«Ученик – это не сосуд,
который надо заполнить,
а факел, который надо зажечь»
В настоящее время перед системой школьного образования стоят серьезные проблемы, которые предъявляют качественно иные требования к характеру и содержанию обучения. Приоритетным направлением становится развитие творческой, самостоятельной и свободной личности, стремящейся к самореализации, саморазвитию и достижению успехов в обучении.
В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей совершенствования учебного процесса в школе. Это предполагает использование всего спектра образовательных возможностей, предусматривающих инновационные формы, методы и средства, направленные на развитие индивидуальных и личностных качеств учащихся. Одним из возможных вариантов решения проблемы является использование исследовательской деятельности учащихся для получения дополнительных знаний при решении нестандартных задач.
Работа по формированию интеллектуальных и творческих способностей школьников может дать ощутимый результат, если она носит систематический характер. В моем классе сложилась следующая структура деятельности учитель-ученик, которую можно представить в виде таблице по трем этапам процесса.
Таблица 1
Ученик |
Учитель |
Индивидуально выбирает тему |
Мотивирует запрос |
Выполняет исследования |
Обучает способам исследовательской деятельности, консультирует |
Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу |
Анализирует проект, дает рекомендации |
Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют современные интерактивные технологии, такие как метод проектов, компьютерные классы, Интернет и т.п., которые широко мною внедряются.
Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда достаточный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач, которые происходят на индивидуальных и групповых консультациях.
Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время
Учебно-исследовательская деятельность учащихся помогает увидеть красоту математики, ощутить радость от процесса решения математической задачи, научиться обнаруживать математические аспекты в проблемах, на первый взгляд далёких от математики.
Я, прежде всего, выявляю, кто из учеников способен заниматься серьёзной исследовательской работой, занимаюсь с ними, как правило, после уроков. Работа носит индивидуальный характер. Стараюсь осуществлять руководство научной деятельностью старшеклассников: вместе выбираем тему, с которой им предстоит работать. Выбор темы должен подчиняться правилам:
- быть интересной ученику, увлекать его;
- соответствовать возрастным особенностям учащегося;
- быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
В моей практике темы исследовательских работ учащихся были часто подсказаны ситуациями на уроках. После того, как тема выбрана, составляем вместе план работы. Далее я провожу консультации и контролирую выполнение этапов работы, т.е. ученик, развивая такие важные для будущего исследователя качества, как творческое мышление, ответственность и умение отстаивать свою точку зрения, постоянно испытывает внимание и поддержку с моей стороны.
96 % выпускников поступают в вузы страны на математические и экономические факультеты.
Для некоторых выпускников учебно-исследовательская работа в лицее стала основой научно-исследовательской деятельности в ВУЗах.
Научно-исследовательская деятельность для учащегося значима тогда, когда он видит результаты своего труда, поэтому предлагаю учащимся выступать со своими рефератами и научно-исследовательскими работами по математике на школьных научно-практических конференциях, на студенческой конференции в ЕГУ имени И.А. Бунина. Работы занимают призовые места, получают высокие оценки, отмечаются благодарственными письмами.
Внеурочная деятельность позволяет вырабатывать высокую работоспособность у школьников, развивать их кругозор, учит умениям анализировать и сравнивать научную информацию, вести диалог и дискуссию, находить различные варианты доказательств, излагать результаты своих исследований.
Творческая исследовательская деятельность предполагает максимальную степень свободы учащихся. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности школьников. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной деятельности:
- репродуктивный (тренировочный);
- реконструктивный;
- творческий (поисковый).
Репродуктивный уровень эффективен в решении математических задач, проведении самостоятельных практикумов с помощью компьютерных тренажеров.
Реконструктивный уровень осуществляется с помощью компьютерного моделирования, работы с имитационными моделями.
Творческое начало реализуется, прежде всего, в подготовке самостоятельных исследовательских работ и создании проектов.
Этапы подготовки исследовательской работы
Руководителем исследовательской работы является учитель, специализирующийся в области математики. Деятельность учителя заключается в следующем:
- предложение и корректировка темы работы школьника;
- обсуждение содержания и плана данной работы;
- рекомендации по подбору литературы;
- планирование и контроль за выполнением работы;
- написание рецензии, содержащей анализ работы и её оценку.
Рецензия должна отражать:
- актуальность темы,
- глубину изучения специальной литературы,
- объективность методов исследования,
- достоверность результатов, обоснованность выводов,
- стиль оформления работы,
- степень самостоятельности учащихся,
- предложения и выводы.
Защита исследовательской работы осуществляется на уроке, где кроме одноклассников могут присутствовать и ученики из других классов.
Процедура защиты исследовательской работы выглядит следующим образом:
- выступление учащегося с докладом;
- ответы на вопросы;
- обсуждение выступления, слабых и сильных сторон презентации;
- выставление оценки.
Например, исследовательские работы моих учеников на тему: «Комбинация тел» позволили ребятам улучшить и облегчить восприятие теоретического материала. Навыки, полученные в процессе работы, помогают при решении нестандартных задач, выходящих за рамки школьной программы. Кроме того, дети учатся находить как можно больше вариантов подхода к одной и той же проблеме, а также выбирать оптимальный вариант исходя из поставленных целей и задач. Данный навык позволяет рассматривать собственные действия и действия других с различных точек зрения, развивая тем самым критическую точку зрения.
Для анализа проведения исследовательской деятельности учащихся я в своей работе использую результаты анкетирования учеников, на основании которых можно сделать следующие выводы:
- Реализация метода исследовательской деятельности весьма перспективны при изучении математики. Исследовательская работа вызывает у учащихся неподдельный интерес и является более результативной, нежели на традиционных уроках.
- В процессе подготовки и проведения подобных исследований у учителя появляется возможность формирования у учащихся:
- новых умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;
- новых личностных качеств.
- Метод исследовательской деятельности может использоваться в учебном процессе для решения различных проблемных задач, в т.ч. для работы над новыми темами, приучая учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно. Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов, которые требуют достаточно серьезную самостоятельную поисковую, исследовательскую деятельность во внеурочное время.
- Организация и проведение данного метода требует обоснованного и разумного подхода учетом всех ранее выявленных замечаний. Такая деятельность не может проводиться, превращаясь в нечто повседневное; она должна являть собой праздник знаний, определенные вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является математика.
Подводя итоги использования метода исследовательской деятельности учащихся в профильном обучении, хотелось бы отметить следующее:
- роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся;
- знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближенны к реальной жизни и повседневной практике;
- изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном развитии;
- обучение математики в школе должны осуществлять учителя, умеющие проводить педагогические исследования и способные организовать исследовательскую деятельность учащихся для реализации процесса углубленного познания математики.
Таким образом, исследовательская деятельность в осуществлении профильного обучения является инновационной технологией в работе с учащимися, которая позволяет объединить в единое целое учебный материал и методику преподавания математики.