станет”. – Кем будет цыплёнок, когда вырастет? (Когда цыплёнок вырастет, он будет курицей или петухом.) |
На этом этапе учитель знакомит детей с членами семей домашних птиц, учит согласовывать существительные в винительном падеже и закрепляет изученный материал. | Дети рассматривают птичий двор и называют членов семьи, учатся согласовывать существительные в винительном падеже, закрепляют полученные знания. |
2.4. Физкульт. пауза Игры с мячом. |
Логопед проводит физкультминутку с целью снять усталость и напряжение у детей, а также в игровой форме обобщить полученные знания. | Дети играют с мячом и отвечают на вопросы учителя. |
2.5. Игра “Чьё перо?” – Посмотрите, что это
лежит на столе? (Птичье перо.) 2.6. Самостоятельная работа. |
На данном этапе учитель проводит работу по закреплению лексико-грамматических категорий – практическое образование притяжательных прилагательных, а также проверяет знания детей. | Дети образовывают от имён существительных притяжательные прилагательные, выполняют самостоятельную работу по нахождению мамы птенца, а также учатся проверять выполненную работу. |
2.8. Пальчиковая гимнастика Игра “Кто как голос подаёт?” | Логопед предлагает выполнить пальчиковую гимнастику с образованием глагольных форм. | Дети изображают птиц с помощью пальчиков и образуют глаголы. |
2.9. Правильное употребление предлогов. Игра “Прятки” – Хорошо жить домашним птицам рядом с человеком, а есть ли у домашних птиц враги? (Коты, вороны, соколы, коршуны.)
(Дети прячут цыплят.) – Куда ты спрятал цыплёнка? (– Я спрятал цыплёнка под стол.) – Откуда ты достаёшь цыплёнка? (– Я достаю цыплёнка из-под стола.) |
На данном этапе логопед учит детей правильно пользоваться предлогами: под и из-под и обобщает знания детей о врагах птиц. | Дети прячут цыплят и отвечают на вопросы учителя. |
III. Итог занятия. – Молодцы! Всех цыплят
сберегли, никого коршун не утащил. Хорошо сегодня поработали. |
Учитель подводит итог, определяет его результативность и выясняет настроение детей к концу занятия. | Дети рассказывают о наиболее запомнившихся моментах занятия. |