Пояснительная записка.
Современная молодежь живет в условиях политического плюрализма, свободы выбора, многопартийности. Однако этому предшествовали семьдесят лет монопольного руководства страной коммунистической партией. После Октябрьской революции в сравнительно короткий период в России сформировалось новое правительство, отражавшее новую расстановку политических сил в стране.
Период сталинизма – это очень трудное время истории России и очень противоречивый период с точки зрения его осмысления. Эпоха Сталина – это кровоточащая рана нашей истории, народная трагедия, с одной стороны – символ беззакония, с другой стороны – антинародная политика. Сегодня многое стало известно из того, что скрывалось десятилетиями. Этот период оставил в истории страны как положительные, так и отрицательные последствия.
Изучение истории складывания и развития тоталитаризма в нашей стране направлено на формирование гражданской позиции и нравственной оценки учащимися исторических событий.
Это предполагает решение следующих педагогических задач:
– раскрыть особенности тоталитарного режима и причины возвышения Сталина;
– определить суть культа личности, новой системы власти и управления обществом
– продолжить формирование умений работать с историческими документами,
сопоставлять информацию и обосновывать свое отношение к ней;
– способствовать формированию у старшеклассников умения анализировать, грамотно
излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.
На эту тему возможно проведение уроков, как по курсу истории, так и по курсу обществознания, информационная база курсов дает огромный потенциал для нравственного осмысления подростками судьбы Родины.
Предлагаемый вариант урока ориентирован на учащихся, которые знакомы с историей страны, имеют представление (по курсу обществознания) о политических режимах, правах человека. Урок можно рассматривать как интегрированный, на нем реализуются связи со многими предметами.
Общее время урока – 90 минут (пара). При отсутствии возможности сдвоенности уроков можно использовать другой вариант.
Любому преподавателю хочется сделать урок запоминающимся, разнообразным и интересным. Для этого необходимо привлечь внимание учащихся к изучаемым событиям новыми приёмами.
Нестандартные уроки.
Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.
Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках:
- Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;
- Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;
- При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;
- Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла.
Деловая игра – форма нестандартного урока.
Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых. Она обеспечивает условия комплексного использования имеющихся знаний предмета, профессиональной деятельности, совершенствования речи.
В деловых играх на основе игрового замысла модернизируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Урок – деловая игра (примерный вариант).
Цель:
- составить представление о сущности советской модели тоталитаризма;
- выяснить объективные и субъективные предпосылки возникновения и длительного существования тоталитарного режима;
- определить последствия Сталинского правления для истории нашей страны.
Задача:
- продолжить формирование умений работать с историческими документами, сопоставлять информацию и обосновывать свое отношение к ней;
- способствовать формированию умения делать оценочные выводы, высказывать и доказывать свое мнение.
Подготовка:
Для более успешной работы учащимся рекомендуется дать опережающее задание: студенты разделены на группы, которые должны собрать информацию и подготовить материал по основным признакам тоталитарного режима.
В процессе подготовки старшеклассники знакомятся с различной информацией, анализируют её и готовят выводы.
В составе групп – учащиеся с разным уровнем познавательной подготовки, разным подходом к учению. Совместная работа над заданием позволяет развивать взаимодействие с другими учащимися, способствует развитию умения работать в коллективе, оценивать чужой труд и готовиться к творческой деятельности.
При проведении урока у старшеклассников формируется самостоятельное мышление, умение владеть навыками использования информационных технологий. При этом совершенствуется система непрерывного и дифференцированного изучения дисциплины.
Оборудование:
– Карты “СССР в 1922-1936 гг.”, “Народное хозяйство СССР в 1926–1940 гг.”,
– презентация, подготовленная учителем в формате Power Point.
Методы обучения:
– информационно-развивающий (знакомство и использование информационных
технологий для проведения урока);
– проблемно-исследовательский (получение дополнительных знаний, умений и навыков
в процессе подготовки и изложении материала).
Внутрипредметные и межпредметные связи: обществознание, русский язык и литература, информатика, программное обеспечение.
Ход урока-игры
Вступительное слово учителя: Период сталинизма – очень сложный и спорный период истории России. Это период, когда в стране установился тоталитарный режим и культ личности Сталина.
Тоталитарное государство характеризуется полным (тотальным) контролем со стороны органов государственной власти над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод. При таком режиме правящая группа сохраняет власть благодаря насилию, массовым репрессиям и духовному подчинению населения.
Сложившаяся командно-административная система в СССР привела к установлению полного контроля над всеми сторонами жизни советского общества, что стало проявляться в экономике, политике, духовной сфере и социальной.
Тотальный режим имел в наличии надежную опору – систему карательных органов для преследования всех инакомыслящих. Расправы с идейными и политическими противниками для правящей партии стали обычной практикой.
С конца 20-х годов масштабы политических репрессий начали стремительно возрастать. Сталин выдвинул тезис о неизбежности обострения классовой борьбы в стране в ходе строительство социализма.
Сегодня существует множество подтвержденных фактов, характеризующих сталинский режим.
Выступление групп:
(Время на каждое выступление 5–7 минут.)
- Каждая группа представляет одного докладчика и двух содокладчиков.
- Докладчик должен четко сформулировать мнение группы по спорному вопросу и высказать аргументы в подтверждение своей позиции.
- Содокладчики имеют право дополнить выступление основного докладчика
- Оппоненты имеют право задавать вопросы.
- Все члены группы имеют право и должны участвовать в обсуждении проблемы.
- Все выступления завершаются анализом фактов и аргументов, представленных группами.
1-я группа: Дает характеристику тоталитарного режима в экономике и политике.
2-я группа: Характеризует социальную и духовную сферу при тоталитаризме.
3-я группа: Рассказывает о массовых репрессиях и терроре против населения страны.
По итогам выступлений о причинах и роли сталинизма в истории России делается заключительный вывод, с последующей записью в тетради основных точек зрения, сформулированных в ходе дискуссии:
- Точные цифры репрессированных даже невозможно подсчитать, по разным данным только расстреляно было от 700 тысяч до 2 млн. человек. Причем репрессии уничтожили цвет русского общества – интеллигенцию, духовенство, самых удачливых предпринимателей и самых трудолюбивых фермеров, опытных военачальников.
- Индустриализация имела большие успехи, но плата за эти успехи была слишком велика. Источники успехов: тяжелейший труд рабочих, ограбление всего русского народа, особенно деревни, распродажа национальных богатств и труд заключенных ГУЛАГа (от 2-х до 4-х млн. человек).
- Несмотря на утверждения коммунистической пропаганды, положение рабочих оставалось очень тяжелым, а положение крестьян было просто катастрофическим (отсутствие твердой зарплаты, больничных, пенсий, работа за трудодни, то есть "за палочки", введение паспортной системы, которая превратила крестьян в колхозных крепостных, практически военная дисциплина в колхозах).
- В стране установилась атмосфера страха и доносительства. Сталинские репрессии не просто уничтожили цвет русского общества, сталинизм испортил, извратил саму душу русского народа, приручив его к преклонению перед властью.
Для закрепления материала, раскрытого на уроке, используется презентация, подготовленной учителем в формате PowerPoint. (презентация и музыкальное оформление прилагаются). Приложение 1
Слово учителя: Диктатура Сталина была прямым следствием уникальных особенностей его личности и его непомерного стремления к власти. Россия пришла к диктатуре вопреки воле партии и потребностям страны.
Успехи, о которых много говорят сторонники Сталина, достигнуты не благодаря, а вопреки его режиму. Все эти успехи оплачены невероятно тяжелым трудом и даже жизнью миллионов советских людей.
Эпоха Сталина – это время уничтожения русского народа и русской цивилизации.